____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 15 сентября 2003 года N 1010
____________________________________________________________________
Направляю для сведения и использования в работе лучшую из представленных таможенными органами ежемесячную отчетную информацию Кандалакшской таможни по теме: "Таможенная стоимость, происхождение товаров".
Начальник
Правового управления
В.А.Галдин
В соответствии с письмом ГТК России N 01-15/3659 от 01.03.96 Кандалакшская таможня направляет целевую часть по теме: "Таможенная стоимость, происхождение товаров".
Начальник таможни
А.И.Ногтев
Оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью определения размеров взимаемых таможенных платежей, всегда являлась сложной процедурой в международной таможенной практике.
В настоящее время большинство стран, участвующих во внешней торговле, применяет одну из двух международных систем определения таможенной стоимости: "Брюссельская" или ГАТТовская. Брюссельская Конвенция о создании методологии определения таможенной стоимости товаров на условиях СИФ была заключена в 1950 году. К этой Конвенции присоединилось свыше 70-ти государств западно-европейского региона.
Дальнейшее развитие внешнеторговой практики потребовало определенных изменений в этой системе, в результате чего в рамках Токийского раунда торговых переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ, в 1979 году двадцатью восемью странами было подписано Соглашение о применении ст.VII ГАТТ "Оценка товаров для таможенных целей". Соглашение определяет таможенную стоимость товара, как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учетом установленных доначислений к этой цене.
Россия, являясь правопреемницей СССР в ГАТТ, сохраняет в нем статус наблюдателя. Первым шагом на пути создания национального Российского законодательства по таможенной стоимости в свете требований Соглашения по применению ст. VII ГАТТ было принятие, в соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.92 N 630 "О временном импортном таможенном тарифе Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 05.11.92 года N 856 "Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", в котором зафиксированы основные методы определения таможенной стоимости и порядок их применения. Приказом ГТК России от 03.12.92 N 577 предписано поэтапное введение в действие Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.11.92 N 856:
- с 1 января 1993 года определение ТС ввозимых товаров в соответствии с указанным Порядком осуществляется на ограниченный перечень товаров, а на остальную номенклатуру товаров - в случае значительного колебания цен;
- распространение Порядка определения ТС на всю номенклатуру ввозимых товаров будет определено дополнительно соответствующими приказами ГТК.
Принципиальной особенностью введенной Порядком системы таможенной оценки является принятие по сделкам, заключенным на стоимостной основе, в качестве таможенной стоимости фактически оплаченную или подлежащую оплате цену товара, а не какой-либо нормативной теоретической цены сделки заявленные декларантом по определению таможенной стоимости, должны быть достоверными и документально подтвержденными.
В дополнение к приказу ГТК от 03.12.92 N 577 ГТК России указанием от 18.12.92 N 01-12/248 дсп:
- расширил перечень товаров, по которым предлагается осуществлять декларирование таможенной стоимости;
- разработал "Временные методические положения по практическому применению Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ".
Методические положения содержат комментарии и разъяснения по основным пунктам Порядка, дают их трактовку и конкретизацию для целей практического применения при осуществлении таможенной оценки товаров.
С 1 июля 1993 года Порядок определения таможенной стоимости, введенный приказом ГТК России от 03.12.92 N 557 распространился на весь перечень подакцизных товаров, номенклатура которых утверждена приказом ГТК России от 30.01.93 N 49. Этим же приказом, в связи со значительным увеличением объемов работ по контролю таможенной стоимости, отделы (группы) валютного контроля были преобразованы в отделы таможенной стоимости и валютного контроля.
Окончательное закрепление в Российском законодательстве принципов ГАТТ по таможенной оценке товаров осуществилось с принятием Закона РФ "О таможенном тарифе", который вступил в действие с 1 июля 1993 года. В разделе III данного Закона установлена организационно правовая сторона системы определения таможенной стоимости. Методологии определения таможенной стоимости товаров посвящен раздел IV Закона "Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения" (ст.18 - 24). Как уже отмечалось выше, в основу этой методики положены принципы Соглашения о применении ст.7 ГАТТ.
То есть, Закон РФ "О таможенном тарифе" закладывает основополагающие методологические и организационные принципы системы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5223-1 введен в действие Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), который определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Однако ярко выраженные функции таможенных органов по определению и контролю таможенной стоимости в ТК РФ не зафиксированы в отличие от целей валютного контроля, хотя определение ТС, как базы таможенного налогообложения, является приоритетным направлением в деятельности таможенных органов. Но, исходя из конечной цели контроля таможенной стоимости, как базы начисления таможенных платежей и сборов, наиболее приемлемыми функциями таможенных органов является ст.10:
- п.6 - "взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей";
- п.10 - "осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления..."
Исключительно важное значение для осуществления контроля таможенной стоимости имеют установленные Таможенным кодексом (Раздел V "Таможенный контроль"):
1) Формы и методы проведения таможенного контроля в рамках контроля правильности определения таможенной стоимости (ст.180 ТК РФ):
а) проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
б) проверка системы учета и отчетности;
в) устного опроса должностных и физических лиц.
2) Нормы о правах таможенных органов при осуществлении такого контроля, а именно:
а) право таможенных органов получать от банков, правоохранительных органов, налоговых и иных контролирующих органов сведения, необходимые для таможенного контроля (ст.182 ТК РФ);
б) право привлечения специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст.183 ТК РФ);
в) право доступа должностных лиц таможенных органов на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля (ст.184 ТК РФ);
г) право таможенных органов назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации (ст.186 ТК).
Если в результате таможенного контроля выявляются нарушения, связанные с неправильным определением или заявлением таможенному органу сведений по таможенной стоимости товаров, то в соответствии с ТК РФ это классифицируется как нарушение таможенных правил (ст.282 ТК РФ) и влечет применение соответствующих штрафных санкций с взысканием в бесспорном порядке неуплаченных таможенных платежей, независимо от срока обнаружения факта неуплаты (ст.124 ТК РФ).
В развитие Закона РФ "О таможенном тарифе" 05.01.94 ГТК России был подготовлен приказ ГТК России N 1, где утверждены "Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" и "Инструкция по контролю таможенной стоимости импортируемых товаров". Положение, введенное в действие с 17.02.94 (со дня опубликования в газете "Российские вести"), обязательно к исполнению при таможенном оформлении ввозимых товаров всеми лицами, за исключением физических лиц, ввозящих товары не для коммерческих целей.
Таким образом, рассмотренные выше акты таможенного законодательства создают нормативную основу системы регулирования процедуры определения, заявления и контроля таможенной стоимости, как базы для исчисления таможенных платежей и сборов.
I. Документы, регламентирующие порядок осуществления контроля за правильностью определения таможенной стоимости.
- Указ Президента РФ от 14.06.92 N 630 "О временном импортном таможенном тарифе РФ".
- Закон РФ "О таможенном тарифе" (N 5003-1 от 21.05.93) и Приказ ГТК N 215 от 05.06.95 "О законе РФ о таможенном тарифе".
- Указание N 01-12/248 ДСП от 10.10.92 "О применении Порядка определения таможенной стоимости". (Отменен приказом ГТК РФ N 1 от 05.01.94.
- Приказ ГТК РФ N 1 от 05.01.94 "О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ".
- Указание ГТК РФ N 01-13/889 от 20.01.95 "О контроле стоимости квоты, в пределах которой организациям предоставлены льготы в виде освобождения от налогообложения".
- Указание ГТК РФ N 07-11/12510 от 31.05.95 "О рассылке материалов" (Письмо СЗТУ РФ от 19.09.95 N 07-15/3791 "О применении ст.24 Закона РФ "О таможенном тарифе"").
- "Инкотермс 90" (Международные правила толкования торговых терминов).
II. Письма ГТК РФ, регламентирующие порядок контроля за правильностью определения таможенной стоимости по отдельным видам товаров.
- Указание ГТК РФ N 01-12/1073 ДСП от 28.09.94 "О проведении расследований по случаям занижения таможенной стоимости и довзыскания таможенных платежей".
III. Технологические схемы, регламентирующие отдельные вопросы работы отдела таможенной стоимости и валютного контроля.
- временная технологическая схема корректировки таможенной и фактурной стоимости при экспорте навалочных грузов (Приложение N 1 - на 3 листах).
- временные методические рекомендации проверки достоверности таможенной стоимости ввозимых транспортных средств (Приложение N 2 - на 6 листах).
IV. Инструкция о последовательности таможенного контроля товаров и учета ГТД в Кандалакшской таможне (Приложение N 3 на 2 листах).
V. Соглашение о взаимодействии Кандалакшской таможни с Департаментом налоговой полиции по г.Кандалакша (Приложение N 4 на 1 листе).
VI. Сопроводительный материал, характеризующий статистические данные по валютному контролю.
- Динамика импортных поставок:
а) за 1 кв. 1996 года (приложение N 5);
б) за 1995 год (приложение N 6);
в) за 1994 год (приложение N 7);
- Распределение количества оформленных ДТС по таможенным постам:
а) за 1 кв. 1996 года (приложение N 8);
б) за 1995 год (приложение N 9);
в) за 1994 год (приложение N 10);
- Показатели по изменению ТС в результате корректировки: