Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

от 17 сентября 1986 года N 1115

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства

(с изменениями на 1 июля 1991 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 декабря 1987 года N 1405 (изменения вступили в силу с 1 января 1988 года);

постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1991 года N 432.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе также учтено:

постановление Совета Министров СССР от 8 апреля 1987 года N 427.

____________________________________________________________________



Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов отмечают, что реализация задач, поставленных XXVII съездом КПСС по ускорению социально-экономического развития страны, повышению эффективности производства, укреплению социальной справедливости, требует существенного улучшения всей системы материального стимулирования, наведения должного порядка в этом важном деле.

В промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, сельском хозяйстве накоплен определенный положительный опыт стимулирования высокопроизводительного труда, применения прогрессивных форм индивидуальной и коллективной заинтересованности в высоких трудовых достижениях.

Однако действующая система заработной платы во многих отраслях народного хозяйства не отвечает требованиям ускорения научно-технического прогресса, перехода на интенсивные методы хозяйствования, повышения качества продукции и не соответствует современному уровню организации производства и труда. Недостаточно поощряется выполнение сложных и ответственных работ, неоправданно уменьшились различия в оплате труда рабочих и специалистов в зависимости от их квалификации и эффективности работы. Значительное распространение получили выплаты различного рода незаработанных денег и приписки. Система организации и оплаты труда слабо стимулирует выпуск высококачественной продукции.

Применяемые тарифные ставки и должностные оклады существенно устарели. Доля тарифа в заработной плате рабочих составляет в ряде отраслей менее 50 процентов. Премии, надбавки и доплаты во многом утратили стимулирующую роль. Крупные недостатки сохраняются в нормировании труда, работа по его улучшению ведется крайне медленно и не дает необходимых экономических результатов. Привлечение и закрепление кадров на производстве зачастую осуществляются путем завышения оплаты труда и необоснованного предоставления льгот и преимуществ. Заработная плата регулируется множеством нормативных актов, инструкций и положений, слабо увязанных между собой и сковывающих инициативу и самостоятельность предприятий. Недостаточна роль трудовых коллективов в решении вопросов оплаты труда и материального стимулирования.

Все это ведет к снижению заинтересованности рабочих, специалистов и служащих в результатах труда, широкому распространению уравнительности, нерациональному расходованию средств на заработную плату, нарушениям установленных соотношений между темпами прироста производительности труда и средней заработной платы, что в конечном итоге сдерживает повышение эффективности общественного производства.

Министерства и ведомства, партийные, советские и профсоюзные органы, руководители объединений, предприятий и организаций нередко мирятся с таким положением, не дают принципиальной оценки этим негативным явлениям, ослабили контроль за организацией заработной платы, недостаточно заботятся о распространении передового опыта стимулирования труда.

Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов

постановляют:

1. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, профсоюзным органам, объединениям, предприятиям и организациям считать совершенствование заработной платы одним из важнейших рычагов обеспечения выполнения поставленной партией задачи по ускорению темпов экономического роста, органической частью нового хозяйственного механизма, полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

Осуществить меры по значительному улучшению организации заработной платы, обеспечив ее прямую связь с результатами труда, ликвидировать уравнительность во всех формах и проявлениях, сделать систему оплаты труда доступной и ясной для понимания каждого работника. Проводить эту работу при непосредственном участии трудящихся, наиболее полно использовать широкие права, предоставленные трудовым коллективам в области оплаты и нормирования труда.

ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, первичным партийным организациям развернуть организаторскую и политико-воспитательную работу по повышению эффективности всей системы материального и морального стимулирования труда на принципиально новой основе. В этих целях сосредоточить усилия трудовых коллективов на мобилизации внутрипроизводственных резервов для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования заработной платы, введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства. Обеспечить систематический и действенный контроль за выполнением этого важнейшего социально-экономического мероприятия двенадцатой пятилетки.

Основные принципы совершенствования
организации заработной платы

2. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям при улучшении всей системы заработной платы обеспечить:

создание необходимых условий для последовательного и повсеместного установления строгой зависимости заработной платы от количества и качества труда, от конечных производственных результатов, усиление контроля за мерой труда и мерой потребления;

расширение прав и повышение ответственности объединений, предприятий и организаций в стимулировании эффективного труда в новых условиях хозяйствования, совершенствования управления, углубления хозяйственного расчета и перехода на принципы самофинансирования на основе широкого внедрения стабильных экономических нормативов;

ориентацию системы морального и материального стимулирования на коренное повышение качества продукции и выполняемых работ, имея в виду достижение высшего мирового уровня. Качество должно являться главным критерием оценки профессиональной подготовленности работников;

рост и совершенствование заработной платы в пределах зарабатываемых трудовыми коллективами средств за счет повышения эффективности производства, рационального использования фондов, направляемых на оплату труда работников;

расширение самостоятельности объединений, предприятий и организаций в расходовании фонда заработной платы и в стимулировании выполнения работ с меньшей численностью персонала;

повышение роли трудовых коллективов в организации эффективной системы материальных и моральных стимулов. Заработанные коллективами средства должны оставаться в их распоряжении и использоваться на материальное поощрение работников в соответствии с трудовым вкладом каждого в общие результаты работы;

усиление заинтересованности рабочих, специалистов и служащих в мобилизации имеющихся резервов, во внедрении передового опыта, в добросовестном, квалифицированном и высокопроизводительном труде; повышение ответственности работников за упущения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины.

Совершенствование организации заработной платы осуществить на основе перестройки тарифной системы, повышения качества нормирования труда, внедрения прогрессивных форм оплаты труда и премирования, усиления связи доплат и надбавок с конкретными достижениями в труде. Намечаемые меры органически увязать с внедрением новых методов хозяйствования и управления, передовой организации труда и производства.

3. Ввести в двенадцатой пятилетке новые повышенные тарифные ставки и должностные оклады работников производственных отраслей народного хозяйства в пределах фонда заработной платы, образованного по утвержденным стабильным нормативам и показателям за произведенную продукцию или выполненный объем работ.

При введении новых ставок и окладов улучшить соотношения в оплате труда по отраслям, категориям и профессиональным группам трудящихся с учетом сложности и условий выполняемых работ. Повысить долю тарифов в среднемесячной заработной плате работников до 70-75 процентов. Обеспечить преимущество в оплате труда рабочих и специалистов, непосредственно занятых разработкой, изготовлением и обслуживанием новой, высокопроизводительной техники и технологии.

Утвердить условия оплаты труда, тарифные ставки и должностные оклады работников производственных отраслей согласно приложениям N 1-31.

4. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить в 1987 году повсеместный переход на нормативные методы образования фондов заработной платы в производственных отраслях народного хозяйства. На этой основе укрепить непосредственную связь размеров средств на оплату труда с конечными результатами работы.

Довести стабильные нормативы на двенадцатую пятилетку до министерств и ведомств, а министерствам и ведомствам - до подведомственных объединений, предприятий и организаций, дифференцированные с учетом особенностей производства.

Объединениям, предприятиям и организациям широко применять нормативный метод планирования средств на заработную плату для структурных подразделений, особенно при внедрении внутрипроизводственного хозрасчета и переходе на подрядные принципы работы.

Установленные пятилетним планом на соответствующий год нормативы образования фонда заработной платы изменению не подлежат.

5. Расширить возможности стимулирования выполнения возрастающего объема работ с меньшей численностью персонала. Предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций производственных отраслей по согласованию с профсоюзными комитетами вводить для работников доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) и размеров доплат за счет и в пределах экономии фонда заработной платы, образующейся по тарифным ставкам (должностным окладам) высвобожденных работников.

Совершенствование заработной платы рабочих

6. Осуществить комплекс мер, направленных на улучшение организации заработной платы рабочих, имея в виду:

повысить тарифные ставки рабочих в среднем на 20-25 процентов;

усилить заинтересованность рабочих в повышении квалификации, выполнении сложных и ответственных работ при переходе в более высокие тарифные разряды на основе прогрессивного нарастания размеров тарифных ставок. Обоснованно оценивать условия труда и интенсивность выполняемых работ;

обеспечить преимущества в оплате труда рабочих, занятых на особо сложном и уникальном оборудовании, в гибких автоматизированных производствах, и рабочих, обслуживающих агрегаты, машины, механизмы и транспортные средства, позволяющие резко повысить производительность труда, коренным образом улучшить качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, экономить топливно-энергетические и другие материальные ресурсы;

обеспечить единство в оплате труда рабочих одинаковых профессий, выполняющих работы равной сложности в различных отраслях. Установить сквозные условия оплаты труда во всех производственных отраслях для рабочих, занятых в железнодорожных и автотранспортных цехах, на ремонтных, погрузочно-разгрузочных и ряде других работ.

Обязать руководителей объединений, предприятий и организаций осуществить по согласованию с профсоюзными комитетами одновременно с введением новых тарифных ставок и должностных окладов перетарификацию работ и рабочих, установить квалификационные разряды в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, занятых в народном хозяйстве.

7. В целях расширения самостоятельности объединений, предприятий и организаций в оценке условий труда предоставить их руководителям право по согласованию с профсоюзными комитетами вводить с учетом опыта производственного объединения "АвтоВАЗ" для рабочих дифференцированные (по ступеням) доплаты в размере до 12 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и до 24 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Устанавливать доплаты по результатам аттестации рабочих мест и начислять их за время фактической занятости рабочего на таких рабочих местах. При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшать или отменять полностью.

Перечень конкретных работ, рабочих мест и размеры доплат за неблагоприятные условия труда включать в коллективные договоры объединений, предприятий и организаций одновременно с мероприятиями по улучшению условий труда. *7.2)

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС утвердить по представлению соответствующих министерств и ведомств и профсоюзных органов типовые перечни, а министерствам и ведомствам на их основе - согласованные с ЦК профсоюзов отраслевые перечни работ с тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Предоставить право руководителям объединений и предприятий машиностроения и легкой промышленности по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать рабочим, работающим на конвейерах, поточных и автоматических линиях, дифференцированные (по ступеням) доплаты за интенсивность труда в размере до 12 процентов тарифной ставки.

Общая сумма доплат за условия и интенсивность труда не должна превышать 24 процентов тарифной ставки. Указанные доплаты включать в тарифные ставки при всех расчетах, связанных с оплатой труда.

8. В целях стимулирования повышения профессионального мастерства рабочих и усиления их материальной заинтересованности и ответственности за качество выпускаемой продукции (работ) и выполнение производственных заданий предоставить руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами право:

а) вводить дифференцированные надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство для рабочих III разряда в размере до 12 процентов, IV разряда - до 16 процентов, V разряда - до 20 процентов, VI и более высоких разрядов - до 24 процентов соответствующей тарифной ставки. Надбавки устанавливаются рабочим, стабильно обеспечивающим высокое качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, освоившим новые профессии и смежные функции, и выплачиваются за счет экономии фонда заработной платы.

Не выплачивать указанные надбавки за тот месяц, в котором выявлены случаи брака или снижения качества продукции. При выпуске некачественной продукции, невыполнении плановых (нормированных) заданий, установленных норм трудовых затрат надбавки за профессиональное мастерство отменять полностью;

б) понижать квалификационные разряды (классы и категории) рабочим за грубое нарушение технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготовляемой ими продукции или выполняемых работ, а также восстанавливать их, руководствуясь постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1986 года N 540 (СП СССР, 1986, N 24, ст.139).

9. Признать необходимым осуществлять меры по совершенствованию заработной платы одновременно с коренным улучшением организации и нормирования труда. Обеспечить массовое участие рабочих и специалистов в выявлении и мобилизации резервов повышения эффективности производства, лучшем использовании производственных мощностей и трудовых ресурсов на основе опыта объединений, предприятий и организаций Днепропетровской области по аттестации и рационализации рабочих мест. Существенно улучшить нормирование труда как одного из основных источников изыскания средств для повышения ставок и окладов. Считать эту работу одним из важных критериев готовности объединений, предприятий и организаций к введению новых условий оплаты труда.

Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными комитетами:

при повышении тарифных ставок и окладов осуществить повсеместно замену действующих норм на прогрессивные. Новые нормы определять, как правило, на основе межотраслевых и отраслевых нормативов трудовых затрат или единых и типовых норм;

провести меры по совершенствованию организации производства, обеспечению ритмичности выпуска продукции и выполняемых работ, улучшению материально-технического снабжения, создать на каждом рабочем месте необходимые условия для высокопроизводительного труда, успешного выполнения прогрессивных норм;

осуществлять совершенствование нормирования труда с широким привлечением технических, экономических и социологических служб и при непосредственном участии трудовых коллективов.

Усилить ответственность министерств и ведомств за состояние нормирования труда в отрасли, повысить их организующую роль во внедрении прогрессивных норм. Обеспечить расширение нормативно-исследовательских работ по труду и улучшение их качества, укрепление служб нормирования, ускорение распространения передового опыта по научной организации и нормированию труда. Установить систематический контроль за состоянием нормирования труда в подведомственных объединениях, предприятиях и организациях.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Госстрою СССР совместно с ВЦСПС, министерствам и ведомствам с участием соответствующих профсоюзных органов обеспечить в 1986-1987 годах разработку и пересмотр межотраслевых и отраслевых нормативов по труду с учетом совершенствования техники, технологии, организации производства и труда.

10. В целях создания необходимых условий для систематического повышения уровня нормирования труда предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами:

устанавливать рабочим при переходе на работу по нормам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и другим прогрессивным нормативам по труду и по утвержденным в централизованном порядке укрупненным и комплексным нормам, повышенные до 20 процентов сдельные расценки за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости продукции (работ) в результате пересмотра норм выработки (времени);

применять для рабочих-повременщиков при переходе на работу по нормированным заданиям, установленным исходя из технически обоснованных норм и нормативов по труду, повышенные до 10 процентов тарифные ставки в пределах экономии фонда оплаты по тарифным ставкам, полученной при высвобождении рабочих;

выплачивать за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости продукции (работ) в результате пересмотра норм и нормативов трудовых затрат, рабочим, проявившим инициативу в их пересмотре, единовременное вознаграждение из расчета полученной экономии за период до 6 месяцев, а при замене норм на основе проведения организационно-технических мероприятий устанавливать рабочим на время освоения ими новых норм дополнительную оплату, но не более 6 месяцев.

Полученная экономия может быть также использована на единовременное премирование мастеров, технологов, работников по нормированию труда и других специалистов, принимавших непосредственное участие в разработке и внедрении новых нормативов трудовых затрат, подготовке и проведении соответствующих организационно-технических мероприятий.

11. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям обеспечить развитие наиболее эффективных коллективных форм организации и стимулирования труда, прежде всего бригадного хозрасчета и коллективного подряда, превратив их к концу двенадцатой пятилетки в основную форму организации труда. Широко практиковать распределение коллективного заработка в бригадах с учетом коэффициента трудового участия.

Предоставить право руководителям министерств, ведомств, объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными органами и с участием трудовых коллективов распространять подрядные принципы хозяйствования на объединения, предприятия, участки, цехи, фермы, строительные организации и другие аналогичные подразделения.

Обеспечить усиление заинтересованности бригадиров в улучшении производственной деятельности возглавляемых ими бригад, укрупнении бригад и переводе их на хозяйственный расчет и коллективный подряд. Устанавливать бригадирам доплаты за руководство бригадой с учетом конкретных показателей работы и выплачивать их только при условии выполнения производственных заданий и высоком качестве выпускаемой продукции (работ).