Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан  


Ратифицировано
Федеральным законом РФ
 от 7 мая 2013 года N 68-ФЗ

         

Российская Федерация и Республика Таджикистан, далее именуемые Сторонами,

исходя из жизненно важных интересов обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Сторон,

отмечая значение Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 года,

основываясь на положениях Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25 мая 1993 года и Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года,

признавая, что нахождение российской военной базы на территории Республики Таджикистан отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе, служит долгосрочным стратегическим интересам обоих государств, носит оборонительный характер и не направлено против других государств,

согласились о нижеследующем:

Статья 1  

     
Термины  


Для целей настоящего Соглашения следующие термины означают:

"воинские формирования российской военной базы" - соединения, воинские части, подразделения, предприятия, учреждения и иные формирования Вооруженных Сил Российской Федерации с вооружением, военной и специальной техникой и необходимыми запасами материальных средств, находящиеся на территории Республики Таджикистан и входящие в состав российской военной базы;


"движимое имущество российской военной базы" - находящееся в пользовании или в собственности российской военной базы движимое имущество, включая все виды вооружения, боеприпасов, военной и специальной техники, а также другие материальные и технические средства;


"командир российской военной базы" - военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации, уполномоченный Российской Стороной осуществлять руководство российской военной базой;


"контртеррористическая операция" - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористического акта, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористического акта;


"компетентные органы" - органы Сторон, к компетенции которых относятся вопросы, регулируемые настоящим Соглашением;


"личный состав российской военной базы" - граждане Российской Федерации: военнослужащие, проходящие военную службу на российской военной базе, гражданские лица (гражданский персонал), занимающие штатные должности на российской военной базе, лица, временно командированные уполномоченным органом Российской Стороны на российскую военную базу, и сотрудники компетентных органов Российской Стороны;


"недвижимое имущество российской военной базы" - земельные участки Республики Таджикистан, передаваемые Российской Стороне во временное пользование, объекты недвижимости, расположенные на территории российской военной базы, здания и сооружения, а также другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, переданные Российской Стороне во временное пользование или находящиеся в собственности Российской Стороны и предназначенные для обеспечения функционирования российской военной базы;


"обслуживающий персонал российской военной базы" - граждане Республики Таджикистан, работающие по найму на российской военной базе;


"персонал подрядчиков российской военной базы" - граждане Российской Федерации и Республики Таджикистан, работающие по найму у подрядчиков российской военной базы;


"подрядчики российской военной базы" - российские юридические лица или граждане Российской Федерации индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в таком качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации, таджикские юридические лица или граждане Республики Таджикистан - индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в таком качестве в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, выполняющие работы, оказывающие услуги, поставляющие товары для обеспечения жизнедеятельности и функционирования российской военной базы по контрактам с уполномоченным органом Российской Стороны;


"продукция военного назначения" - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области, а также любая другая продукция, относимая законодательством Сторон к продукции военного назначения;


"российская военная база" - воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированные на выделенных Республикой Таджикистан участках ее территории с обозначенными и согласованными Сторонами границами; объекты их жизнеобеспечения с необходимыми запасами материальных средств и другого имущества; российские юридические лица, уполномоченные Российской Стороной в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнять работы, оказывать услуги по содержанию инфраструктуры базы и ее обслуживанию;


"террористический акт" - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;


"угрожаемый период" - период постепенного или резкого (внезапного) обострения военно-политической обстановки в регионе и угрозы агрессии против одной из Сторон со стороны какого-либо государства (группы государств), продолжительность которого определяется по согласованию Сторон;


"члены семей лиц из числа личного состава российской военной базы" - супруг (супруга), дети, родители, а также другие лица, проживающие совместно с лицами из числа личного состава российской военной базы и находящиеся на их иждивении.

Статья 2  

     
Уполномоченные органы  


Уполномоченными органами Сторон по реализации настоящего Соглашения являются:

от Российской Стороны - Министерство обороны Российской Федерации;

от Таджикистанской Стороны - Министерство обороны Республики Таджикистан.

Стороны письменно по дипломатическим каналам информируют друг друга об изменении своих уполномоченных органов.

Командир российской военной базы является представителем уполномоченного органа Российской Стороны для решения оперативных вопросов, связанных с обеспечением функционирования российской военной базы.

Статья 3  

     
Назначение  


Российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Таджикистан защищает интересы Российской Федерации и Республики Таджикистан, обеспечивает совместно с Вооруженными Силами Республики Таджикистан во взаимодействии с Вооруженными Силами Российской Федерации, с другими войсками, воинскими формированиями и органами Российской и Таджикистанской Сторон безопасность Республики Таджикистан.

Для достижения указанных целей Российская Сторона осуществляет содействие в обеспечении Республики Таджикистан совместимым вооружением, военной и специальной техникой.

Статья 4  

     
Применение  


Применение воинских формирований российской военной базы осуществляется на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 года и в соответствии с законодательством обеих Сторон.

Совместное планирование применения Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Таджикистан осуществляется в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности Российской Федерации и Республики Таджикистан от 23 ноября 2006 года.

В период постепенного или резкого (внезапного) обострения военно-политической обстановки в регионе, угрозы суверенитету и независимости, а также агрессии против Республики Таджикистан со стороны какого-либо государства (группы государств), террористических организаций или незаконных вооруженных формирований применение воинских формирований российской военной базы и воинских формирований Российской Стороны, не входящих в ее состав, на территории Республики Таджикистан осуществляется на основании согласованного решения верховных главнокомандующих вооруженными силами Сторон и в соответствии с законодательством Сторон.

Порядок организации их применения и управления определяется отдельным документом, совместно разрабатываемым уполномоченными органами Сторон.

При этом решение о вводе на территорию Республики Таджикистан воинских формирований, не входящих в состав российской военной базы, принимается по согласованию Сторон.

Таджикистанская Сторона обеспечивает пропуск через свою государственную границу и перемещение по своей территории воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, не входящих в состав российской военной базы.

Организация противовоздушной обороны войск и объектов осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области противовоздушной обороны от 27 марта 1996 года.

Порядок организации воинских межгосударственных перевозок при возникновении угрозы безопасности Сторон регламентируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организации воинских межгосударственных перевозок и расчетах за них от 27 марта 1996 года.

При угрозе совершения террористического акта командир российской военной базы вправе принять решение о применении воинских формирований российской военной базы для охраны российской военной базы и объектов, принадлежащих Российской Федерации, с уведомлением уполномоченного органа Таджикистанской Стороны.

Статья 5  

     
Повседневная деятельность  


Места дислокации российской военной базы и дальнейшее их изменение определяются на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об объектах недвижимости, количестве и границах земельных участков, отводимых под российскую военную базу, и местах их расположения на территории Республики Таджикистан от 16 октября 2004 года.

Стороны рассмотрят вопрос о выводе воинских формирований российской военной базы за пределы административно-территориальных границ городов Курган-тюбе и Куляб Хатлонской области Республики Таджикистан в течение 5 лет.

Состав (численность личного состава, основного вооружения, военной и специальной техники, количество юридических лиц, упомянутых в абзаце тринадцатом статьи 1 настоящего Соглашения) российской военной базы определяется Российской Стороной по согласованию с Таджикистанской Стороной.

Организационно-штатная структура российской военной базы разрабатывается, утверждается и изменяется уполномоченным органом Российской Стороны с уведомлением уполномоченного органа Таджикистанской Стороны.

Организация оперативной и боевой подготовки, внутренней службы воинских формирований российской военной базы, порядок комплектования российской военной базы военнослужащими и гражданским персоналом, а также порядок ее обеспечения вооружением, военной и специальной техникой и другими материальными средствами определяются законодательством Российской Стороны.

Проведение мероприятий боевой подготовки российской военной базы за границами земельных участков, выделенных для ее размещения, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом Таджикистанской Стороны.

В местах дислокации российской военной базы осуществляются меры по обеспечению безопасности личного состава российской военной базы и членов семей лиц из числа личного состава российской военной базы, по охране ее движимого и недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Стороны. Вне мест дислокации российской военной базы эти меры осуществляются по согласованию с компетентными органами Таджикистанской Стороны.

По периметру мест дислокации российской военной базы сооружаются ограждения, а также наносятся соответствующие надписи на русском и таджикском языках по согласованию с компетентными органами Таджикистанской Стороны.

Статья 6  

     
Имущественные отношения  


Российская Сторона в течение срока действия настоящего Соглашения пользуется недвижимым имуществом, являющимся собственностью Республики Таджикистан и переданным во временное пользование для размещения российской военной базы. Порядок и условия пользования недвижимым имуществом Республики Таджикистан, переданным во временное пользование для размещения российской военной базы, определяются в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об объектах недвижимости, количестве и границах земельных участков, отводимых под российскую военную базу, и местах их расположения на территории Республики Таджикистан от 16 октября 2004 года.

Российская Сторона за свой счет имеет право проводить ремонт объектов недвижимости. Реконструкция и снос находящихся в ее пользовании объектов недвижимости, а также капитальное строительство на земельных участках, находящихся в пользовании Российской Стороны, осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Право собственности на объекты недвижимости, приобретенные и (или) возведенные на территории Республики Таджикистан после 25 мая 1993 года за счет Российской Федерации, признается за Российской Стороной. При условии соблюдения законодательства Республики Таджикистан при приобретении и (или) возведении данных объектов Таджикистанская Сторона обеспечивает юридическое оформление прав собственности Российской Стороны на указанное имущество.

Недвижимое имущество, являющееся собственностью Республики Таджикистан, переданное Российской Стороне в рамках настоящего Соглашения, по мере высвобождения возвращается Таджикистанской Стороне с учетом износа в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Объекты недвижимости, являющиеся собственностью Республики Таджикистан и в отношении которых Российской Стороной была проведена реконструкция, после прекращения действия настоящего Соглашения или по мере высвобождения возвращаются Таджикистанской Стороне.

Движимое имущество, поставленное в воинские формирования российской военной базы после 25 мая 1993 года, является собственностью Российской Федерации.

По решению уполномоченных органов Сторон допускается совместная эксплуатация движимого имущества, принадлежащего уполномоченному органу Российской Стороны или уполномоченному органу Таджикистанской Стороны.

Статья 7  

     
Перевозки  


Воинские межгосударственные перевозки в интересах российской военной базы осуществляются в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организации воинских межгосударственных перевозок и расчетах за них от 27 марта 1996 года.

Перевозки опасных и разрядных грузов осуществляются в соответствии с Соглашением о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов от 23 декабря 1993 года.