Основы лесного законодательства Российской Федерации
____________________________________________________________________
Утратил силу с 4 февраля 1997 года на основании
Федерального закона от 29 января 1997 года N 22-ФЗ
____________________________________________________________________
Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Настоящие Основы регулируют отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации (далее - лесные отношения) в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Лесные отношения в Российской Федерации регулируются настоящими Основами, иными законодательными актами Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей и решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Настоящие Основы действуют на всей территории Российской Федерации. Законодательные акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, решения органов местного самоуправления, принимаемые в пределах их компетенции, не должны противоречить настоящим Основам.
Отношения при пользовании лесным фондом, связанные с использованием и охраной вод, недр, растительного (за исключением лесов) и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
В состав земель лесного фонда входят:
лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом вырубки, гари, редины, прогалины и другие);
нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).
В лесной фонд не входят:
защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;
озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам;
деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Использование указанных в части третьей настоящей статьи насаждений, уход за ними и их охрана регулируются настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Владение, распоряжение и пользование лесным фондом Российской Федерации осуществляется как в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, так и в интересах всех народов Российской Федерации.
Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;
2) разработка и совершенствование с участием республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей , городов Москвы и Санкт-Петербурга лесного законодательства Российской Федерации;
3) распоряжение совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом лесным фондом Российской Федерации;
4) определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;
5) установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую;
6) установление норм и правил пользования лесным фондом;
7) утверждение по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями ежегодной нормы заготовки древесины (далее расчетная лесосека);
8) установление системы платежей за пользование лесным фондом, а также образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов;
9) определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;
10) утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
11) организация и координация научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;
12) разработка совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом федеральных программ по рациональному пользованию лесным фондом, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;
13) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и установление порядка его проведения;
14) организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройство;
15) осуществление международного сотрудничества по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
16) установление государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства;
17) определение совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями объемов заготовки и поставок древесины для государственных нужд;
18) принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций при нарушении ими настоящих Основ и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Ведению Верховных Советов республик в составе Российской Федерации, Советов народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) разработка и утверждение совместно с Российской Федерацией республиканских (региональных) программ по развитию лесного хозяйства;
2) участие в разработке и совершенствовании лесного законодательства Российской Федерации и принятие республиканских законодательных актов, правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
3) установление по согласованию с органами местного самоуправления принципов определения ставок лесных податей и арендной платы;
4) установление по согласованию с органами местного самоуправления в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп границ территорий лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации, а также порядка лесопользования на этих территориях;
5) утверждение порядка проведения лесных торгов и конкурсов.
Ведению Советов народных депутатов городов Москвы и Санкт-Петербурга подлежат также вопросы, указанные в статье 6 настоящих Основ.
Ведению правительств республик в составе Российской Федерации, администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) разработка совместно с Российской Федерацией республиканских (региональных) программ по развитию лесного хозяйства;
2) распоряжение совместно с Российской Федерацией лесным фондом;
3) организация ведения государственного лесного кадастра, мониторинга и государственного учета лесного фонда;
4) участие совместно с Российской Федерацией в разработке федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;
5) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, вредно воздействующих на леса;
6) утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки в соответствии с рекомендациями органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд, определяемых совместно Правительством Российской Федерации и органами власти (управления) республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
7) организация экологического воспитания, образования и просвещения;
8) обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов.
Ведению администраций городов Москвы и Санкт-Петербурга подлежат также вопросы, указанные в статье 7 настоящих Основ.
Ведению районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) участие в разработке федеральных и региональных программ развития лесного хозяйства;
2) согласование с соответствующими органами государственного управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга принципов определения ставок и размеров лесных податей и размеров арендной платы за пользование лесным фондом;
3) установление ставок и размеров лесных податей, размеров арендной платы и предоставление льгот по платежам отдельным категориям лесопользователей, а также определение форм внесения лесных податей и арендной платы;
4) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям;
5) контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
6) определение формы выбора лесопользователя (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы);
7) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.
Ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) учет лесного фонда;
2) распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд;
3) организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
4) осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
5) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям;
6) организация и проведение с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;
7) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.
Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством.
В систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации входят: государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации, подведомственные ему подразделения в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге и местные подразделения - лесхозы, лесничества. Национальные природные парки на землях лесного фонда, учебные лесные, опытные лесные хозяйства осуществляют ведение лесного хозяйства и находятся в системе государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации. Национальные природные парки, образованные одновременно на землях разных категорий (сельскохозяйственного назначения, водного фонда и лесного фонда), могут находиться в системе других государственных органов управления Российской Федерации.