Основой преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве является реорганизация системы управления отраслью, основанная на принципах сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активного привлечения граждан к управлению своей собственностью в жилищной сфере. Именно в этом и заключается сущность новых способов управления многоквартирными домами, которые ориентированы на главенствующую в нем роль собственников помещений в многоквартирных домах.
Неудовлетворительное состояние многоквартирных домов не позволяет в полной мере реализовать обязанность собственников помещений по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества в таких домах, в том числе по проведению текущего и капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях ускорения решения жилищной проблемы в интересах граждан, эффективного проведения жилищной реформы в современных экономических условиях и повышения ее социальной направленности необходимо приведение жилищного фонда путем капитального ремонта в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортное проживание. Настоящая Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Астраханской области.
Из общего числа многоквартирных домов основная часть домов построена в период до 1970 года и по своему техническому состоянию требует проведения тех или иных видов работ капитального характера. В 2007 году за счет бюджетов всех уровней на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов затрачено 300 млн. рублей. Однако этих средств недостаточно для приведения жилищного фонда, расположенного на территории Астраханской области, в нормативное состояние.
В 2008-2009 годах мероприятия по проведению капитального ремонта жилищного фонда осуществлялись в рамках реализации постановлений Правительства Астраханской области от 25.06.2008 N 321-П "Об адресной программе "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Астраханской области в 2008 -2010 годах" и от 25.02.2009 N 61-П "Об адресной программе "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Астраханской области в 2009 году" (далее - программы 2008 и 2009 годов). В результате за 2008-2009 годы отремонтировано 758 многоквартирных домов в 15 муниципальных образованиях Астраханской области. Общий объем финансирования по программам 2008 и 2009 годов – 1 303 882,26 тыс. руб., в том числе:
средства Фонда - 991 260,75 тыс. руб.;
средства бюджета Астраханской области - 170 379,61 тыс. руб.;
средства муниципальных образований - 77 045,37 тыс. руб.;
средства собственников помещений в многоквартирных домах - 65 196,53 тыс. рублей.
N п/п | Наименование муниципального образования | Распределение средств в 2008 и 2009 годах, тыс.руб. | ||||
всего по Программе | средства Фонда | средства бюджета Астраханской области | средства муниципальных образований | средства собственников |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Всего, в том числе | 1 303 882,26 | 991 260,75 | 170 379,61 | 77 045,37 | 65 196,53 |
2 | Муниципальное образование "Город Ахтубинск" | 226 134,00 | 150 830,00 | 44 798,00 | 19 199,00 | 11 307,00 |
3 | Муниципальное образование "Город Астрахань" | 726 653,16 | 571 252,05 | 79 561,92 | 39 505,62 | 36 333,57 |
4 | Муниципальное образование "Город Камызяк" | 88 912,00 | 67 792,00 | 11 957,40 | 4 716,60 | 4 446,00 |
5 | Муниципальное образование "ЗАТО Знаменск" | 30 000,00 | 26 376,69 | 1 425,02 | 698,29 | 1 500,00 |
6 | Муниципальное образование "Город Харабали" | 14 999,00 | 13 187,38 | 743,13 | 318,53 | 749,96 |
7 | Муниципальное образование "Лиманский район" | 72 940,00 | 50 347,80 | 13 609,34 | 5 334,86 | 3 648,00 |
8 | Муниципальное образование "Рабочий поселок Красные Баррикады" | 15 000,00 | 13 188,36 | 743,15 | 318,49 | 750,00 |
9 | Муниципальное образование "Поселок Нижний Баскунчак" | 10 000,00 | 8 791,85 | 495,56 | 212,38 | 500,21 |
10 | Муниципальное образование "Приволжский район" | 11 466,00 | 7 648,00 | 2 333,00 | 912,00 | 573,00 |
11 | Муниципальное образование "Село Карагали" | 9 971,70 | 8 767,28 | 494,04 | 211,76 | 498,62 |
12 | Муниципальное образование "Евпраксинский сельсовет" | 9 987,77 | 8 781,39 | 494,86 | 212,06 | 499,46 |
13 | Муниципальное образование "Бирюковский сельсовет" | 9 969,00 | 8 764,49 | 493,95 | 211,84 | 498,72 |
14 | Муниципальное образование "Тумакский сельсовет" | 9 999,62 | 8 791,88 | 495,44 | 212,31 | 499,99 |
15 | Муниципальное образование "Черноярский сельсовет" | 31 123,01 | 22 244,58 | 5 256,80 | 2 065,63 | 1 556,00 |
16 | Муниципальное образование "Енотаевский сельсовет" | 36 727,00 | 24 497,00 | 7 478,00 | 2 916,00 | 1 836,00 |
Со всеми муниципальными образованиями в 2008-2009 годах были заключены соглашения о взаимодействии в рамках реализации на территории муниципальных образований программ 2008 и 2009 годов.
В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением Правительства Астраханской области от 21.08.2008 N 450-П утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям Астраханской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и их расходования, а также постановлением Правительства Астраханской области от 21.08.2008 N 461-П утвержден Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В связи с ежегодной финансовой необеспеченностью работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов вопрос о приведении жилищного фонда, расположенного на территории Астраханской области, в нормативное состояние стоит очень остро и делает невозможным перевод жилищного хозяйства в сферу рыночных отношений и формирование механизмов управления жилищным фондом. Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) введены новые условия проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В соответствии со статьей 154 Кодекса капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится за счет собственников жилых помещений. В настоящее время потребность в финансовых средствах на приведение многоквартирных домов в нормативное состояние составляет 2,5 млрд. рублей.
В целях оказания помощи гражданам в проведении капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предполагается участие Фонда, исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления с привлечением средств Фонда, бюджета Астраханской области, бюджетов муниципальных образований и средств собственников помещений в многоквартирных домах.