(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 03.03.2011 N 47-п, от 05.10.2011 N 348-П, от 07.03.2012 N 69-П, от 14.08.2012 N 305-П)
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и оценка развития ситуации в среднесрочной и долгосрочной перспективах
Дошкольное и общее образование являются основой для получения жителями Ивановской области доступного качественного образования всех уровней. Их дальнейшее обновление и развитие призвано обеспечить эффективность образовательной отрасли в целом, создать и расширить возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан Ивановской области.
Фундаментальную роль в физическом и умственном развитии детей, сохранении и укреплении их здоровья, подготовке к школе играет дошкольный период жизни.
С 2006 года в Ивановской области наблюдается увеличение рождаемости, в связи с этим увеличивается и численность детей дошкольного возраста, посещающих образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Так, в 2008 году дошкольные учреждения посещали 41512 детей, в 2009 - 42531 ребенок, в 2010 - 44296 детей, в 2011 - 45036 детей, на 01.06.2012 - 45273 ребенка.
В 2012 году услугами дошкольного образования охвачено 76,5% детей в возрасте от 1 года до 7 лет, что на 12,7% выше среднероссийского показателя. С учетом развития вариативных форм охват детей дошкольным образованием в Ивановской области составляет 82,0%. По показателям, разработанным Минобрнауки, Ивановская область входит в десятку лучших субъектов Российской Федерации по обеспеченности местами детей в детских садах.
В целом по Ивановской области на 01.06.2012 численность детей дошкольного возраста, состоящих на учете для определения в дошкольные организации в возрасте от 1 года до 7 лет, составляет 7506 человек, в том числе:
- от 1 года до 3 лет - 7093 человека (г.о. Иваново - 3881 человек, Кинешма - 730 человек, Кохма - 467 человек, Родниковский район - 472 человека);
- от 3 до 5 лет - 413 человек (г.о. Кохма - 162 человека, Шуя - 121 человек, Иваново - 50 человек).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и в целях ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения в сфере дошкольного образования Ивановской области требуется решение следующих проблем:
1. Недостаточная обеспеченность местами в детских садах детей младшего дошкольного возраста.
2. Устаревшая материально-техническая база дошкольных учреждений, не отвечающая современным требованиям.
3. Использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования.
В связи с реализацией приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта модернизации образования (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования", приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2007 N 102 "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации - победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования") за последние 3 года значительные финансовые средства направлены на развитие общего образования Ивановской области.
Повышение расходов на образование привело к существенному изменению условий предоставления образования и повышению уровня квалификации педагогических кадров.
В школах Ивановской области существенно улучшилась материальная база: приобретены учебно-методические кабинеты, практически все школы обеспечены современными компьютерами и подключены к сети Интернет. В сельские школы осуществлены поставки современных автобусов. На конкурсной основе проводится поддержка инновационных школ и лучших учителей.
С 2009 года функционирует региональный Центр по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осуществляющий информационно-методическую поддержку дистанционного обучения детей-инвалидов в муниципальных образованиях.
В базовых школах и муниципальных ресурсных центрах оборудовано 41 рабочее место для работы дистанционных педагогов, 60 педагогов прошли обучение технологиям дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2010 году в Ивановской области созданы условия для дистанционного образования 90 детей-инвалидов.
В 2009 году в условиях вступления в силу новых санитарно-эпидемиологических правил и Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" была проведена большая совместная работа по обеспечению безопасных условий в учреждениях образования, укреплению материальной базы образовательных учреждений, включая ремонт и оборудование медицинских кабинетов и пищеблоков школ.
В 2010 году в центре внимания остается решение вопросов по обеспечению условий безопасных перевозок, содержанию и эксплуатации парка школьных автобусов. В целях создания безопасности в образовательных учреждениях в 2010 году необходимо продолжить мероприятия по противопожарной безопасности, изыскать финансовые и технические возможности для оборудования кнопкой экстренного вызова полиции всех общеобразовательных учреждений Ивановской области, обеспечить системой видеонаблюдения базовые школы.
Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием и квалифицированными педагогическими кадрами, увеличение числа образовательных учреждений, способных предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг независимо от места проживания их потребителей.
В связи с реализацией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и введением новых государственных образовательных стандартов усиливаются требования к предоставлению современных условий организации образовательного процесса. Вместе с тем, по данным федерального оператора комплексного проекта модернизации образования, не более 50% школ Ивановской области в полном объеме отвечают этим требованиям.
Остается неравномерным оснащение образовательных учреждений современным учебным оборудованием. В Ивановской области сохраняется большое количество малокомплектных сельских школ (26%) с небольшой численностью учащихся, что не позволяет предоставлять качественные образовательные услуги по профильному образованию старшеклассников.
По поручению Правительства Ивановской области от 26.03.2010 N 2550/06-1-31-7 необходимо проработать вопрос по дистанционному образованию учащихся малокомплектных школ. В связи с этим определены экспериментальные площадки по внедрению дистанционного обучения на базе сельских образовательных учреждений, имеющих опыт организации профильного обучения старшеклассников в дистанционной форме. В рамках эксперимента в 2010 - 2011 годах разработана модель дистанционного образования школьников по отдельным предметам, подготовлена необходимая нормативная база и разработан норматив финансирования образовательных услуг, предоставляемых в дистанционной форме.
Однако низкая скорость каналов доступа к сети Интернет в муниципальных районах Ивановской области, медленное обновление компьютерной техники в сельских малокомплектных школах не позволяют обеспечить предоставление образовательных услуг в дистанционной форме на современном уровне, включение в учебный процесс учащихся малокомплектных школ, возможность создания интернет-классов, а не только индивидуальное обучение.
Кроме того, в Ивановской области еще недостаточно педагогов, мотивированных к достижению высокого качества образования, и только 50% активно используют современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2015 годы предусматривает создание к 2016 году условий для дистанционного образования для 90% детей-инвалидов - не менее 190 человек, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья и не имеющих противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.