Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 октября 1996 года N 06-10/17969


О направлении материалов

____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 15 сентября 2003 года N 1010
____________________________________________________________________

Направляю Вам решение Коллегии Северо-Западного таможенного управления от 11.07.96 N 4 п.1 и доклад начальника юридического отдела СЗТУ М.Я.Криволапа на Коллегии СЗТУ по теме: "О практике применения таможенного законодательства в таможенных органах региона".

Прошу учесть, что возникающие при осуществлении судебно-правовой защиты государственных интересов таможенными органами вопросы применения ч.1 ст.124 Таможенного кодекса Российской Федерации отражены в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.96 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" (доведено до сведения таможенных органов указанием ГТК России от 23.07.96 N 01-14/804), а к проблеме применения ст.273 ТК России непосредственное отношение имеют Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" и письма ГТК России от 04.09.96 N 01-15/16076 и N 06-09/16092.

Руководителей юридических служб таможенных органов прошу провести соответствующую работу.

Начальник
 Правового управления
                            В.А.Галдин

     

     

Приложение


Доклад
начальника юридического отдела СЗТУ России М.Я.Криволапа
на Коллегии управления по теме: "О практике применения
таможенного законодательства в таможенных органах региона"

Процесс формирования юридической службы таможенных органов Северо-Западного региона начался в 1992 году. В апреле 1992 года был принят на работу главный юрисконсульт управления. В феврале 1993 года вышел приказ ГТК России N 44, которым образован правовой отдел Северо-Западного управления, переименованный впоследствии в юридический.

Осознавая важность правового обеспечения деятельности таможенных органов, начальник СЗТУ приказом от 28 апреля 1993 года N 70 ввел должности главных юрисконсультов в таможнях региона.

В целях совершенствования правового обеспечения деятельности таможенных органов приказом ГТК России по 22 ноября 1993 года были даны методические рекомендации по формированию структуры и определению характера деятельности юридических служб таможенных органов Российской Федерации.

Во исполнение названного приказа был издан приказ ГТК N 189 от 11 мая 1994 года "О создании юридических служб таможенных органов Российской Федерации", утвердивший штатную численность юротделов.

В дальнейшем приказом ГТК России от 23.09.94 N 485 было утверждено Общее положение о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа, в котором определены задачи и функции юридической службы по правовому обеспечению деятельности таможенных органов.

На основании этих документов, а также изданных в соответствии с ними указаний и разъяснений ГТК России, в таможенных органах Северо-Западного региона к середине 1995 года были сформированы юридические отделы. В настоящее время они действуют в 20 таможнях и региональном таможенном управлении (сведения о кадровом составе и штатной численности юротделов прилагаются).

В период формирования юридических служб таможенных органов региона юридический отдел СЗТУ принимал активные меры по координации этого процесса. Проведены сборы начальников юротделов, где поставлены конкретные задачи по организации и функционированию юридических служб.

Основными задачами, стоящими перед юридическими отделами, являются правовое обеспечение деятельности и защита интересов таможенных органов, контроль за правильным применением действующего законодательства, обобщение практики его применения.

Юридический отдел СЗТУ России в настоящее время состоит из 10 сотрудников, имеющих высшее и незаконченное высшее юридическое образование. Работа организована по предметно-территориальному принципу. За каждым из сотрудников отдела закреплены направления правовой деятельности, по которым они специализируются в своей непосредственной работе, как то: применение таможенных режимов, таможенное оформление, информирование и консультирование заинтересованных лиц по таможенным вопросам, вопросы судебно-арбитражной практики, хозяйственно-договорная работа, юридическая экспертиза поступающих в отдел проектов документов, трудовое законодательство. Также за всеми сотрудниками закреплены таможни региона, в которых они осуществляют контроль за деятельностью юридических отделов. В целом предметно-территориальный принцип позволяет поддерживать необходимый уровень квалификации сотрудников и контролировать состояние правовой работы в таможнях региона.

За период 1995 - 96 года юротделом СЗТУ России рассмотрено 493 жалобы, обращения и заявления физических и юридических лиц (из них 368 - в 1995 году и 125 - в 1996 году), 22 протеста и представления прокуроров (16 - в 1995 году и 6 - в 1996 году).

С начала 1996 года юристами дано более 40 разъяснений отделам и должностным лицам управления по вопросам трудового, жилищного, финансового права. Более 60 консультаций подобного рода предоставлено отделом по запросам таможен.

Юротдел СЗТУ участвует совместно с другими подразделениями в подготовке и заключении хозяйственных договоров, а также осуществляет контроль за их исполнением. За 1995 год отделом дана правовая оценка 87 проектам договоров на общую сумму 6 млрд. 477 млн. 25 тыс. руб. и 533 639 долл. США; с начала 1996 года проанализировано 39 проектов договоров на общую сумму 14 млрд. 602 млн. рублей и 196 тыс. 290 долларов США.

Юротделом систематически проверяются на соответствие действующему законодательству и визируются проекты приказов и иных издаваемых в СЗТУ нормативных документов.

Во исполнение приказа ГТК России от 15 мая 1995 года N 318, на основании приказа начальника СЗТУ России от 23 ноября 1995 года N 170 в Северо-Западном управлении силами сотрудников юридического отдела организована работа по информированию и консультированию заинтересованных лиц по таможенным вопросам. За период осуществления этой деятельности оказано 88 консультаций на общую сумму 7 млн. 765 тыс. 812 руб. В целом по региону доход от деятельности таможен по информированию и консультированию составил 207 млн. 148 тыс. 54 руб.

Ежемесячно и ежеквартально в Правовое управление ГТК России юридическим отделом направляется отчетная информация, в которой дается общий правовой анализ функционирования таможенной системы по всем ее направлениям.

Юридический отдел СЗТУ проводит работу в области совершенствования таможенного законодательства. Отделом постоянно вносятся предложения по изменению и дополнению нормативных актов ГТК России (за последнее время подготовлено 23 документа по этому вопросу). Также в ГТК России были направлены предложения по 5 законопроектам по таможенному делу.

Юридический отдел СЗТУ был одним из организаторов проходившего в Санкт-Петербурге летом прошлого года международного семинара по таможенному праву.

Одной из основных задач юридического отдела регионального таможенного управления является методическое руководство правовой работой в нижестоящих таможенных органах.

Во исполнение этой задачи систематически проводятся проверки деятельности юротделов таможен, в ходе которых оказывается практическая помощь в решении конкретных вопросов организационного и правового характера.

Регулярно (2 раза в год) юридический отдел управления организует и проводит целевые семинары для руководителей и специалистов юридических отделов таможен региона, на которых обсуждаются проблемные вопросы правоприменительной практики. Так, например, были проведены семинары на темы: "Применение трудового законодательства", "Организация работы по информированию и консультированию", "Вопросы судебно-арбитражной практики" и др.

Одной из действенных форм обучения и приобретения практических навыков в работе является проведение стажировок должностных лиц юридических подразделений таможен в юридическом отделе СЗТУ. За период 1995-96 годов в юротделе управления прошли стажировку 13 таких сотрудников (10 чел. в 1995 году и 4 чел. в 1996 году). Однако разработанный СЗТУ план прохождения стажировок на практике выполняется не в полном объеме, несмотря на то, что в январе 1996 года в таможни региона было направлено письмо N 06-18/27 о необходимости обеспечения своевременного прибытия специалистов юротделов для прохождения стажировок. Главной причиной невыполнения плана является отсутствие в таможнях денежных средств для направления своих сотрудников в командировки в СЗТУ (данные о прохождении стажировок в 1 полугодии 1996 года прилагаются).

В целях повышения эффективности правовой работы нижестоящих таможенных органов юридический отдел СЗТУ России систематически разрабатывает и направляет в таможни методические рекомендации и разъяснения по различным вопросам организационного и правоприменительного характера. За период 1995-96 годов в таможни региона направлено 35 рекомендаций и писем (20 - в 1995 году и 15 в 1996 году). Среди них - разъяснения о порядке обращения взыскания на имущество, о практике применения таможенного законодательства при производстве по делам о НТП, о судебных решениях по вопросам применения таможенного режима временного ввоза и таможенного режима экспорта, о порядке ввоза транспортных средств физическими лицами с территории Республики Беларусь и др.

В работе по оказанию помощи нижестоящим таможенным органам и осуществлению контроля за их деятельностью не все обстоит так, как хотелось бы.

Юридический отдел СЗТУ укомплектован достаточно подготовленными специалистами, заинтересованно осваивающими таможенное законодательство и осознающими возложенную на них ответственность за состояние правовой работы в таможенных органах Северо-Западного региона. Вместе с тем, в нашей работе имеются недостатки, в частности:

- недостаточно глубоко и своевременно анализируется состояние применения таможенного законодательства в закрепленных таможнях региона;

- недостаточная "обратная связь" с юридическими отделами таможен;

- запоздалое реагирование на ошибки, допущенные при рассмотрении дел в судах;

- недооценка своей роли в организации правового обеспечения юридическими отделами деятельности таможен.

Эти недостатки в своей деятельности мы стремимся изжить.

В связи с этим первостепенная задача отдела - добиться осознанного (не механического) исполнения каждым сотрудником своих обязанностей на основе понимания роли юридической службы в укреплении таможенного дела.

Не последнее место при решении этой задачи занимает материальное обеспечение должностных лиц юридических подразделений, которое в настоящее время значительно отстает от оплаты труда специалистов данной профессии в других структурах и государственных органах. Правовое управление ГТК России с учетом высокого уровня интенсивности труда юристов предлагает на нынешнем этапе решать эту проблему установлением для работников юридических отделов повышенных процентных надбавок к заработной плате, присвоением более высоких специальных званий, применением различных видов поощрений.

Следует отметить, что данная проблема находит должное понимание со стороны начальника Северо-Западного таможенного управления, который поддерживает многие начинания и предложения юротдела по усовершенствованию его деятельности во всех областях.

В процессе тесного взаимодействия юридического отдела управления с нижестоящими таможенными органами, а также в процессе рассмотрения поступающих жалоб, заявлений и обращений физических и юридических лиц, участия в судебном разрешении споров по защите интересов таможенных органов, осуществлении консультационной работы и других видов правовой деятельности выявляются те ключевые проблемы применения таможенного законодательства, которые требуют координации и решения как на высшем законодательном уровне, так и силами юридических отделов таможенных органов на местах.

Одной из основных задач юридических служб таможен региона и управления является анализ практики применения таможенного законодательства и обеспечение его применения в строгом соответствии с законом, актами Правительства и ГТК России.

Анализ результатов судебно-арбитражного разрешения споров, затрагивающих интересы таможенных органов, равно как и анализ рассмотрения жалоб на решения и постановления таможенных органов, проведенный по региону, свидетельствует, что практика применения таможенного законодательства не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям.

Анализ рассмотрения поступающих в СЗТУ жалоб на решения и постановления таможенных органов свидетельствует, что за период 1995 года из 1248 жалоб отклонено 997 (80%); в 1996 году из 650 жалоб отклонено 359 (55%). По остальным жалобам приняты решения о полном или частичном удовлетворении требований заявителей, что позволяет сделать вывод о низком качестве производства по делам о НТП и контроля за этой деятельностью в таможнях региона.

По данным ГТК России в 1995 году 24% судебных и арбитражных дел, участниками которых выступали таможенные органы Северо-Западного региона, рассмотрено не в пользу таможенных органов. Но 52% дел решения вынесены в пользу таможен. Следует отметить, что такое соотношение является сравнительно благополучным, особенно с учетом того, что за прошлый год в Северо-Западном регионе с участием таможенных органов было рассмотрено 510 судебных споров намного больше, чем в других региональных управлениях (напр., в Западно-Сибирском управлении за год было рассмотрено 160 споров, в Дальневосточном - 85, в Татарском и Дагестанском управлениях - по 8 дел). Эти данные свидетельствуют о высокой интенсивности деятельности таможенных органов Северо-Западного региона по судебно-правовой защите своих интересов.

По стоимостной оценке за 1995 год таможенными органами региона проиграно судебных дел на общую сумму 29 млрд. 304 млн. 424 тыс. 238 руб., что составляет 36% от стоимостной оценки всех рассмотренных дел. Данный показатель объясняется прежде всего одной из наиболее высоких среди других регионов общей стоимостной оценкой рассмотренных в судебных органах дел. СЗТУ занимает здесь второе место после Западного таможенного управления; общая стоимостная оценка дел, рассмотренных в нашем регионе с участием таможенных органов, составила в прошлом году 80 млрд. 459 млн. 57 тыс. 912 руб. При этом стоимостной показатель сам по себе не является объективным отражением качественного состояния судебно-арбитражной практики и не может рассматриваться в отрыве от общего количества предъявленных исков.

Проведенный ГТК России за 1995 год выборочный анализ судебных решений, принятых не в пользу таможенных органов, свидетельствует о том, что 75% дел, составляющих контрольную выборку, проиграны в Северо-Западном регионе по вине таможенных органов. Такое положение дел свидетельствует о необходимости организационного подкрепления системы судебно-правовой защиты таможенных органов, принятия мер по повышению ее эффективности.

В связи с этим юридическим отделом СЗТУ России по результатам судебно-арбитражной практики за 1995 год была проведена тщательная правовая оценка причин принятия решений по большому количеству дел не в пользу таможенных органов.

Наиболее характерными причинами, повлекшими принятие таких решений, являются:

- неправильная квалификация действий нарушителя таможенных правил;

- необоснованные требования таможенных органов;

- нарушение процессуальных сроков;

- халатность должностных лиц при производстве таможенных расследований (в делах о НТП часто отсутствуют необходимые документы, подписи привлекаемых к ответственности лиц и т.п.; постановления выносятся без достаточных оснований при недостатке собранных по делу доказательств - например, в марте 1996 года СЗТУ отменены постановления Печорской таможни по делам о НТП NN 146/96 и 372/96 по причине неустановления в ходе производства по делу субъекта правонарушения);

- отсутствие аргументированной позиции представителей таможен в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Изложенное свидетельствует о необходимости привлечения сотрудников юридических отделов к контролю за соблюдением законности уже на стадии принятия таможней решения, а не в процессе судебного разбирательства по неправильно принятым решениям.

Одновременно необходимо повышать правовую грамотность должностных лиц подразделений таможенных расследований, которые непосредственно осуществляют производство по делам о нарушении таможенных правил.

Нельзя не принять во внимание также тот фактор, что каждый участник внешнеэкономической деятельности в процессе судебного разрешения возникших споров стремится изложить и донести до суда свое понимание таможенного законодательства, которое очень часто расходится с его истинным смыслом и официальным толкованием. Многие судьи еще не освоили молодое таможенное законодательство и прислушиваются к участникам ВЭД с целью понимания норм Таможенного кодекса. В этой ситуации задачей должностных лиц юротделов таможен является проведение разъяснительной работы с судьями, формирование у них правильного понимания норм таможенного права. Важным аспектом защиты интересов таможенных органов в судебных инстанциях является необходимость представления суду и другим участникам процесса аргументированной и грамотной с правовой точки зрения позиции таможенного органа по существу спора. Такой подход вызван прежде всего сложностью и многообразием норм таможенного законодательства.

В связи с этим юридическим отделом СЗТУ России направлено письмо от 17.05.96 N 06-18/2376 руководителям таможенных органов на местах, в котором определены мероприятия по повышению качества производства по делам о нарушении таможенных правил и подготовки к осуществлению защиты интересов таможенных органов в судах. Письмом, в частности, предусмотрено, что в случае сомнения о полноте производства по делу или при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу, такое дело передается для изучения и подготовки соответствующего заключения в юридический отдел таможенного органа. Для обеспечения квалифицированной защиты интересов таможенных органов в судах в случаях обжалования постановлений по делам о НТП, руководителям таможен предложено создать за счет внутренних возможностей в юридических отделах специальные группы по изучению дел о НТП и судебно-правовой защите интересов таможен, тем самым расширить и укрепить это направление деятельности. В настоящее время уже начался процесс создания таких групп при юридических отделах таможен. На сегодняшний день группы созданы в Кингисеппской, Выборгской, Себежской, Костомукшской, Архангельской, Печорской таможнях. Неоправданно затягивается создание групп в Санкт-Петербургской, Новгородской, Кандалакшской, Мурманской таможнях, в связи с чем руководителям этих таможенных органов необходимо указать на повышение исполнительской дисциплины.

Проведенная юротделом управления работа по улучшению практики применения таможенного законодательства в регионе дала свои положительные результаты, о чем свидетельствуют данные судебно-арбитражной практики за 1 полугодие 1996 года.

С начала 1996 года с участием таможенных органов рассмотрено 394 судебных и арбитражных спора на общую сумму 264 млрд. 991 млн. 417 тыс. руб.

Из них в 265 случаях решения приняты в пользу таможенных органов на общую сумму 189 млрд. 99 млн. 251 тыс. руб.

Таким образом, с начала текущего года 67% дел рассмотрено судами в пользу таможенных органов, по сравнению с 52% за весь 1995 год. Лишь в двух таможнях региона - Мурманской и Великолукской процент проигранных дел превышает процент дел, по которым решения вынесены в пользу таможни. Руководителям названных таможен необходимо принять действенные меры по повышению эффективности правоприменительной деятельности, результативности работы отделов таможенных расследований и юридических отделов.

В целом по региону работа по повышению качества судебно-арбитражной защиты интересов таможенных органов будет и в дальнейшем оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности юридических подразделений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»