ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2004 года N 16/190
Об областной целевой программе \"Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005-2008 годах\"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2009 N 486-П НГР:RU30000200900921)
(Срок действия продлен на 2008 год:
постановление Правительства Астраханской области от 25.05.2007 N 193-П НГР:RU30000200700338)
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 07.11.2007 N 480-П НГР:RU30000200700843;
постановление Правительства Астраханской области от 25.05.2007 N 193-П НГР:RU30000200700338;
постановление Правительства Астраханской области от 28.04.2005 N 76-П НГР:RU30000200500199)
В соответствии с распоряжением Администрации Астраханской области от 26.12.2003 N 5/25-р \"О мероприятиях по стабилизации пассажирских перевозок в Астраханской области\", а также в целях обеспечения надлежащего уровня транспортного обслуживания населения Астраханской области и создания условий для эффективного функционирования системы общественного пассажирского транспорта
Администрация Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу \"Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005-2008 годах\" (далее - Программа).
(Пункт 1 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 25.05.2007 N 193-П НГР:RU30000200700338)
2. Определить государственным заказчиком Программы министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области.
3. Министерству экономического развития Астраханской области (Максимова Т.Н.) в течение всего периода реализации Программы при формировании бюджета включать ее в перечень областных целевых программ, предусмотренных к финансированию из областного бюджета.
4. Министерству финансов Астраханской области (Евлашев Н.Д.) осуществлять финансирование мероприятий Программы в течение 2005 - 2008 годов в пределах ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете на соответствующий год.
(Пункт 4 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 25.05.2007 N 193-П НГР:RU30000200700338)
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Врио Губернатора Астраханской области
А.П. Глазков
постановлением
Администрации
Астраханской области
от 12.11.2004 N 16/190
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА \"РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В 2005-2008 ГОДАХ\"
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 07.11.2007 N 480-П НГР:RU30000200700843)
Наименование Программы | - областная целевая программа \"Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005 - 2008 годах\" |
Основание для разработки Программы | - распоряжение Администрации Астраханской области от 26.12.2003 N 5/25-р \"О мероприятиях по стабилизации пассажирских перевозок в Астраханской области\" |
Государственный заказчик Программы | - министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области |
Основные разработчики Программы | - министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области, казенное предприятие Астраханской области \"Астраханьтрансавто\" |
Исполнители основных программных мероприятий | - министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области, министерство имущественныхи земельных отношений Астраханской области, казенное предприятие \"Астраханьтрансавто\", пассажирские автопредприятия |
Цели и задачи Программы | - повышение эффективности работы пассажирского транспорта; - повышение качества обслуживания и обеспечение безопасности перевозки пассажиров; - обновление и восстановление подвижного состава пассажирских автопредприятий; - развитие инфраструктуры автотранспортного комплекса; - разработка пакета нормативных правовых актов, повышающих эффективность государственного регулирования рынка транспортных услуг |
Сроки и этапы реализации Программы | 2005 - 2008 годы |
Объемы и источники финансирования | - всего - 251460 тыс. руб. в том числе: областной бюджет - 172 000 тыс. руб. прочие источники, в том числе: собственные средства - 26 260 тыс. руб. кредитные ресурсы - 53 200 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - качественный уровень транспортного обслуживания населения, стабильная работа пассажирских автотранспортных предприятий, обеспечение социальных гарантий населению |
Контроль за исполнением Программы | - министерство экономического развития Астраханской области, министерство промышленности, транспорта, связи и Астраханской области |
I. Введение
Областная целевая программа \"Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005 - 2008 годах\" разработана министерством промышленности, транспорта и связи Астраханской области во исполнение распоряжения Администрации Астраханской области от 26.12.2003 N 5/25-р \"О мероприятиях по стабилизации пассажирских перевозок в Астраханской области\".
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 25.05.2007 N 193-П НГР:RU30000200700338)
Программа предусматривает организационную, финансовую и иную поддержку развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Астраханской области.
II. Проблемы развития общественного пассажирского транспорта
Пассажирский транспорт играет важную роль в экономике Астраханской области, обеспечивая транспортную подвижность населения. Регулярными маршрутами общественного транспорта охвачены более 100 населенных пунктов области.
На рынке транспортных услуг в Астраханской области осуществляют деятельность 8 специализированных автотранспортных предприятий различных форм собственности - 2 предприятия государственной формы собственности, 3 муниципальных предприятия и 3 предприятия частной и смешанной формы собственности. Кроме юридических лиц, на рынке транспортных услуг представлены более 1500 индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на пассажирские перевозки и работающих, как правило, по договорам с перевозчиками, имеющими статус юридических лиц.
Согласно статистическим данным, объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом перевозчиков всех форм собственности составил в 2002 году 75,5 млн., в 2003 году - 103,6 млн. пассажиров.
Социальные (некоммерческие) перевозки на городских маршрутах осуществляют два государственных предприятия - АПАП-3 и АПАП-4. На пригородных и междугородных внутриобластных маршрутах работают АПАП-3, ООО \"Транспортная фирма \"Русь\", ООО \"Транспортная фирма \"Гранат\" и три муниципальных предприятия - Ахтубинское АТП, Енотаевское АТП, Харабалинские МУП \"Автомобилист\". Данные предприятия осуществляют перевозки как в социальном (некоммерческом), так и коммерческом режиме.
Наблюдается тенденция снижения объемов перевозок пассажиров на городских маршрутах автобусами большой вместимости государственных пассажирских предприятий. Это происходит по причине перераспределения пассажиропотока за счет увеличения количества автомашин \"Газель\" на городских маршрутах. Насыщение рынка транспортных услуг автомашинами \"Газель\" не решает проблемы перевозки пассажиров в час \"пик\", усугубляет финансовое положение государственных пассажирских предприятий, отрицательно сказывается на обеспечении безопасности перевозки пассажиров и на экологической ситуации. Существует тенденция коммерциализации пассажирских перевозок, что приводит к дисбалансу удовлетворения потребительского спроса населения. В то время, как платежеспособный спрос населения удовлетворяется полностью, возможность обеспечения социальных гарантий граждан льготных категорий существенно снижается.
Анализ финансово-экономического положения пассажирских предприятий показывает следующее: за период с 2000 по 2003 год эксплуатационные расходы возросли на 40 процентов, доходы - на 56 процентов. Основной причиной увеличения расходов пассажирских предприятий явилось удорожание ГСМ по сравнению с 2000 годом на 35 процентов и удорожание запасных частей и материалов в 2 раза.
По итогам 2002 года все предприятия имели положительный финансовый результат, за исключением АПАП-3 и Ахтубинского АТП, которые имели убытки соответственно 1265 тыс. руб. и 457 тыс. рублей.
В 2003 году ситуация значительно ухудшилась. Практически все предприятия имеют отрицательный финансовый результат, за исключением ООО \"Транспортная фирма \"Гранат\" и ОАО \"Астраханский таксомоторный парк\". Убытки пассажирских автотранспортных предприятий N 4 и N 3 по итогам 2003 года составляют соответственно 340 тыс. руб. и 3368 тыс. рублей.
Тариф на проезд в городском пассажирском транспорте, осуществляющем перевозку пассажиров в нескоростном режиме, за период с 2000 по 2003 год возрос с 2 руб. до 3 руб. При этом затраты на перевозку 1 платного пассажира, по данным за 2003 год, составляют: АПАП-4 - 5,70 руб., АПАП-3 - 8,1 рубля.
Существенным образом на результатах финансово-экономической деятельности пассажирских предприятий отражается необходимость осуществления государственного (муниципального) заказа на перевозки граждан льготных категорий, не обеспеченного соответствующим объемом бюджетного финансирования. В результате предприятия оказались лишены возможности развиваться, поддерживать свою материально-техническую базу, приобретать подвижной состав.
На финансово - экономическое положение предприятий большое влияние оказывает тарифная политика, проводимая Администрацией области. Установленный тариф на проезд лишь на 57 процентов покрывает затраты на перевозку пассажиров по городским маршрутам. На пригородных перевозках за счет выручки покрывается 90 процентов затрат. Частично затраты на покрытие разницы между себестоимостью проезда и установленным тарифом возмещаются за счет субсидий из областного бюджета.
Средняя заработная плата по области, по данным статистики, за 10 месяцев 2003 года составила 4538 руб., средняя заработная плата в пассажирских автотранспортных предприятиях за этот период (АПАП-3, АПАП-4, \"Русь\", \"Гранат\") - 2691 руб., что на 40 процентов ниже.
В критическом состоянии находится подвижной состав пассажирских предприятий, имеющих государственную и муниципальную форму собственности. Средний возраст всего имеющегося парка автобусов более 11 лет при нормативном сроке эксплуатации 6-7 лет. В 2001 году Администрацией области были приобретены 34 автобуса большой вместимости (20 автобусов ЛИАЗ-5256 и 14 автобусов \"Вольво\"), которые переданы в государственные предприятия АПАП-3, АПАП-4 и в настоящее время осуществляют работу на городских и пригородных маршрутах в некоммерческом режиме.
Приобретение автобусов в 2001 году лишь частично решило проблему с обновлением парка автобусов пассажирских предприятий. На сегодняшний день имеется потребность в приобретении не менее 100 автобусов большой вместимости. В настоящее время на городских маршрутах в социальном режиме работают 46 - 50 автобусов большой вместимости предприятий АПАП-3 и АПАП-4, хотя, по расчетам специалистов, их должно быть не менее 90, как это было до 1996 года.
Пассажирские перевозки в некоммерческом режиме всегда являлись убыточными, поскольку льготами на проезд в соответствии с действующим законодательством пользуются свыше 60 категорий пассажиров. Субсидии, выделяемые из областного бюджета на покрытие убытков от разности между установленным тарифом и фактической себестоимостью, и компенсационные выплаты за перевозку граждан льготных категорий меньше, чем обоснованные предприятиями и заявленные при формировании областного бюджета. При защите бюджетных заявок ежегодно возникают противоречия между ГУ \"Астраханьтрансавто\", представляющим интересы пассажирских предприятий, а также министерством финансов Астраханской области и министерством экономического развития Астраханской области, анализирующими представленную заявку. Противоречия заключаются в различном методическом подходе к определению убытков от разности в тарифах и суммы компенсационных выплат за перевозку пассажиров льготных категорий.
Существует необходимость в развитии транспортной инфраструктуры на территории области, в первую очередь для выполнения работ по обустройству автовокзала г. Астрахани. Помещение касс автовокзала арендуется у Астраханского отделения - филиала ФГУП \"Приволжская железная дорога\" МПС России. В автовокзале отсутствуют камеры хранения, помещения санитарно-бытового назначения, навес на посадочной площадке. Все это необходимо для осуществления нормального технологического процесса работы автовокзала. Установка навеса требует затрат в сумме 5 млн. рублей. Для работ по асфальтированию территории, которая согласно проекту должна выполнять функции площадки отстоя автобусов, у ГУ \"Астраханьтрансавто\" средств не имеется. Стоимость этих работ составляет более 3 млн. рублей.
Многие проблемы, существующие в сфере организации городских пассажирских перевозок, связаны с несоблюдением органами местного самоуправления действующих нормативных правовых актов. Статья 8 Закона Астраханской области от 27.10.2000 N 51/2000-ОЗ \"Об автомобильных пассажирских перевозках в Астраханской области\" предусматривает заключение государственного (муниципального) заказа и соответствующее финансирование, обязательное проведение конкурсной процедуры для перевозчиков, желающих работать на маршрутах, однако это не выполняется или выполняется частично. Необходимо в рамках соглашения определить совместные действия в сфере организации пассажирских перевозок государственными предприятиями АПАП-3 и АПАП-4.
Решение всех перечисленных проблем является необходимым условием стабилизации работы пассажирского транспорта на территории Астраханской области. Приоритеты должны быть смещены в сторону укрепления позиций специализированных предприятий путем пополнения парка автобусов большой и средней вместимости, увеличения их ежедневного выпуска на городские, пригородные и междугородные маршруты с одновременным сокращением частного коммерческого транспорта.
III. Основные цели и задачи Программы
Основной целью областной целевой программы \"Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005 - 2008 годах\" является создание устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей системы общественного пассажирского транспорта, отвечающей потребностям населения и доступной всем его слоям, включая малообеспеченные.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 25.05.2007 N 193-П НГР:RU30000200700338)
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач (приложение N 1):
- разработка пакета нормативных правовых актов, повышающих эффективность административных и экономических мер государственного регулирования процесса предоставления населению транспортных услуг;
- реформирование государственных пассажирских предприятий путем акционирования имущества АПАП-3 и ГУ "Астраханьтрансавто", а на базе АПАП-4 - создание муниципального предприятия;
- пополнение парка подвижного состава пассажирских автотранспортных предприятий, выполняющих государственный или муниципальный заказ на пассажирские перевозки в некоммерческом режиме;
- организация капитального ремонта подвижного состава;
- развитие транспортной инфраструктуры и создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей граждан в транспортном обслуживании на территории области.
IV. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2005 - 2008 годы.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 25.05.2007 N 193-П НГР:RU30000200700338)
V. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя:
1. Организационно-управленческие и экономические мероприятия.
Разработка пакета нормативных правовых актов, повышающих эффективность административных и экономических мер государственного регулирования процесса предоставления населению транспортных услуг.
В связи с несовершенством действующего законодательства пассажирский транспорт оказался вне правового поля, регулирующего в рыночных условиях сферу предоставления населению услуг пассажирских перевозок.
Одним из направлений реформирования работы пассажирского транспорта является разработка пакета нормативных правовых актов, в том числе методики расчета экономически обоснованного тарифа (приложение N 2). При разработке пакета документов должны быть использованы подходы, отраженные в материалах Общероссийской открытой программы содействия реформе на пассажирском транспорте.
Вопрос расчета экономически обоснованного тарифа (ЭОТ) лежит в основе финансовых взаимоотношений заказчика и перевозчика, при этом оба субъекта рыночных отношений используют различный методический подход к его определению. На основе экономически обоснованного тарифа определяется сумма дотационных субсидий на покрытие убытков от разности между установленным тарифом и фактической себестоимостью проезда одного пассажира. Экономически обоснованный тариф также необходим для определения суммы компенсационных выплат за перевозку граждан льготных категорий.