Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

Основы лесного законодательства Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу с 4 февраля 1997 года на основании
Федерального закона от 29 января 1997 года N 22-ФЗ
____________________________________________________________________


Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Настоящие Основы регулируют отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации (далее - лесные отношения) в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Лесное законодательство Российской Федерации

Лесные отношения в Российской Федерации регулируются настоящими Основами, иными законодательными актами Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей и решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

Настоящие Основы действуют на всей территории Российской Федерации. Законодательные акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, решения органов местного самоуправления, принимаемые в пределах их компетенции, не должны противоречить настоящим Основам.

Отношения при пользовании лесным фондом, связанные с использованием и охраной вод, недр, растительного (за исключением лесов) и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 2. Лесной фонд Российской Федерации

Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

В состав земель лесного фонда входят:

лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

В лесной фонд не входят:

защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;

защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;

озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам;

деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

Использование указанных в части третьей настоящей статьи насаждений, уход за ними и их охрана регулируются настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Владение, распоряжение и пользование лесным фондом Российской Федерации осуществляется как в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, так и в интересах всех народов Российской Федерации.

Статья 3. Компетенция Российской Федерации в сфере
регулирования лесных отношений

Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;

2) разработка и совершенствование с участием республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей , городов Москвы и Санкт-Петербурга лесного законодательства Российской Федерации;

3) распоряжение совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом лесным фондом Российской Федерации;

4) определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;

5) установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую;

6) установление норм и правил пользования лесным фондом;

7) утверждение по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями ежегодной нормы заготовки древесины (далее расчетная лесосека);

8) установление системы платежей за пользование лесным фондом, а также образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов;

9) определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;

10) утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

11) организация и координация научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;

12) разработка совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом федеральных программ по рациональному пользованию лесным фондом, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;

13) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и установление порядка его проведения;

14) организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройство;

15) осуществление международного сотрудничества по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

16) установление государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства;

17) определение совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями объемов заготовки и поставок древесины для государственных нужд;

18) принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций при нарушении ими настоящих Основ и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Статья 4. Компетенция Верховных Советов республик в составе
Российской Федерации, Советов народных депутатов
автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в сфере
регулирования лесных отношений

Ведению Верховных Советов республик в составе Российской Федерации, Советов народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) разработка и утверждение совместно с Российской Федерацией республиканских (региональных) программ по развитию лесного хозяйства;

2) участие в разработке и совершенствовании лесного законодательства Российской Федерации и принятие республиканских законодательных актов, правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

3) установление по согласованию с органами местного самоуправления принципов определения ставок лесных податей и арендной платы;

4) установление по согласованию с органами местного самоуправления в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп границ территорий лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации, а также порядка лесопользования на этих территориях;

5) утверждение порядка проведения лесных торгов и конкурсов.

Ведению Советов народных депутатов городов Москвы и Санкт-Петербурга подлежат также вопросы, указанные в статье 6 настоящих Основ.

Статья 5. Компетенция правительств республик в составе
Российской Федерации, администраций автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга в сфере регулирования
лесных отношений

Ведению правительств республик в составе Российской Федерации, администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) разработка совместно с Российской Федерацией республиканских (региональных) программ по развитию лесного хозяйства;

2) распоряжение совместно с Российской Федерацией лесным фондом;

3) организация ведения государственного лесного кадастра, мониторинга и государственного учета лесного фонда;

4) участие совместно с Российской Федерацией в разработке федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;

5) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, вредно воздействующих на леса;

6) утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки в соответствии с рекомендациями органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд, определяемых совместно Правительством Российской Федерации и органами власти (управления) республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

7) организация экологического воспитания, образования и просвещения;

8) обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов.

Ведению администраций городов Москвы и Санкт-Петербурга подлежат также вопросы, указанные в статье 7 настоящих Основ.

Статья 6. Компетенция районных (городских) Советов народных
депутатов в сфере регулирования лесных отношений

Ведению районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) участие в разработке федеральных и региональных программ развития лесного хозяйства;

2) согласование с соответствующими органами государственного управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга принципов определения ставок и размеров лесных податей и размеров арендной платы за пользование лесным фондом;

3) установление ставок и размеров лесных податей, размеров арендной платы и предоставление льгот по платежам отдельным категориям лесопользователей, а также определение форм внесения лесных податей и арендной платы;

4) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям;

5) контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

6) определение формы выбора лесопользователя (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы);

7) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.

Статья 7. Компетенция районных (городских) администраций в
сфере регулирования  лесных отношений

Ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) учет лесного фонда;

2) распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд;

3) организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;

4) осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

5) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям;

6) организация и проведение с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;

7) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.

Статья 8. Государственное управление в сфере использования,
воспроизводства, охраны и защиты лесов

Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством.

В систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации входят: государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации, подведомственные ему подразделения в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге и местные подразделения - лесхозы, лесничества. Национальные природные парки на землях лесного фонда, учебные лесные, опытные лесные хозяйства осуществляют ведение лесного хозяйства и находятся в системе государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации. Национальные природные парки, образованные одновременно на землях разных категорий (сельскохозяйственного назначения, водного фонда и лесного фонда), могут находиться в системе других государственных органов управления Российской Федерации.