% к предыдущему году | |||||||
2010 | 2011 | 2012 | прогноз | 2015 к | |||
оценка | 2013 | 2014 | 2015 | 2011, % | |||
Платные услуги населению | 1,5 | 3,0 | 3,6 | 4,7 | 5,6 | 5,9 | 21,3 |
Жилищные | 4,8 | 4,6 | 5,2 | 6,1 | 7,1 | 7,3 | 28,3 |
Коммунальные | 3,0 | 1,5 | 3,4 | 4,3 | 5,0 | 5,2 | 19,1 |
Транспортные | 0,5 | 3,6 | 2,5 | 3,6 | 4,5 | 5,1 | 16,6 |
Бытовые | 0,7 | 0,2 | 3,0 | 3,5 | 4,8 | 5,0 | 17,3 |
Связи | 4,5 | 9,3 | 7,0 | 8,1 | 8,9 | 9,0 | 37,3 |
Системы образования | 0,5 | -1,7 | -0,3 | 3,2 | 4,5 | 4,0 | 11,8 |
Медицинские | 1,7 | 1,8 | 4,8 | 5,0 | 6,0 | 6,9 | 24,7 |
Культуры | -4,7 | -4,8 | 0,0 | 1,7 | 1,9 | 2,1 | 5,8 |
Физической культуры и спорта | 0,4 | 2,9 | 4,8 | 6,3 | 7,4 | 7,2 | 28,3 |
Туристские | 9,8 | 6,4 | 7,9 | 8,9 | 9,9 | 10,4 | 42,6 |
Санаторно-оздоровительные | -3,3 | -0,7 | 2,3 | 3,0 | 4,4 | 5,3 | 15,8 |
Гостиниц и аналогичных средств размещения | 2,7 | 0,8 | -0,1 | 0,8 | 1,3 | 1,7 | 3,7 |
Ветеринарные | -1,9 | -1,7 | 0,6 | 1,7 | 4,0 | 4,1 | 10,8 |
Правового характера | -29,8 | -18,8 | -10,3 | -5,5 | -5,4 | -2,6 | -21,9 |
В 2013-2015 годах рост денежных доходов населения даже в условиях роста цен и тарифов на услуги пассажирского транспорта будет способствовать росту объема практически по всем видам транспорта для населения.
Основными драйверами развития рынка транспортных услуг станут повышение качества транспортного обслуживания населения, внедрение рациональных схем городских маршрутов, оптимизация расписания движения подвижного состава, модернизация автоматизированных систем управления движением с применением радионавигационной связи для осуществления диспетчерского контроля и обеспечения безопасности перевозок, совершенствование информационного обеспечения пассажиров по режиму движения транспортных средств, остановочным пунктам и местам пересадок, использование на предприятиях пассажирского транспорта систем контроля качества на основе международных стандартов.
В результате совокупного влияния этих факторов прогнозируется увеличение объемов транспортных услуг к 2015 году по сравнению с 2011 годом на 16,6 процента.
Сдерживающее влияние на динамику платных транспортных услуг оказывает высокая доля количества пассажиров, имеющих право льготного и бесплатного проезда, в общем количестве перевезенных пассажиров, которая составляет примерно 20 процентов.
У домашних хозяйств, в основном в семьях с высоким уровнем достатка, сохранится интерес к потреблению отдельных видов бытовых услуг. К этим услугам можно отнести такие их виды, как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, ремонт и строительство жилья и других построек, услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, ритуальные услуги и т.д.; их доля в общем объеме бытовых услуг составляет более 50 процентов. Все чаще люди и организации отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. В среднесрочной перспективе спрос на бытовые услуги будет обусловлен главным образом стремлением населения к улучшению качества жизни и экономии времени на повседневных делах.
Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг, в 2013-2015 годах не произойдет значительного изменения их структуры (в фактических ценах). По-прежнему более 50% от общего объема расходов населения на услуги будет приходиться на услуги, не эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги, эластичные к доходам населения - культуры и связи, медицинские и образования, туризма, санаторно-оздоровительные услуги - будут иметь стабильные темпы роста, но доля каждой из них в общем объеме невысока, за исключением услуг связи, и изменение их объемов не вносит существенного изменения в общую структуру потребления платных услуг населением.