Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования Рязанской области на 2011 - 2014 годы"

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Основным условием усиления политической и экономической роли Рязанской области и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности региона. Главное конкурентное преимущество развитого региона тесно связано с возможностью развития его человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы профессионального образования. Профессиональное образование является источником обеспечения устойчивого экономического роста Рязанской области в средне- и долгосрочной перспективе.

В Рязанской области система профессионального образования при переходе на новый этап развития столкнулась со следующими проблемами:

- структура профессионального образования не полностью соответствует современным требованиям и инновационной экономике региона;

- сеть учреждений профессионального образования не обеспечивает оптимальное использование имеющихся ресурсов на территории Рязанской области;

- недостаточная информационная поддержка мероприятий, способствующих повышению привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

- несовершенны механизмы, обеспечивающие научно-методическое, ресурсное обеспечение образовательной деятельности, повышение квалификации педагогических работников профессионального образования, в том числе государственно-общественную оценку качества профессионального образования;

- отсутствует сервисная служба, обеспечивающая информационно-технологическое управление региональной системой профессионального образования, в том числе организацию региональных социологических опросов, мониторинговых исследований по вопросам деятельности учреждений профессионального образования.

Обозначенные проблемы не позволяют учебным заведениям профессионального образования эффективно развиваться и обеспечивать дальнейшее инновационное развитие экономики Рязанской области.

Цель политики модернизации профессионального образования региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности Рязанской области на уровне Российской Федерации. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сфере профессионального образования. Для этого необходимо внедрить в систему профессионального образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество профессионального образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности профессионального образования, обозначены основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р), предложениями по развитию образования, изложенными в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, принятыми по итогам заседаний Государственного совета.

Благодаря мерам, принятым в 2010 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 годы", создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли профессионального образования в социально-экономическом развитии Рязанской области на основе определения стратегии ее развития, концентрации образовательных и иных ресурсов в решении общих задач инновационного развития региона.

<Абзац в редакции постановления Правительства Рязанской области от 28.03.2012 г. N 70; нгр:RU62000201200137>

В настоящее время в системе профессионального образования Рязанской области идут системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества.

В рамках ряда долгосрочных целевых программ предусмотрены мероприятия по созданию условий для инновационного развития профессионального образования Рязанской области:

- долгосрочная целевая программа "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 годы", включающая подпрограммы: "Одаренные дети", "Комплексная безопасность образовательного учреждения", "Развитие начального и среднего профессионального образования Рязанской области" (утверждена Постановлением Правительства Рязанской области от 21.10.2009 N 295);

<Абзац в редакции постановления Правительства Рязанской области от 28.03.2012 г. N 70; нгр:RU62000201200137>

- долгосрочная целевая программа "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Рязанской области (2011 - 2014 годы)" (утверждена Постановлением Правительства Рязанской области от 27.10.2010 N 257);

<Абзац в редакции постановления Правительства Рязанской области от 28.03.2012 г. N 70; нгр:RU62000201200137>

- долгосрочная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Рязанской области на 2011 - 2014 годы" (утверждена Постановлением Правительства Рязанской области от 01.12.2010 N 308);

<Абзац в редакции постановления Правительства Рязанской области от 28.03.2012 г. N 70; нгр:RU62000201200137>

- долгосрочная целевая программа "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011 - 2014 годы" (утверждена Постановлением Правительства Рязанской области от 17.11.2010 N 294).

В связи с появлением новых требований и перспектив развития профессионального образования, а также в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить разработку региональных комплексных программ развития профессионального образования.

Реализация поставленных в Программе стратегической цели и задач требует применения эффективных механизмов и методов, направленных на создание целостной системы профессионального образования в Рязанской области. Предусматривается реструктуризация государственных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, трансформация организационно-правовой структуры государственного сектора профессионального образования, совершенствование системы профориентации и содействия трудоустройству выпускников, внедрение новых механизмов, способствующих повышению привлекательности и качества профессионального образования региона. Использование программно-целевого метода для решения проблем модернизации профессионального образования региона направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами региональной государственной политики в сфере профессионального образования в условиях бюджетных ограничений.

Программа как организационная основа региональной государственной политики в сфере профессионального образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях профессионального образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу профессионального образования на соответствующий уровень.

Реализация мероприятий Программы носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты профессионального образования Рязанской области, что позволит проводить единую государственную политику в области профессионального образования, обеспечит иное качество профессионального образования, формирование единого образовательного и информационного пространства.

Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на обеспечение деятельности учреждений профессионального образования.

Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий, затрагивающих систему профессионального образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на региональном уровне, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в профессиональном образовании.