Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов

4.7. Торговля (потребительский рынок)


Потребительский рынок продолжает оказывать существенное влияние на поддержание общеэкономической динамики на достаточно высоком уровне. В ответ на потребительские предпочтения и растущие требования к ассортименту, качеству и доступности предоставляемой продукции и услуг увеличивается доля современных форм торговли и обслуживания населения, повышается уровень конкурентоспособности, что способствует ускорению развития оборота розничной торговли и платных услуг населению.

По итогам семи месяцев текущего года прирост оборота розничной торговли составил 6,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, что на 1,3 п.п. выше, чем за соответствующий период 2011 года (5,5 процента).

Объем платных услуг населению вырос на 4,0% (январь - июль 2011 года - на 3 процента).

Стабильному росту объемов оборота способствовало достижение определенной стабилизации на потребительском рынке. Основную поддержку потребительскому спросу оказывали относительно позитивная, в отличие от прошлого года, динамика реальных располагаемых денежных доходов населения (в январе - июле увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 2,9%), сохраняющаяся позитивная динамика потребительского кредитования проведенная индексация заработных плат и пенсий, сдержанные инфляционные темпы, перечисленные факторы в совокупности усиливали возможности удовлетворения ранее отложенного спроса.

Указанные тенденции способствуют повышению уровня потребительской уверенности населения, что подтверждается результатами обследования, проведенного Росстатом во II квартале 2012 года.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2012 года по сравнению с I кварталом 2012 года вырос на 1 п.п. и составил (- 4%). В европейском контексте потребительские настроения россиян следует оценивать как сравнительно оптимистические. Значение индекса потребительской уверенности лучше России демонстрировали во II квартале (по данным за май 2012 года) только Германия, Австрия, Дания, Швеция и Финляндия.