Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 сентября 1996 года N 335


О внесении дополнения в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации

(с изменениями на 28 сентября 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 28 декабря 2010 года N 1214
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Минздрава России от 28 сентября 1999 года N 353.
____________________________________________________________________

     

За последние годы наметилась тенденция к росту числа больных с тугоухостью, обусловленной в основном патологией внутреннего уха, что связано с применением препаратов с ототоксическим действием, ростом числа больных с наследственной и врожденной патологией, с экологическими факторами и т.д. По данным Всемирной организации здравоохранения 4-7% населения страдает нарушениями слуховой функции; (взрослых - 17,6 на 1000, детей - 1,2 на 1000). Число больных с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 12 млн.человек, из них более 3 млн. человек нуждается в слухопротезировании. Особенно настораживает положение с контингентом детей и подростков, среди которых число больных с тугоухостью превышает 600 тыс.человек.

Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей первого года жизни ведет к развитию глухонемоты и, как следствие, к инвалидизации больных. Это определяет социальную значимость и актуальность внедрения системы раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности, с последующей адекватной их реабилитацией (медицинской, сурдопедагогической, социальной).

Учитывая специфику обследования больных с нарушениями слуха (применение сложных диагностических технологий), лечения и реабилитации, которые выходят за рамки клинической оториноларингологии и не могут осуществляться врачами-оториноларингологами, особое значение приобретает подготовка специалистов соответствующего профиля.

В целях совершенствования оказания квалифицированной медицинской помощи больным с тугоухостью

утверждаю

1. Дополнение номенклатуры врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (Приложение 1), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 16.02.95 N 33.

2. Положение о враче-сурдологе-оториноларингологе (Приложение 2).

3. Квалификационную характеристику врача-сурдолога-оториноларинголога (Приложение 3).

4. Инструктивно-методические указания по аттестации на присвоение квалификационной категории по специальности "сурдология-оториноларингология" (Приложение 4).

разрешаю

Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации до 1 декабря 1996 года присвоить специалистам-сурдологам-оториноларингологам, имеющим соответственно вторую, первую и высшую квалификационную категории по специальности "оториноларингология", без дополнительного прохождения аттестации соответственно вторую, первую и высшую квалификационные категории по специальности "сурдология-оториноларингология". Стаж работы по специальности "оториноларингология" засчитывать в стаж работы по специальности "сурдология-оториноларингология" при аттестации врачей по данному профилю.

приказываю

1. Начальнику Управления учебных заведений (Володину Н.Н.) до 01.01.97 внести необходимые дополнения и изменения в типовую программу повышения квалификации врачей оториноларингологов.

2. Начальнику Управления организации медицинской помощи населению (Карпееву А.А.), Научному центру аудиологии и слухопротезирования (Таварткиладзе Г.А.), Председателю Центральной аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации (Доскину В.А.) до 01.01.97 разработать и представить на утверждение типовые тестовые задания для проведения аттестации врачей-сурдологов-оториноларингологов на присвоение квалификационных категорий в соответствии с Положением "Об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации" с последующим обеспечением ими территориальных аттестационных комиссий.

3. Начальнику отдела статистики и информатики (Погореловой Э.И.) внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений здравоохранения в связи с введением специальности "сурдология-оториноларингология" в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Первый заместитель
министра
                                               А.М.Москвичев

Приложение 1
к приказу Минздрава России
от 10.09.96 N 335

ДОПОЛНЕНИЕ
номенклатуры врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 16.02.95 N 33

____________________________________________________________________
Утратило силу -
приказ Минздрава России от 28 сентября 1998 года N 353.
____________________________________________________________________



Начальник Управления
кадров
                                                  А.И.Торопцев


Приложение 2
к приказу Минздрава России
от 10.09.96 N 335

ПОЛОЖЕНИЕ
о враче сурдологе-оториноларингологе

     

     

1. Общая часть

1.1. Врач сурдолог-оториноларинголог - специалист с высшим медицинским образованием по специальности "лечебное дело" или "педиатрия", прошедший специализацию по оториноларингологии (интернатура, ординатура) и по сурдологии (курсы специализации, повышения квалификации) в Научном центре аудиологии и слухопротезирования и профильных НИИ или на ЛОР кафедре высших медицинских образовательных учреждений и институтов (академий) усовершенствования врачей и получивший сертификат специалиста. Врачи, не прошедшие указанную подготовку, к работе сурдологом-оториноларингологом не допускаются.

1.2. В своей работе руководствуется настоящим Положением и другими нормативными документами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения.

1.3. Врач сурдолог-оториноларинголог осуществляет свою деятельность, как правило, в государственном медицинском учреждении (поликлиника) и при наличии лицензии в негосударственном медицинском учреждении (малое, акционерное, коллективное предприятие, кооператив), а также в порядке частной практики.

2. Обязанности врача сурдолога-оториноларинголога

2.1. Организация приема и обследования населения с нарушениями слуха.

2.2. Прием больных с нарушениями слуха; аудиологическое обследование больных с использованием современных достижений медицинской науки и техники; проведение ориентировочного отоневрологического обследования; описание аудиограмм; назначение лечения (консервативное, хирургическое, слухопротезирование); динамическое наблюдение.

2.3. Проведение профилактических осмотров организованных контингентов населения в соответствии с годовым планом работы.

2.4. Ежегодные осмотры детей с нарушениями слуха, обучающихся в специализированных детских садах и школах.

2.5. Осуществление учета и динамического наблюдения детей и взрослых с тугоухостью и глухотой.

2.6. Участие в работе республиканской (краевой, областной) медико-педагогической комиссии по отбору детей с нарушениями слуха в дошкольные и школьные специализированные детские учреждения, подготовка необходимой документации.

2.7. Проведение санитарно-просветительной работы среди акушеров, педиатров, родителей, воспитателей, сурдопедагогов специализированных детских учреждений.

2.8. Участие в работе выездной бригады в области (районы) по обеспечению населения сурдологической помощью.

2.9. Внедрение в практику центра (кабинета) новых погрессивных методов диагностики и лечения нарушений слуха, реабилитации больных с дефектами слуха и связанными с ними дефектами речи.

2.10. Подготовка предложений органам здравоохранения по улучшению сурдологической и слухопротезной помощи населению республики (края, области).

2.11. Систематическое проведение работы по повышению квалификации среднего медицинского персонала специализированного центра (кабинета).

2.12. Систематический анализ показателей деятельности сурдологопедического центра (кабинета).

2.13. Обеспечение правильного и своевременного ведения учетно-отчетной документации.

2.14. Систематическое повышение своей квалификации.

2.15. Руководство в своей работе официальными документами, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц.

2.16. Осуществление постоянного контакта с Научным центром аудиологии и слухопротезирования Минздрава России, с учреждениями Министерства просвещения, социального обеспечения и обществами глухих.

3. Права врача сурдолога-оториноларинголога

3.1. Привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для консультации и проведения лечения больных.

3.2. Возможность изменять тактику лечения больных, руководствуясь состоянием больного и данными диагностического обследования.

3.3. Отдавать распоряжения и указания среднему и младшему медицинскому персоналу и контролировать их выполнение.

3.4. Участвовать в работе совещаний, школ-семинаров, проводимых для врачей сурдологов-оториноларингологов.

3.5. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

4. Ответственность врача сурдолога-оториноларинголога

4.1. Несет ответственность за четкое и своевременное выполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящим Положением и правилами внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения.

4.2. Несет персональную ответственность за правильную и своевременную лечебно-диагностическую помощь своим больным.

Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
                            А.А.Карпеев


 Приложение 3
к приказу Минздрава России
от 10.09.96 N 335

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА
врача сурдолога-оториноларинголога

В соответствии с требованиями специальности врач сурдолог-оториноларинголог должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- правовые вопросы российского здравоохранения;

- общие вопросы организации сурдологической и оториноларингологической помощи взрослому и детскому населению и работы больнично-поликлинических учреждений, детских дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушенным слухом;

- принципы выявления групп "риска" по тугоухости и глухоте у новорожденных;

- принципы определения групп "риска" по тугоухости у работников вредных профессий;

- принципы диспансеризации детей и взрослых с нарушениями слуха;

- вопросы санитарно-просветительской работы с родителями и детьми;

- санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на предотвращение развития нарушений слуха у взрослых и детей;

- физиологию ЛОР-органов, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

- возрастные аспекты развития слухового анализатора;

- анатомию и физиологию слухового и вестибулярного анализаторов;

- основы медикаментозного и хирургического лечения нарушений слуха у детей и взрослых; механизм действия основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением;

- современные представления об этиологии и патогенезе различных форм тугоухости;

- общие и специальные методы исследования в оториноларингологии;

- клиническую и аудиологическую семиотику различных форм тугоухости;

- дифференциальную и топическую диагностику различных форм тугоухости;

- основы физической и физиологической акустики;

- принципы и критерии электроакустической коррекции нарушений слуха при различных формах тугоухости;

- современные виды слухопротезирования, включающие различные виды имплантационного слухопротезирования;

- организацию сурдопедагогической реабилитации больных с нарушениями слуха:

- правильно установить диагноз при ЛОР патологии и назначить адекватное лечение;