5. Система программных мероприятий
5.1. Мероприятия на федеральном уровне
Мероприятия Программы, реализуемые на федеральном уровне, направлены прежде всего на формирование нормативно-правовой и социально-экономической базы развития и саморазвития малых и средних городов.
Законодательные и иные нормативно-правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, должны обеспечить:
формирование новой системы взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; законодательное разграничение полномочий не только федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
организационную самостоятельность местного самоуправления в целях защиты интересов муниципальных образований от вмешательства в их компетенцию со стороны как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что отвечает концепции взаимосвязи федерализма и местного самоуправления в едином политическом, правовом и экономическом пространстве России;
экономическую самостоятельность городских поселений при решении вопросов местной жизни;
равноправие больших и малых городов, городских поселений всех типов и величин в их взаимоотношениях между собой и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Первоочередной задачей федеральных органов государственной власти является принятие неотложных мер по реализации конституционных принципов местного самоуправления, обновлению финансовых, налоговых, земельных и других законодательных актов, гарантирующих и развивающих положения Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении.
На федеральном уровне необходимо принять специальные акты:
о развитии малых городов, в которых должны быть предусмотрены меры по реализации государственной политики по преодолению общей экономической и социальной отсталости малых городов с обязательным учетом их специфических особенностей и интересов;
о статусе малых городов, располагающих большим числом памятников истории, культуры и архитектуры (исторических городов), в котором должно быть предусмотрено предоставление дотаций, необходимых для содержания исторических памятников, имеющих мировое и российское значение, а также о статусе малых городов иных типов.
Требуется на законодательном уровне закрепить статус муниципальных служащих, а также решить организационные вопросы подготовки и переподготовки муниципальных служащих.
Необходимо также определить:
правовые основы проведения в малых и средних городах экспериментов по отработке оптимальной модели городского самоуправления и экономического развития;
порядок судебной защиты прав местного самоуправления; определить подведомственность дел по спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и местным самоуправлением;
порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;
порядок компенсации дополнительных расходов бюджетам городов, возникших в результате реализации решений, принятых органами государственной власти;
нормативы обеспечения небольших городских поселений земельными ресурсами, учитывающими их специфику, с обязательным введением земель общего пользования, рекреационных зон, пригородных сельскохозяйственных территорий и земель, необходимых для их развития.
Федеральные органы государственной власти должны принять меры по приведению субъектами Российской Федерации своего законодательства в области местного самоуправления в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Мероприятия Программы предусматривают создание правовых, социальных и экономических основ для формирования муниципальной собственности, муниципального хозяйства и предпринимательской среды в малых и средних городах, поддержания и развития культуры в них. Целевые подпрограммы основаны на учете сложившейся ситуации в городах и должны способствовать развитию культуры, экономической и хозяйственной деятельности в данной категории поселений.
Мероприятия Программы направлены на формирование и укрепление социальной базы органов самоуправления (муниципалитетов), включая образование, здравоохранение, культуру, систему социальной защиты, организацию отдыха и т.д.
Для этого необходимы:
введение разграничения прав и ответственности между федеральными и местными органами власти за реализацию социальной политики;
введение социальных нормативов при формировании бюджетов всех уровней, в основе которых лежит система государственных минимальных стандартов народного образования, медицинского обслуживания, социальной помощи;
привлечение негосударственного сектора к реализации социальных услуг для развития конкуренции;
создание государственных и муниципальных фондов для помощи малоимущим;
сохранение и укрепление интеллектуального потенциала городов, подготовка и переподготовка кадров.
Программа предусматривает разработку и реализацию программ социально-экономического развития городов. Мероприятия на федеральном и региональном уровнях формируются в качестве координационных, обеспечивающих единый согласованный подход к решению общегосударственных и региональных проблем малых и средних городов. Предусматривается согласование Программы с другими федеральными целевыми программами, реализуемыми на территории субъектов Российской Федерации.