Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

ИНСТРУКЦИЯ


О порядке проведения государственными органами
лесного хозяйства государственного контроля за состоянием,
использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов

____________________________________________________________________
Утратила силу на территории Российской Федерации со 2 февраля 1995 года
на основании приказ Федеральной службы лесного хозяйства России
от 24 октября 1994 года N 224

____________________________________________________________________


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Государственного
комитета СССР по лесному хозяйству
3 сентября 1985 года

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Положением о государственном контроле за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1982 года N 360 и определяет единый порядок проведения государственными органами лесного хозяйства государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой всех лесов (лесов государственного значения и колхозных лесов)*.

---------------

* В дальнейшем именуются "леса".

1.1. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, государственными кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка пользования лесами, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов, их учета и охраны, а также иных правил и норм, предусмотренных лесным законодательством.

1.2. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов* осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами в соответствии с их компетенцией, а также Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству и входящими в его систему:

---------------

* В дальнейшем государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов именуется сокращенно: "государственный контроль".


министерствами лесного хозяйства союзных республик, государственными комитетами союзных республик по лесному хозяйству и другими органами лесного хозяйства союзных республик;

министерствами лесного хозяйства автономных республик, управлениями лесного хозяйства автономных областей;

управлениями лесного хозяйства и производственными лесохозяйственными объединениями краев и областей;

областными государственными инспекциями лесов;     

государственными лесохозяйственными предприятиями, лесохозяйственными производственными и научно-производственными объединениями.

1.3. Полномочиями по осуществлению государственного контроля в соответствии с Положением, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, наделены:

в аппарате Государственного комитета СССР по лесному хозяйству - Государственная лесная инспекция, Управление лесоустройства, учета и организации использования лесных ресурсов, Управление воспроизводства лесных ресурсов и защитного лесоразведения, Управление охраны и защиты леса;

в аппарате министерств лесного хозяйства союзных республик, государственных комитетов союзных республик по лесному хозяйству и других органов лесного хозяйства союзных республик - государственные лесные инспекции, а также структурные подразделения, ведающие вопросами использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

в аппарате министерств лесного хозяйства автономных республик, управлений лесного хозяйства автономных областей, управлений лесного хозяйства, производственных лесохозяйственных объединений краев и областей - структурные подразделения, ведающие вопросами использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, в том числе межрайонные инженеры-лесопатологи и специалисты станций по борьбе с вредителями и болезнями леса;

в государственных лесохозяйственных предприятиях (лесхозах, лесхоззагах, леспромхозах и т.п.), лесохозяйственных производственных и научно-производственных объединениях структурные подразделения или отдельные специалисты, ведающие вопросами использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

1.4. Государственный контроль за соблюдением государственными лесохозяйственными предприятиями и объединениями системы Государственного комитета СССР по лесному хозяйству правил и норм лесного законодательства при проведении ими лесохозяйственных и лесозаготовительных работ осуществляют в соответствии с пунктом 4 Положения о государственном контроле Государственная лесная инспекция этого Комитета, государственные лесные инспекции министерств и других органов лесного хозяйства союзных республик, а в тех случаях, когда в указанных органах нет государственных лесных инспекций, - структурные подразделения этих органов, ведающие вопросами использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

1.5. Для производства государственного контроля в лесах, предоставленных в пользование специальных объектов, руководители государственных лесохозяйственных предприятий, в районе деятельности которых имеются такие леса, направляют в вышестоящие по подчиненности органы лесного хозяйства письменные предложения о проведении государственного контроля в этих лесах за 2 месяца до наступления квартала, в котором намечается проверка. Вышестоящие органы лесного хозяйства обобщают и направляют эти предложения в органы лесного хозяйства союзных республик, которые, в свою очередь, вносят их в Государственный комитет СССР по лесному хозяйству для согласования с соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами и оформления разрешения на право проверки лесных массивов этих объектов.

1.6. Возложенный на органы государственного контроля системы Государственного комитета СССР по лесному хозяйству контроль за использованием земель государственного лесного фонда в соответствии с их целевым назначением и за охраной этих земель осуществляется указанными органами применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией в отношении лесов.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО
ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ

2. Работа государственных инспекторов по проведению государственного контроля осуществляется по годовым (квартальным) планам работы, ежегодно составляемым государственными органами лесного хозяйства, перечисленными в п.1.2 настоящей Инструкции. В планах должно предусматриваться проведение как целевых проверок по отдельным вопросам состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, так и одной-двух комплексных проверок в год по всем или основным из указанных вопросов видам деятельности контролируемого предприятия.

К проведению комплексных проверок, при необходимости, могут привлекаться в установленном порядке соответствующие специалисты научно-исследовательских, проектно-изыскательских и других предприятий, организаций и учреждений, а также общественные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.

2.1. Утверждают планы работы государственных инспекторов по проведению государственного контроля и являются ответственными за организацию их осуществления - заместитель Председателя Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, заместитель Министра лесного хозяйства или заместитель руководителя другого органа лесного хозяйства союзной республики, руководители министерств лесного хозяйства автономных республик, управлений лесного хозяйства автономных республик и автономных областей, управлений лесного хозяйства, производственных лесохозяйственных объединений краев и областей, начальник областной государственной инспекции лесов, которые являются по должности одновременно главными государственными инспекторами по контролю, и руководители государственных лесохозяйственных предприятий (лесохозяйственных производственных объединений) - старшие государственные инспектора по контролю.

Планы проведения проверок утверждаются, как правило, за 15 дней до планируемого периода. Копии этих планов представляются вышестоящему государственному органу лесного хозяйства для контроля и координации работ.

2.2. В годовых планах указываются:

наименование мероприятий по осуществлению государственного контроля;

во исполнение какого постановления, приказа или другого нормативного документа планируется мероприятие;

наименование предприятия, организации или иного объекта, подлежащего проверке;

лица, ответственные за исполнение, и срок исполнения.

2.3. Мероприятия по проведению государственного контроля указываются в планах раздельно:

по предприятиям, учреждениям и организациям министерств, государственных комитетов и ведомств, осуществляющим лесные пользования и другие работы на территории государственных лесохозяйственных предприятий;

по предприятиям, учреждениям и организациям, ведущим лесное хозяйство в закрепленных, городских лесах и лесах заповедников;

по предприятиям, учреждениям и организациям, подведомственным Гослесхозу СССР;

по колхозам или межхозяйственным предприятиям, ведущим лесное хозяйство в колхозных лесах.

2.4. Плановые проверки проводятся в соответствии с заданием, утверждаемым руководителем государственного органа лесного хозяйства.

При повторных проверках в заданиях предусматривается контроль за выполнением мер, принятых по результатам предыдущей проверки.

Проверка проводится с участием руководителя или назначенного им ответственного представителя проверяемого предприятия, учреждения, организации.

2.5. Проверки осуществляются путем ознакомления с отчетными данными и другими документами контролируемого предприятия, организации, учреждения и осмотра работ в натуре.

В основу проверки деятельности лесохозяйственного предприятия должно быть положено осуществление проекта лесоустройства.

2.6. Наряду с плановыми проверками, должностные лица государственных лесохозяйственных предприятий, лесохозяйственных производственных объединений, межрайонные инженеры-лесопатологи и специалисты станций по борьбе с вредителями и болезнями леса, входящие в состав службы государственной лесной охраны и являющиеся одновременно (по должности) государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, осуществляют такой контроль в процессе повседневной служебной деятельности в соответствии с Положением о государственной лесной охране СССР, Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР, Правилами пожарной безопасности в лесах СССР и Санитарными правилами в лесах СССР.

2.7. Органам государственного контроля системы Гослесхоза СССР при проведении государственного контроля за видами деятельности, перечисленными в пункте 14 Положения о государственном контроле за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, следует руководствоваться примерным перечнем вопросов, подлежащих проверке, содержащимся в Приложении N 1 к настоящей Инструкции.

2.8. По результатам проведенного государственного контроля на месте проверки главными государственными инспекторами, их заместителями, старшими государственными инспекторами, их заместителями и государственными инспекторами государственных органов лесного хозяйства союзных, автономных республик, краев и областей:

а) составляется заключение в 3-х экземплярах, в котором характеризуется деятельность проверяемого объекта по контролируемым вопросам; указываются выявленные недостатки и нарушения и причины, их вызвавшие; последствия, к которым привели или могут привести обнаруженные недостатки и нарушения; должность, фамилия, имя и отчество виновных в этом лиц; определяются конкретные мероприятия по улучшению состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

б) дается руководителю проверяемого предприятия, учреждения, организации обязательное для исполнения Указание об устранении вскрытых недостатков и нарушений, составляемое по форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящей Инструкции.

2.9. С содержанием заключения ознакамливается руководитель проверяемого предприятия, учреждения, организации и другие лица, принимавшие участие в проверке. В случае несогласия с заключением руководитель вправе приложить к нему особое мнение.

Наличие особого мнения руководителя проверяемого предприятия, учреждения, организации не препятствует выдаче и исполнению Указаний. Один экземпляр оставляется в данном предприятии, учреждении, организации, второй направляется в орган, вышестоящий по отношению к указанному предприятию, учреждению, организации, и третий экземпляр заключения представляется в государственный орган лесного хозяйства, производивший проверку.

2.10. Указание (один экземпляр) вручается под расписку руководителю проверяемого предприятия, учреждения, организации, второй и третий экземпляры Указания представляются вместе с заключением в органы, указанные в п.2.9 настоящей Инструкции.

О выполнении Указания в установленные в нем сроки руководитель проверяемого предприятия, учреждения, организации обязан уведомить государственный орган лесного хозяйства, производивший проверку.

2.11. Результаты проверки докладываются партийным и советским органам на местах.

2.12. Государственными инспекторами лесничеств - лесниками, мастерами леса (участковыми техниками-лесоводами) и помощниками лесничего по результатам государственного контроля составляется докладная записка по форме Приложения N 3 к настоящей инструкции на имя лесничего с указанием выявленных нарушений и приложением составленных в соответствии с их компетенцией документов.

Государственные инспекторы государственных лесохозяйственных предприятий (объединений) - лесничий, инженеры и другие специалисты, наделенные правами государственного контроля, составляют заключение в 3-х экземплярах, один из которых оставляется в лесничестве, второй направляется в соответствующий исполком местного Совета народных депутатов и третий - старшему государственному инспектору по контролю (директору) государственного лесохозяйственного предприятия (объединения) вместе с проектом Указания об устранении выявленных недостатков и нарушений.

Старший государственный инспектор (директор) или его заместитель (главный лесничий) рассматривает представленные материалы, подписывает Указание и направляет его руководителю проверяемого предприятия, учреждения, организации и другим органам, указанным в п.2.9 настоящей Инструкции.

В тех случаях, когда проверка производится непосредственно старшим государственным инспектором (директором, или его заместителем (главным лесничим), им же составляется заключение и дается Указание, направляемое руководителю проверяемого предприятия, учреждения, организации, вышестоящему по отношению к ним органу, а также государственному органу лесного хозяйства, в подчинении которого находится государственное лесохозяйственное предприятие (объединение).

2.13. Если при проведении государственного контроля обнаружено лесонарушение, соответствующий государственный инспектор по контролю составляет протокол о лесонарушении либо принимает меры к составлению протокола о лесонарушении уполномоченными на то должностными лицами государственного лесохозяйственного предприятия (объединения).

Протокол о лесонарушении составляется и направляется для привлечения виновных должностных лиц и граждан к установленным видам ответственности и взыскания материального ущерба, причиненного лесному хозяйству, в органы, в порядке и в сроки, указанные в Инструкции об ответственности за лесонарушения в лесах СССР.

2.14. Руководители государственных органов лесного хозяйства союзных, автономных республик, краев и областей рассматривают материалы проверок, представленные соответствующими государственными инспекторами по контролю, и вправе в необходимых случаях принять по ним дополнительные меры, внести в установленном порядке требуемые предложения и рассмотреть результаты проверок на заседании коллегии.

2.15. Проверки, осуществляемые государственными органами лесного хозяйства, а также принятые по ним меры, регистрируются в книге проверок (Приложение N 4) государственного органа лесного хозяйства, производившего проверку.

2.16. Сведения об осуществлении государственного контроля отражаются в объяснительной записке к годовому отчету о деятельности государственных органов лесного хозяйства.

3. ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОСТОЯНИЕМ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ВОСПРОИЗВОДСТВОМ, ОХРАНОЙ И ЗАЩИТОЙ ЛЕСОВ

3.1. Государственные органы лесного хозяйства и должностные лица этих органов, являющиеся по занимаемой должности главными государственными инспекторами, их заместителями, старшими государственными инспекторами, их заместителями и государственными инспекторами, наряду с правами по государственному контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, пользуются также правами, предоставленными государственной лесной охране СССР по пресечению и предупреждению нарушений правил охраны и защиты лесов, установленного порядка осуществления лесных пользований, использования земель государственного лесного фонда в соответствии с их целевым назначением и других действий, причиняющих вред лесу.

Основными актами законодательства Союза ССР и союзных республик, определяющими их права и компетенцию, являются:

Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик;

Лесные кодексы союзных республик;

Положение о государственном контроле за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;

Положение о Государственной лесной охране СССР;

Правила пожарной безопасности в лесах СССР;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»