Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов

Динамика продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров (вариант 2)

прирост, % к предыдущему году

2010

2011

2012

Прогноз

2015/2011,

оценка

2013

2014

2015

%

Продовольственные товары

5,1

3,2

3,4

2,9

3,2

3,6

13,8

в том числе:

Мясо (включая мясо домашней птицы)

3,2

6,5

3,3

3,0

3,2

3,7

13,8

Рыба и морепродукты

7,4

8,2

2,7

2,2

4,0

4,0

13,5

Молочные продукты

4,9

4,6

6,0

5,5

5,6

6,4

25,7

Свежие овощи

6,0

13,2

20,6

11,7

11,8

15,2

73,5

Алкогольные напитки и пиво

-3,6

5,3

4,7

6,8

6,9

6,7

27,5

Непродовольственные товары

7,7

10,8

8,6

7,6

7,8

7,5

35,3

Верхняя одежда

2,1

3,6

3,1

2,1

2,2

2,4

10,2

Телевизоры

8,9

15,6

12,1

8,3

12,0

12,8

53,4

Компьютеры в полной комплектации

13,1

19,1

16,5

13,4

14,1

14,0

71,8

Мобильные телефоны

16,6

8,1

7,6

6,6

9,5

10,1

38,4

Легковые автомобили

11,1

24,0

14,2

10,4

10,7

10,5

54,2



В прогнозный период сохранится тенденция снижения в структуре оборота розничной торговли доли продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, вместе с тем она будет оставаться достаточно высокой - около 10% оборота продовольственных товаров. В ряде субъектов Российской Федерации планируется строительство новых сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, что будет способствовать увеличению объемов реализации продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей.

В среднесрочной перспективе на фоне тенденции к консолидации отрасли, увеличению доли сетевой торговли в структуре оборота розничной торговли (более 30% объема продаж, а в крупных городах до 50%) и сокращению количества розничных рынков, рост количества магазинов и павильонов, а также торговых площадей будет обеспечиваться за счет открытия магазинов современных форматов и соответствующего увеличения обеспеченности населения качественными торговыми площадями.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 422 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года.

Стратегия предусматривает, что обеспеченность населения современными продовольственными торговыми площадями увеличится с 84 кв.м на 1000 чел. в 2011 году до 139 кв.м на 1000 чел. в 2015 году. Кроме того, доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 35% в 2011 году до 55% в 2015 году. Дальнейшее развитие сети организаций торговли и увеличение торговых площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции, будет способствовать как увеличению оборота внутренней торговли, так и смежных производственных отраслей. Торговые сети и современные форматы торговли, будучи более производительными, нежели традиционные магазины, киоски и розничные рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли.

Сфера торговли и общественного питания будет продолжать лидировать как по количеству предприятий малого бизнеса, так и по доле их объемов в общем обороте розничной торговли и общественного питания.

Продолжение положительного тренда будет в значительной мере зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств.