Государственный таможенный комитет Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 мая 1996 года N 06-18/2376
О практике применения таможенного законодательства
Анализ результатов рассмотрения народными и арбитражными судами дел по жалобам на постановления таможенных органов региона, а также практики применения таможенного законодательства в 1995 году, проведенный Северо-Западным таможенным управлением показал, что качество производства по делам о НТП и практика применения таможенного законодательства не в полной мере соответствуют требованиям ГТК России.
Основной причиной низкого качества производства таможенных расследований, влекущих отмену постановлений таможенных органов в судах является ненадлежащая организация расследований и недостаточный контроль за соблюдением требований процессуальных норм таможенного законодательства.
В 1995 году из 112 рассмотренных не в пользу таможенных органов региона дел, 47,3% проиграно исключительно по вине самих таможен.
Наиболее характерными причинами, повлекшими принятие решений не в пользу таможенных органов, являются:
- неправильная квалификация действий нарушителей таможенных правил - 28,5%;
- необоснованные требования таможенных органов - 26,3%;
- нарушение процессуальных сроков - 18,80;
- халатность должностных лиц при производстве таможенных расследований - 17%;
- отсутствие аргументированной позиции таможен в арбитражных судах и судах общей юрисдикции - 13,2%.
"Лидирующие" позиции по проигранным делам (по стоимостной оценке) занимают Балтийская (99%), Великолукская (86,6%), Сыктывкарская (69,2%), Вологодская (56%), Мурманская (51,8%) таможни.
В делах о НТП нередко отсутствуют документы, подтверждающие дату обнаружения нарушения таможенным органом, отсутствуют копии таможенных удостоверений, техпаспорта, доверенности, обязательства об обратном вывозе, росписи лиц, привлекаемых к ответственности, об ознакомлении с материалами дела и др.
Постановления таможенных органов по делам о НТП выносятся при отсутствии достаточных доказательств субъективной стороны, а иногда и субъекта правонарушений (в марте 1996 г. отменены постановления Печорской таможни по делам о НТП N 372/95 и N 146/95 т.к. не были установлены субъекты правонарушений).
Большие материальные издержки несут таможенные органы в результате ненадлежащего оформления процедуры ВТТ, когда в документах доставки товаров не устанавливаются лица, являющиеся перевозчиками.
В целом анализ практики применения таможенного законодательства по делам о НТП свидетельствует о необходимости привлечения сотрудников юротделов на стадии принятия решений, а не в судебном рассмотрении по уже неправильно принятым решениям других отделов таможни.
Существующий порядок ведения дел должностными лицами ОТР и других подразделений таможни и передачи оконченных производством расследований для принятия решения начальнику таможенного органа или заместителю начальника таможни, обладающему правом принятия решения, не обеспечивает исключение отмеченных недостатков.
В целях обеспечения высокого качества расследования дел о НТП и подготовки к осуществлению защиты интересов таможенных органов в судах,
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Обязать должностных лиц, обнаруживших нарушение таможенных правил составлять протокол о НТП в строгом соответствии с требованиями ст.ст. 294, 299 ТК РФ и осуществлять производство по делу.
2. На должностных лиц ОТР возлагать ведение наиболее сложных дел.
3. Решение о полноте производства по всем делам о НТП и возможности передачи их на рассмотрение начальнику таможни или его заместителю возложить на начальника ОТР.
4. В случае сомнения о полноте производства по делу или при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу, должностное лицо таможни передает дело для изучения и подготовки заключения в юридический отдел таможни.
5. Для обеспечения контроля за законностью в производстве дел о НТП, изучения их по поручениям должностных лиц правомочных принимать решения, а также осуществления квалифицированной защиты интересов таможенных органов в судах в случаях обжалования постановлений по делам о НТП, за счет внутренних возможностей таможен создать в юридических отделах специальные группы по изучению дел и судебно-правовой защите интересов таможенных органов.
6. О принятых мерах доложите до 1 июля 1996 года.
Приложение на 1 листе
Заместитель начальника
Управления А.В.Козлов
Таблица 1
Обобщенные данные анализа судебной и арбитражной практики
таможенных органов Северо-Западного региона в 1995 году
+--------------------------------------------------------------------------+
¦ Таможни ¦К-во исков, рас- ¦Стоимостная¦К-во рас- ¦Стоимостная ¦
¦ ¦смотренных в су- ¦оценка рас-¦смотренных ¦оценка рас- ¦
¦ ¦дебных органах,в ¦смотренных ¦дел, реше- ¦смотренных ¦
¦ ¦которых стороной ¦дел в су- ¦ния по ко- ¦дел, решения ¦
¦ ¦являлась таможня ¦дебных ор- ¦торым при- ¦по которым ¦
¦ ¦(включая по делам¦ганах ¦няты в поль-¦приняты в ¦
¦ ¦о НТП) ¦(руб.) ¦зу таможни ¦пользу та- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦можни (в руб. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и в % от стоим.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦оценки рас- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦смотренных дел)¦
+---------------+-----------------+-----------+------------+---------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+--------------------------------------------------------------------------+
Архангельская 40 606 137 677 36 505 467 000
88.4%
Балтийская 10 52 082 411 2 500 000
1%
Великолукская 13 215 211 404 12 28 876 296
13.3%
Вологодская 16 2 041 002 252 12 892 487 077
44%
Выборгская 25 4 586 971 511 22 4 336 157 847
95%
Вяртсильская 27 134 519 000 20 97 518 000
72%
Кандалакшская 4 3 336 608 106 2 3 817 288 820
99.4%
Кингисеппская 70 9 511 970 428 54 5 900 315 028
62%
Костомукшская 5 11 852 480 5 3 712 717
73.5%
Мурманская 32 9 822 198 918 16 4 733 424 972
48.2%
Новгородская 71 1 838 100 000 61 1 351 800 000
73.5%
Петрозаводская 24 544 053 758 19 387 850 900
74%
Печорская 27 8 478 019 016 18 8 174 770 479
руб. + руб. +8000 дол.
8 000 дол.US 96%
Псковская 9 - 8 -
Пулковская 10 3 774 410 184 7 2 826 160 634
74,8%
Пыталовская 6 198 721 040 4 189 815 140
95.5%
Себежская 12 955 102 989 7 940 276 539
руб. + руб. +
12650 дол.US 12650 дол.US
98.4%
С.-Петербургская 42 147 144 179 34 97 261 242
руб. + руб. +
91 928 дол.US 91 928 дол.US
66%
Сыктывкарская 20 86 307 245 566 12 26 577 487 062
30.8%
Всего 463 133 млрд.
351 60 млрд.
061 млн. 895 млн.
350 тыс. 165 тыс.
919 руб. + 283 руб. +
112 тыс.578 дол. 112 тыс.578дол.
США США
(45.1%)
Текст документа сверен по: официальная рассылка