РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2012 года N 306
В соответствии со статьей 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года Коллегия Евразийской экономической комиссии
решила:
2. Признать утратившими силу:
3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель
В.Б.Христенко
Положение о порядке разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия
1. Настоящее Положение разработано в целях реализации Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года (далее - Соглашение), в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года и Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Высшим Евразийским экономическим советом от 18 ноября 2011 года N 1, и определяет порядок разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены), обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза (далее - технический регламент) и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
Для целей оценки (подтверждения) соответствия техническому регламенту могут применятся международные, региональные стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных стандартов) - национальные (государственные) стандарты государств-членов.
2. Участниками процедур, предусмотренных настоящим Положением, являются:
а) уполномоченные органы по техническому регулированию государств-членов;
б) уполномоченные органы по стандартизации государств-членов;
в) уполномоченные органы в области обеспечения единства измерений государств-членов;
г) разработчик проекта технического регламента (далее - разработчик), в качестве которого могут выступать орган государства-члена или структурное подразделение Евразийской экономической комиссии, ответственные за разработку технического регламента;
д) органы, участвующие в разработке проекта технического регламента;
е) Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия);
ж) Коллегия Комиссии;
з) заинтересованные лица государств-членов, в том числе технические комитеты по стандартизации, представители бизнес-сообщества.
3. Проекты перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 6 Соглашения (далее - проекты перечней), разрабатываются на основе предложений, подготовленных разработчиком одновременно с первой редакцией проекта технического регламента.
Разработчик совместно с уполномоченными органами по стандартизации государств-членов приступает к разработке проектов перечней после завершения доработки проекта технического регламента по итогам публичного обсуждения и метрологической экспертизы в соответствии с пунктами 6-12 Положения о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 года N 48.
Разработчик с учетом предложений органов, участвующих в разработке проекта технического регламента, и уполномоченных органов по стандартизации государств-членов при необходимости формирует рабочую группу по разработке проектов перечней с включением в нее представителей уполномоченных органов по стандартизации и заинтересованных лиц государств-членов (далее - рабочая группа). Информация о формировании и составе рабочей группы направляется разработчиком в правительства государств-членов и в Комиссию.
4. Формирование проектов перечней осуществляется путем включения в них стандартов с учетом следующих приоритетов:
а) межгосударственные стандарты, принятые на основе международных и (или) региональных стандартов;
б) национальные (государственные) стандарты государств-членов, принятые на основе международных и (или) региональных стандартов;
в) международные и (или) региональные стандарты (за исключением межгосударственных стандартов) (в случае отсутствия межгосударственных и национальных стандартов, принятых на основе международных и (или) региональных стандартов);
г) межгосударственные и национальные (государственные) стандарты государств-членов, разработанные не на основе международных и (или) региональных стандартов.
5. Исключения из порядка формирования проектов перечней составляют случаи, когда стандарты не соответствуют целям принятия технического регламента, в том числе вследствие климатических или географических факторов, технологических и других особенностей.
6. Проекты перечней разрабатываются по формам согласно приложению N 1.
7. При разработке проектов перечней разработчик:
а) проводит анализ требований технического регламента и составляет исчерпывающий перечень объектов технического регулирования, которые попадают в область применения технического регламента;
б) проводит анализ стандартов для определения возможности обеспечения в результате их применения соблюдения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия с учетом приоритетов, определенных в пункте 4 настоящего Положения;
в) выбирает для объектов технического регулирования стандарты, в результате применения которых на добровольной основе может быть обеспечено соблюдение требований технического регламента;
г) выбирает для объектов технического регулирования стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, которые могут быть использованы для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
8. Включение в проекты перечней стандартов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, осуществляется с соблюдением следующих условий:
а) выполнение соответствующих требований технического регламента должно быть обеспечено применением на добровольной основе одного или нескольких стандартов, разделов, пунктов, подпунктов стандарта.
В случае если отсутствуют стандарты, указанные в подпунктах "а"-"в" пункта 4 настоящего Положения, по согласованию с уполномоченными органами по стандартизации государств-членов и органами, участвующими в разработке проекта технического регламента, из национальных (государственных) стандартов государств-членов выбирают один национальный (государственный) стандарт, наиболее соответствующий целям технического регламента;
б) соблюдение требований технического регламента должно быть обеспечено правилами и методами исследований (испытаний) и измерений, в том числе правилами отбора образцов;
в) включение стандартов в проекты перечней осуществляется на основе проведенного анализа стандартов, область применения которых распространяется на объекты технического регулирования проекта технического регламента, а также стандартов, на которые имеются ссылки в выбранных стандартах, для определения возможности обеспечения в результате их применения соблюдения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия;
г) стандарт, обеспечивающий соблюдение требований технического регламента, должен быть обеспечен методами исследований (испытаний) и измерений.
9. Стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия, включаются в проект перечня в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения с соблюдением следующих требований:
а) в проект перечня включаются стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, которые должны обеспечивать возможность применения и исполнения требований технического регламента, а также проведение оценки (подтверждения) соответствия установленным в нем требованиям;
б) в стандартах, содержащих правила или методы исследований (испытаний) и измерений, должно предусматриваться применение методик выполнения измерений, аттестованных (валидированных) в соответствии с законодательством государств-членов в области обеспечения единства измерений;
в) содержащиеся в стандартах методы исследований (испытаний) и измерений должны обеспечивать необходимую точность измерений и достоверность результатов измерений.
10. Финансирование разработки проектов перечней осуществляется ответственным за разработку проекта технического регламента, в качестве которого выступает государство-член либо Комиссия.
11. После завершения разработки проектов перечней с учетом мнения уполномоченных органов по стандартизации государств-членов разработчик направляет их в Комиссию с пояснительной запиской и уведомлением о разработке по форме согласно приложению N 2 (в электронном виде и на бумажном носителе).
12. Пояснительная записка к проектам перечней содержит:
а) краткую характеристику стандартов, включенных в проекты перечней;
б) информацию о соответствии стандартов, включенных в проекты перечней, международным и региональным стандартам;
в) обоснование включения в проекты перечней национальных (государственных) стандартов государств-членов;
г) информацию о требованиях и объектах технического регулирования технического регламента, для которых отсутствуют стандарты, обеспечивающие соблюдение требований технического регламента и содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов;
д) предложения по разработке межгосударственных стандартов;
е) предложения по актуализации проектов перечней, подготовленные на основании результатов мониторинга уполномоченными органами по стандартизации государств-членов разработки соответствующих межгосударственных стандартов, по форме согласно приложению N 3;
ж) сводную информацию о методах исследований (испытаний) и измерений обязательных требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза, по форме согласно приложению N 4;
з) предложения по актуализации методов измерений (испытаний) для оценки соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, предусмотренным проектом технического регламента.
13. Комиссия обеспечивает размещение проектов перечней (с пояснительной запиской) на официальном сайте Комиссии для публичного обсуждения в течение 30 календарных дней. Срок публичного обсуждения может быть продлен по предложению Комиссии или правительств государств-членов.
14. Замечания (предложения, отзывы) по проектам перечней заинтересованных лиц государств-членов и третьих стран направляются в Комиссию, которая обеспечивает их размещение на официальном сайте Комиссии в сети Интернет по мере их поступления.
Замечания (предложения, отзывы) по проектам перечней по мере их поступления, но не позднее 10 рабочих дней после завершения публичного обсуждения, передаются Комиссией разработчику для доработки проектов перечней.
15. Разработчик в течение 15 рабочих дней с даты получения от Комиссии замечаний (предложений, отзывов) совместно с уполномоченными органами по стандартизации государств-членов дорабатывает проекты перечней и пояснительную записку к ним и представляет их в Комиссию вместе со справкой, содержащей информацию о доработке проектов перечней по итогам публичного обсуждения.
16. Перечни стандартов, утвержденные в установленном порядке Коллегией Комиссии, публикуются на официальном сайте Комиссии в сети Интернет.
17. Внесение изменений в утвержденные перечни стандартов на основании предложении государств-членов или Комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проектов перечней.
18. Уполномоченный орган по стандартизации государства-члена, национальные (государственные) стандарты которого включены в перечень стандартов, должен обеспечить уполномоченные органы по стандартизации других государств-членов официальными экземплярами данных национальных (государственных) стандартов на русском языке в электронном виде.
19. Одновременно с публикацией перечней стандартов на официальном сайте Комиссии в сети Интернет уполномоченные органы по стандартизации государств-членов проводят работу по разработке межгосударственных стандартов на основе национальных (государственных) стандартов государств-членов, включенных в перечни стандартов.
20. Правительства государств-членов обеспечивают подготовку и представление в Комиссию не реже 1 раза в год со дня вступления в силу технического регламента обоснованных предложений по актуализации перечней стандартов на основании результатов мониторинга принятия, применения, обновления и отмены соответствующих стандартов.
В случае если ответственным за разработку соответствующего технического регламента является Комиссия, Коллегия Комиссии на основании предложений правительств государств-членов по актуализации перечней стандартов обеспечивает подготовку и утверждение актуализированной редакции перечней стандартов.
В случае если ответственным за разработку технического регламента является государство-член, Комиссия направляет предложения по актуализации перечней стандартов, поступившие от правительств государств-членов, в уполномоченный орган по стандартизации этого государства-члена, который обеспечивает подготовку актуализированной редакции перечней стандартов.
Уполномоченный орган по стандартизации направляет актуализированную редакцию перечней стандартов в Комиссию, которая обеспечивает ее утверждение в установленном порядке.
В случае если взамен стандартов, содержащихся в перечнях стандартов, включаются разработанные и недавно принятые межгосударственные стандарты, в целях применения которых необходим переходный период, в течение которого могут применяться как замененные, так и заменяющие их стандарты, указанная информация приводится в приложениях к актуализированной редакции перечней стандартов и оформляется по форме, предусмотренной приложением N 3.
Актуализированные редакции перечней стандартов, утвержденные в установленном порядке Коллегией Комиссии, публикуются на официальном сайте Комиссии в сети Интернет.