Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2013 года N 54

Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации

(с изменениями на 26 декабря 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 9 июня 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 7 июня 2021 года N 866

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2014 года N 828 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.08.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 1679 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.12.2018, N 0001201812270026) (вступило в силу с 1 января 2019 года).

____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения, связанные с применением методических рекомендаций, утвержденных настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 214 "О порядке разработки методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст.959);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года N 192 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст.1039);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года N 232 "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 13, ст.1371);

постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 года N 511 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года N 192" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 34, ст.3505);

постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 342 "О внесении изменений в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст.2912).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации

(с изменениями на 26 декабря 2018 года)


1. Настоящий документ устанавливает порядок определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации (далее - основные социально-демографические группы населения) с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления ими продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

2. Настоящий документ обеспечивает единый методологический подход к определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения.

3. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется с учетом:

а) научных рекомендаций по минимальным объемам потребления продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

б) фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;

в) социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, а также возможностей соответствующих бюджетов по обеспечению установленных государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и социальной защиты населения;

г) объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

4. К основным социально-демографическим группам населения относятся:

а) трудоспособное население - лица в возрасте от 16 лет и до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", за исключением неработающих инвалидов этого возраста;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 1679. - См. предыдущую редакцию)     

б) пенсионеры - лица, достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также неработающие инвалиды, указанные в подпункте "а" настоящего пункта;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 1679. - См. предыдущую редакцию)  

в) дети в возрасте 0-15 лет.

5. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется на основе минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, определяемых в соотношении со стоимостью продуктов питания.

6. Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:

а) удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;

б) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов питания в малоимущих семьях;

в) выбор продуктов питания, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах.

7. Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом.

8. Минимальный набор продуктов питания для пенсионеров формируется с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания.

9. Минимальный набор питания для детей формируется с учетом необходимости их полноценного питания, нормального роста и развития.

10. Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения формируется с учетом распределения субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания. Распределение субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания, приводится в приложении N 1.

11. Основой зонирования территории Российской Федерации для формирования минимального набора продуктов питания являются следующие факторы:

а) природно-климатические и экономические условия;

б) особенности производства продуктов питания;

в) национальные традиции и местные особенности в питании населения;

г) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов питания в малоимущих семьях;

д) необходимость удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;

е) более высокая энергетическая ценность продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающих в районах Севера.

12. Химический состав и энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для основных социально-демографических групп населения по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания, приводятся в приложении N 2.

13. Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания, приводится в приложении N 3.

14. Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину, объединяются в следующие группы:

а) хлебные продукты;

б) картофель;

в) овощи и бахчевые;

г) фрукты свежие;

д) сахар и кондитерские изделия;

е) мясопродукты;

ж) рыбопродукты;

з) молоко и молокопродукты;

и) яйца;

к) масло растительное, маргарин и другие жиры;

л) прочие продукты питания.

15. При включении в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения овощей и бахчевых, мясопродуктов, рыбопродуктов, масла растительного, маргарина, других жиров и прочих продуктов объемы потребления продуктов, входящих в соответствующую группу продуктов питания, складываются.

16. При включении в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения хлебных продуктов, сахара и кондитерских изделий, молока и молокопродуктов объемы потребления продуктов, входящих в соответствующую группу продуктов питания, пересчитываются в сырье (соответственно на муку, сахар и молоко) путем умножения на коэффициент пересчета и затем складываются. Коэффициенты пересчета хлебных продуктов, сахара и кондитерских изделий, молока и молокопродуктов в сырье (на муку, сахар и молоко соответственно) приводятся в приложении N 4.

17. Непродовольственные товары и услуги для основных социально-демографических групп населения определяются в соотношении со стоимостью продуктов питания.

18. Размеры соотношения непродовольственных товаров со стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в одежде, обуви, товарах культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметах первой необходимости, санитарии и лекарствах с учетом фактических расходов на непродовольственные товары в малоимущих семьях.

При определении размеров соотношения непродовольственных товаров со стоимостью продуктов питания рекомендуется учитывать природно-климатические условия как основной фактор, влияющий на потребность населения в одежде и обуви.

Размеры соотношения услуг со стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении, культурном развитии с учетом фактических расходов на услуги в малоимущих семьях.

При определении размеров соотношения услуг со стоимостью продуктов питания для основных социально-демографических групп населения учитываются меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг и проезда на общественном транспорте, предоставляемые отдельным категориям населения в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

19. Размер соотношения непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания рекомендуется определять с учетом распределения субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг. Распределение субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг, приводится в приложении N 5.

20. Зоны, сформированные в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг, подразделяются:

а) на зону с холодным и резко континентальным климатом;

б) на зону с умеренным климатом;

в) на зону с теплым климатом.

21. Примерное соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг, приводится в приложении N 6.

22. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется в соответствии с общими принципами и подходами, предусмотренными настоящим документом.

Приложение N 1

     
Распределение субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания  

(с изменениями на 19 августа 2014 года)


Номер зоны

Субъекты Российской Федерации

I

Северная часть Республики Саха (Якутия)*, Камчатский край, северная часть Красноярского края*, северная часть Иркутской области*, Магаданская область, северная часть Томской области, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ

________________

* Под северной частью субъекта Российской Федерации понимается территория, отнесенная к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера в соответствии с законодательством.

(Позиция в редакции, введенной в действие с 29 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2014 года N 828. - См. предыдущую редакцию)     

II

Северная часть Республики Карелия*, северная часть Республики Коми*, северная часть Архангельской области*, Мурманская область, Ненецкий автономный округ

________________

* Под северной частью субъекта Российской Федерации понимается территория, отнесенная к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера в соответствии с законодательством.

III

Республика Саха (Якутия) (кроме северной части), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

IV

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край (кроме северной части), Иркутская область (кроме северной части), Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область (кроме северной части), Тюменская область    

(Позиция в редакции, введенной в действие с 29 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2014 года N 828. - См. предыдущую редакцию)

V

Курганская область, Свердловская область, Челябинская область, Оренбургская область

VI

Республика Карелия (кроме северной части), Республика Коми (кроме северной части), Архангельская область (кроме северной части), Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, г.Санкт-Петербург

VII

Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г.Москва

VIII

Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область

IX

Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, г.Севастополь

(Позиция в редакции, введенной в действие с 29 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2014 года N 828. - См. предыдущую редакцию)

X

Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»