ПРИКАЗ
от 24 октября 1994 года N 224
Об утверждении Инструкции по организации и проведению
государственными органами управления лесным хозяйством
государственного контроля за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации
____________________________________________________________________
Не подлежит применению с 20 декабря 2011 года на основании
приказа Рослесхоза от 14 ноября 2011 года N 473
____________________________________________________________________
Руководствуясь п.23 Положения о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 430
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации и проведению государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации (далее - Инструкция).
2. Органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации:
принять Инструкцию к руководству и исполнению, довести ее до подведомственных лесхозов и лесничеств;
обеспечить изучение Инструкции должностными лицами государственных органов управления лесным хозяйством, осуществляющими государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.
3. Управлению организации службы государственной лесной охраны, (Шуваев), Управлению лесопользования (Гиряев), Управлению охраны и защиты леса (Сергеенко), Управлению лесовосстановления и защитного лесоразведения (Поляков), Управлению лесоустройства (Кукуев), Управлению особо охраняемых лесных территорий (Попов) принять к руководству и обеспечить исполнение Инструкции при осуществлении государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.
4. Управлению науки (Кузьмичев) обеспечить издание Инструкции типографским способом тиражом 30 тыс. экземпляров и рассылку их предприятиям, учреждениям и организациям.
5. Установить, что Инструкция о порядке проведения государственными органами лесного хозяйства государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой леса, утвержденная постановлением Гослесхоза СССР от 3 сентября 1985 года, утратила силу на территории Российской Федерации.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление организации службы государственной лесной охраны (Шуваев).
Руководитель Федеральной службы
В.А.Шубин
Инструкция
по организации и проведению государственными
органами управления лесным хозяйством государственного
контроля за состоянием, использованием, воспроизводством,
охраной и защитой лесов в Российской Федерации
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основании пункта 23 Положения о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации (далее именуется - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 430, регламентирует деятельность государственных органов управления лесным хозяйством и должностных лиц по организации и проведению государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов (далее именуется - государственный контроль).
1.2. В соответствии с задачей государственного контроля государственные органы управления лесным хозяйством обеспечивают соблюдение всеми владельцами лесного фонда, лесопользователями, другими предприятиями, организациями и учреждениями, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.
Государственные органы управления лесным хозяйством при осуществлении государственного контроля взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, правоохранительными и контрольными органами, а также общественными объединениями и гражданами.
1.3. Полномочиями по осуществлению государственного контроля в соответствии с п.2 Положения наделены:
руководитель государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации - главный государственный инспектор по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации;
заместители руководителя, ведающие вопросами состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, руководитель структурного подразделения, ведающего вопросами государственного контроля - заместители главного государственного инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации;
руководители структурных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающих вопросами состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, заместители руководителя структурного подразделения, ведающего вопросами государственного контроля - старшие государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации;
другие специалисты названных структурных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации - государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации;
руководители подведомственных государственному органу управления лесным хозяйством Российской Федерации подразделений в субъектах Российской Федерации - главные государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в соответствующих субъектах Российской Федерации;
заместители руководителей указанных подведомственных подразделений, ведающие вопросами состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, руководители структурных подразделений, ведающих вопросами государственного контроля заместители главных государственных инспекторов по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в соответствующих субъектах Российской Федерации;
руководители структурных подразделений этих органов, ведающих вопросами состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов - старшие государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в соответствующих субъектах Российской Федерации;
другие специалисты структурных подразделений указанных органов, ведающих вопросами государственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в соответствующих субъектах Российской Федерации;
директора лесхозов - старшие государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в зоне деятельности лесхозов;
главные лесничие лесхозов - заместители старших государственных инспекторов по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в зоне деятельности лесхозов;
другие специалисты лесхозов, ведающие вопросами государственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, лесничие, помощники лесничих, мастера леса, лесники - государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в зоне деятельности лесхозов.
Государственный контроль за соблюдением требований лесного законодательства подведомственными подразделениями государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, лесхозами и лесничествами в соответствии с п.3 Положения осуществляют:
руководитель, его заместители и специалисты структурного подразделения государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающего вопросами организации государственного контроля;
руководители, их заместители и специалисты структурных подразделений государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, ведающих вопросами организации государственного контроля.
1.4. Должностные лица, перечисленные в п.1.3 настоящей Инструкции, далее именуются - государственные инспектора (главные, старшие, заместители).
1.5. Ответственными за организацию и осуществление государственного контроля непосредственно на местах являются руководители государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, директора лесхозов и лесничие.
1.6. Государственные инспектора за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1. Работа государственных инспекторов осуществляется в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются не позднее, чем за 5 дней до планируемого периода.
Планы работ по государственному контролю составляют лесничества, лесхозы, структурные подразделения государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающие вопросами государственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
2.2. Планирование работы лесника по государственному контролю заключается в составлении графика текущих проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями, гражданами порядка пользования лесным фондом, правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах, иных требований лесного законодательства на территории вверенного ему обхода.
Текущие проверки намечаются в зависимости от конкретных особенностей обхода: площади, разбросанности участков и их доступности, наличия и вида средств транспорта, посещаемости населением, времени года, класса пожарной опасности участков, количества участков лесного фонда, находящихся в пользовании, и мест проведения лесохозяйственных работ, а также работ, не связанных с лесопользованием и ведением лесного хозяйства, других факторов, определяющих организацию государственного контроля. Маршруты следования лесника планируются и прикладываются к паспорту обхода.
2.3. План работы по государственному контролю и маршруты следования разрабатываются лесником совместно с мастером леса, в подчинении которого лесник находится.
2.4. Мастера леса, помощник лесничего и лесничий составляют графики периодических контрольных проверок соблюдения требований лесного законодательства предприятиями, организациями и учреждениями, гражданами в каждом из обходов соответствующего лесохозяйственного участка или лесничества в целом.
2.5. В зависимости от конкретных условий планируются совместные мероприятия по государственному контролю, в которых участвуют лесники и мастера леса смежных обходов и мастерских участков (групповое патрулирование, рейды по пресечению лесонарушений и т.п.).
2.6. План работ по государственному контролю на территории лесничества, состоящий из мероприятий по каждому обходу и лесохозяйственному участку, обобщается и утверждается лесничим. Копия плана направляется в лесхоз для контроля и координации работ.
2.7. Лесхоз планирует мероприятия по государственному контролю как на территории лесхоза, так и в зоне его деятельности. В плане работ предусматривается проведение контрольных проверок соблюдения лесного законодательства непосредственно директором лесхоза, главным лесничим, специалистами аппарата лесхоза, ведающими вопросами государственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, с привлечением при необходимости государственных инспекторов из лесничеств. План работы лесхоза по государственному контролю утверждается директором (главным лесничим).
2.8. Планы работ по государственному контролю структурных подразделений государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающих вопросами организации государственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, утверждаются главными государственными инспекторами (заместителями).
2.9. В планах работ по государственному контролю государственных органов управления лесным хозяйством указывается:
- наименование вопроса, подлежащего проверке (мероприятия);
- наименование предприятия, организации или учреждения, иного объекта, деятельность которого подлежит проверке;
- должностное лицо, ответственное за исполнение мероприятия;
- срок исполнения мероприятия;
- участие в проверке специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды или иных органов (организаций), общественных объединений, граждан;
- участие в проверке предприятий, организаций или учреждений государственных органов управления лесным хозяйством.
При повторных проверках предусматривается контроль за выполнением мер, принятых по результатам предыдущей проверки.
2.10. При планировании работ по государственному контролю может предусматриваться организация и проведение как целевых проверок юридических и физических лиц по отдельным вопросам соблюдения лесного законодательства, так и комплексных по всем или основным вопросам, указанным в Перечне вопросов, подлежащих изучению, анализу и проверке (приложение 1).
2.11. Мероприятия по государственному контролю указываются в планах раздельно:
- по лесхозам;
- по предприятиям, организациям или учреждениям, которые осуществляют пользования лесным фондом, другие работы в лесном фонде, а также иным образом влияют на состояние и воспроизводство лесов, владельцами которых являются лесхозы;
- по межхозяйственным лесхозам и владельцам лесного фонда (кроме лесхозов), ведущим лесное хозяйство самостоятельно (сельскохозяйственным формированиям, заповедникам, национальным природным паркам и т.д.);
- по иным организациям, ведущим лесное хозяйство, но не являющимся владельцами лесного фонда (военные лесхозы, лесопарковые хозяйства и т.п.).
2.12. Планы работ по государственному контролю в части совместных проверок должны быть до утверждения согласованы со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, а также иными органами (организациями) или общественными объединениями, участвующими в планируемых мероприятиях.
2.13. Для участия в мероприятиях по государственному контролю могут привлекаться работники научно-исследовательских, проектно-изыскательских учреждений, лабораторий, других организаций и отдельные специалисты для проведения анализов, экспертизы, подготовки и выдачи заключений и иных мероприятий в следующем порядке:
- по решению руководителей вышестоящих органов и органов государственной власти;
- по взаимной договоренности руководителей органов, принимающих участие в проверке;
- на основе заключенного договора.
2.14. При необходимости главный (старший) государственный инспектор (заместитель) принимает решение о внеплановой проверке, которая осуществляется по специально выдаваемому заданию.
Наряду с плановыми и внеплановыми проверками государственные инспектора осуществляют государственный контроль в процессе повседневной служебной деятельности.
2.15. Проверки осуществляются путем изучения и анализа отчетных данных, других документов контролируемого предприятия, организации или учреждения, осмотра участков лесного фонда и мест работ с применением измерительных методов.
Проверки проводятся с участием руководителей или назначенных ими ответственных представителей контролируемых предприятий, организаций, учреждений.
Руководители предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и подчинения, иностранные юридические и физические лица, граждане в соответствии с п.12 Положения обязаны обеспечить государственным инспекторам необходимые условия для проведения проверок, предоставлять им необходимую документацию и давать письменные объяснения по вопросам, входящим в их компетенцию. Юридические лица обязаны обеспечить государственных инспекторов для проверки контролируемых объектов автомобильным транспортом или другими средствами передвижения, средствами связи.