ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
{Изменение:
Постановление правительства Еврейской автономной области от 28.09.2012 N 488-пп;
Постановление правительства Еврейской автономной области от 29.10.2012 N 624-пп;
Постановление правительства Еврейской автономной области от 19.02.2013 N 62-пп;
постановление правительства Еврейской автономной области от 17.12.2013 N 696-пп}
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года правительство Еврейской автономной области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Социальная адаптация выпускников детских домов и школ-интернатов Еврейской автономной области" на 2012 - 2015 годы.
{Изменение: Постановление правительства Еврейской автономной области от 28.09.2012 N 488-пп}
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Еврейской автономной области Пинчук И.Н.
3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор области
А.А. Винников
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 28.02.2012 N 77-пп
{Программа в редакции:
Постановления правительства Еврейской автономной области от 28.09.2012 N 488-пп;
Постановления правительства Еврейской автономной области от 29.10.2012 N 624-пп}
Наименование | Социальная адаптация выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Еврейской автономной области |
Основание для | Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года |
Государственный | Комитет образования Еврейской автономной области |
Основные разработчики | Комитет образования Еврейской автономной области |
Цель программы | Обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Целевые индикаторы (по годам реализации) программы | Целевые индикаторы и показатели указаны в таблице 1 |
Основные задачи программы | 1. Нормативно-правовое регулирование организации постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Сроки и этапы | 2012 - 2015 годы |
Исполнители основных | Комитет образования Еврейской автономной области; |
{Изменение: Постановление правительства Еврейской автономной области от 19.02.2013 N 62-пп } | |
Объемы и источники | Общий объем финансирования программы составляет 945,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Обеспечение повышения квалификации не менее 75 специалистов интернатных учреждений по технологиям сопровождения выпускников. |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляется комитетом образования Еврейской автономной области, который является государственным заказчиком программы. Ежеквартально и по итогам года государственный заказчик программы представляет в управление экономики правительства Еврейской автономной области отчет о ходе и результатах реализации программы |
В число наиболее актуальных задач в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждениях для детей-сирот.
Актуальность и значимость данной проблемы нашла отражение в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, в котором была поставлена задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выпускниками учреждений для детей-сирот являются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения.
Согласно проведенному мониторингу за период 2009 - 2011 годов из детских домов и школ-интернатов области всего выпустился 321 человек, в т.ч. 233 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 203 - в возрасте от 16 до 18 лет, 30 человек - старше 18 лет. Имеются данные, что 64,1 процента выпускников (161 человек) для дальнейшего обучения поступили в учреждения начального профессионального образования; 23,1 процента (58 человек) - в учреждения среднего профессионального образования (техникумы, колледжи); 5,6 процента (14 человек) - в высшие учебные заведения.
Законом Еврейской автономной области от 24.12.2004 N 400-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еврейской автономной области" установлены меры социальной поддержки выпускников детских домов с целью реализации ими права на образование.
Комитетом образования Еврейской автономной области разработан и реализуется комплекс мероприятий, направленный на организацию эффективного сопровождения и улучшение адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов в обществе.
В целях формирования в учреждениях общественного воспитания системы обеспечения жизнедеятельности и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области реализована областная целевая программа "Дети-сироты" на 2011 год (постановление правительства от 26.10.2010 N 417-пп).
В интернатных учреждениях проводится определенная работа по социализации воспитанников. Вместе с тем, вступая в самостоятельную жизнь, выпускники детских домов и школ-интернатов сталкиваются с проблемами, которые большинство из них не могут решить самостоятельно, испытывая трудности при адаптации в социуме. Большинство выпускников на протяжении еще одного-трех лет нуждаются в поддержке и помощи.
Несмотря на перечисленные выше мероприятия, организация сопровождения выпускников затруднена по ряду причин, связанных:
- с отсутствием системы управления процессом социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения водителей;
- недостаточно активным использованием ресурсов самих выпускников в решении вопросов их социальной адаптации;
- невысоким уровнем владения педагогами инновационными технологиями сопровождения.
Анализ данных проблем позволяет сделать вывод о назревшей необходимости системных действий, применения эффективных, согласованных механизмов преодоления сложившейся ситуации, построения целостной системы постинтернатного сопровождения.
Постинтернатным сопровождением признается вид социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет с целью оказания им содействия в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации права на жилое помещение, приобретении навыков адаптации в обществе.
Использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания системы постинтернатного сопровождения.
3.1. Цель и задачи программы.
3.1.1. Цель программы - обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.1.2. Задачи программы:
- нормативно-правовое регулирование организации постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- повышение квалификации ежегодно не менее 25 специалистов, занимающихся социальной адаптацией и постинтернатным сопровождением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- подготовка ежегодно не менее 40 воспитанников интернатных образовательных учреждений к самостоятельной жизни;
- содействие ежегодно не менее 40 выпускникам детских домов и школ-интернатов в получении образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, реализации их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов.
Оценка результативности программы будет осуществляться на основании целевых индикаторов и показателей:
Таблица 1
N | Целевые индикаторы и показатели | Единица измерения | Значение показателя | |||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Доля воспитанников интернатных учреждений, охваченных дополнительным образованием | процент | 78 | 80 | 86 | 88 |
2 | Повышение квалификации специалистов интернатных учреждений по технологиям сопровождения выпускников | человек | - | 50 | 50 | 25 |
3 | Доля выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников: | процент | 89 | 90 | 91 | 92 |
4 | Число выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших профориентационное консультирование | человек | 20 | 20 | 20 | 20 |
5 | Число выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных социально-педагогическим сопровождением | человек | 60 | 61 | 62 | 63 |
6 | Количество выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустроившихся по полученной профессии или продолживших обучение в учреждениях профессионального образования | процент | 39 | 40 | 41 | 42 |
Программа реализуется в два этапа.
На первом этапе (2012 год) планируется:
- подготовить и принять нормативно-правовой акт по обеспечению организации деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На втором этапе (2013 - 2015 годы) будут реализованы основные мероприятия программы, направленные, на решение задач по формированию системы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов с указанием сроков, необходимых для их реализации.
Таблица 2
N п/п | Наименование задач, программных мероприятий, источники финансирования | Затраты всего | Срок реализации | Исполнители программных мероприятий | Ожидаемые результаты в количественном измерении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Нормативно-правовое регулирование организации постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||||
1.1 | Подготовка проекта закона Еврейской автономной области | - | 2012 | Управление по опеке и попечительству области | Формирование инфраструктуры организации постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2. Повышение квалификации ежегодно не менее 25 специалистов, занимающихся социальной адаптацией и постинтернатным сопровождением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||||
2.1 | Разработка и включение модуля по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в программы повышения квалификации работников интернатных учреждений | - | 2012 | Комитет образования области, | Формирование профессионально-педагогических компетентностей работников интернатных учреждений по управлению позитивной социализацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2.2 | Организация проблемных курсов для работников интернатных учреждений по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, | 100,0 | 2013 - 2014 | Комитет образования области, | Обеспечение ежегодно повышения квалификации не менее 25 специалистов интернатных учреждений по технологиям сопровождения выпускников |
2.3 | Организация научно-практических семинаров для специалистов интернатных учреждений по вопросам постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 30,0 | 2015 | Комитет образования области, | Обеспечение повышения квалификации не менее |
2.4 | Проведение ежегодного обучающего семинара для специалистов управления по опеке и попечительству области, социальных работников образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам защиты жилищных прав выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | - | 2012 - 2015 | Управление по опеке и попечительству области | Оказание правовой консультативной помощи ежегодно не менее 25 специалистам управления по опеке и попечительству области, социальным работникам образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2.5 | Психолого-педагогическое консультирование педагогов, работающих с воспитанниками детских домов и школ-интернатов | - | 2012 - 2015 | Комитет образования области, | Повышение профессиональной компетенции ежегодно не менее 15 педагогов детских домов и школ-интернатов |
3. Подготовка ежегодно не менее 40 воспитанников интернатных | |||||
3.1 | Дооборудование четырех комнат социально-бытовой ориентировки в детских домах и школах-интернатах бытовой техникой, кухонным оборудованием, мебелью, | 372,0 | 2013 - 2015 | Комитет образования области, | Создание в интернатных учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания (комфортные условия проживания, формирование разновозра стных семейных групп) |
3.2 | Разработка и реализация программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и профессиональному самоопределению | - | 2012 - 2015 | Комитет образования области, | Увеличение на |
3.3 | Приобретение оборудования для осуществления допрофессиональной подготовки воспитанников интернатных учреждений, | 200,0 | 2014 - 2015 | Комитет образования области, | Приобретение двух комплектов оборудования, в том числе по годам: |
3.4 | Разработка курса и проведение психолого-социально-правовых занятий "Основы семейной жизни для старшеклассников- воспитанников детских домов и школ-интернатов", | 13,0 | 2013 - 2015 | Управление по внутренней политике правительства области, | Ежегодное проведение информационно-практических занятий для 45 старшеклассников - воспитанников детских домов и школ-интернатов |
{Изменение: Постановление правительства Еврейской автономной области от 19.02.2013 N 62-пп } | |||||
3.5 | Приобретение оборудования для получения воспитанниками дополнительного образования, | 190,0 | 2014 - 2015 | Комитет образования области, | Приобретение не менее 3 комплектов спортивного оборудования, тренажеров и др. |
{Следующая строка в редакции: постановление правительства Еврейской автономной области от 17.12.2013 N 696-пп } | |||||
3.6 | Организация и проведение профориентационных экскурсий на предприятия, в учреждения для выпускников детских домов и школ-интернатов области, | 40,0 | 2014 - 2015 | Комитет образования области, ОГОБУ "Детский дом N 2", ОГОБУ "Школа-интернат | Организация экскурсий на предприятия области, г. Хабаровска ежегодно для |
4. Содействие ежегодно не менее 40 выпускникам детских домов и школ-интернатов в получении образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, реализации их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов | |||||
4.1 | Обеспечение разработки карт социального сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | - | 2012 | ОГБУ "Центр психолого-медико-педагогической помощи", | Систематизация информации по сопровождению выпускников детских домов и школ-интернатов области из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
4.2 | Диагностика профессионального самоопределения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | - | 2012 - 2015 | ОГОБУ "Детский дом N 1", | Ежегодное диагностическое обследование не менее 40 выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
4.3 | Создание в учреждениях профессионального образования служб социально-педагогического сопровождения | - | 2012 - 2015 | Учреждения начального и среднего профессионального образования | Увеличение на |
4.4 | Проведение правового лектория для воспитанников, обучающихся студентов образовательных учреждений области по вопросам защиты их прав на жилые помещения | - | 2012 - 2015 | Управление по опеке и попечительству области | Повышение уровня правовых знаний ежегодно не менее 35 воспитанников, обучающихся студентов образовательных учреждений области по вопросам защиты их прав на жилые помещения |
4.5 | Организация и проведение лекций, бесед по пропаганде здорового образа жизни для выпускнико в детских домов и школ-интернатов области | - | 2012 - 2015 | Управление здравоохранения правительства области, | Внедрить в практику работы детских домов и школ-интернатов области эффективные формы работы с воспитанниками по формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни |
4.6 | Предоставление государственной услуги по профессиональной ориентации выпускникам детских домов и школ-интернатов | - | 2012 - 2015 | Управление трудовой занятости населения правительства области, | Проведение профориентационных консультаций ежегодно не менее чем с |
4.7 | Оказание консультативной, психологической поддержки выпускникам детских домов и школ-интернатов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | - | 2013 - 2015 | Комитет социальной защиты населения правительства области | Предоставление консультативной, психологической поддержки ежегодно не менее 10 выпускникам детских домов и школ-интернатов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
4.8 | Организация социального патронажа инвалидов-сирот из числа выпускников детских домов и школ-интернатов | - | 2012 - 2015 | Комитет социальной защиты населения правительства области, | Предоставление социальных услуг не менее |
4.9 | Содействие временному трудоустройству безработных граждан из числа выпускников детских домов и школ-интернатов | - | 2013 - 2015 | Управление трудовой занятости населения правительства области, | Трудоустройство |
4.10 | Организация и оказание психологической помощи выпускникам детских домов и школ-интернатов до 18 лет из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | - | 2012 - 2015 | Комитет образования области, | Снижение факторов риска при адаптации ежегодно не менее чем у |
4.11 | Организация работы и обеспечение функционирования "Телефона доверия" | - | 2012 - 2015 | ОГБУ "Центр социально-психологической помощи семье и молодежи" | Снижение критических ситуаций, возникающих среди выпускников детских домов и школ-интернатов при адаптации в социуме. |