ПРИКАЗ
от 4 декабря 2009 года N 499
(с изменениями на 15 июня 2011 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФССП России от 15 июня 2011 года N 269.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст.3895; 1998, N 47, ст.5771; 1999, N 8, ст.1026; 2002, N 40, ст.3929; 2006, N 29, ст.3251; 2009, N 2, ст.240, N 12, ст.1443), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25.06.2008 N 126 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" и в целях упорядочения работы по подготовке нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию.
2. Заместителям директора Федеральной службы судебных приставов - заместителям главного судебного пристава Российской Федерации, руководителям структурных подразделений центрального аппарата ФССП России обеспечить работу по подготовке нормативных правовых актов в соответствии с Положением.
3. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы судебных приставов от 12.01.2006 N 3 "Об утверждении Положения о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию".
4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - первого заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Сазанова С.В.
Директор
А.О.Парфенчиков
Положение о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию
(с изменениями на 15 июня 2011 года)
1.1. Положение о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию (далее - Положение) определяет единый порядок подготовки, утверждения, вступления в силу, отмены, изменения и дополнения нормативных правовых актов ФССП России и направления их на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
1.2. Положение разработано на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст.3609), Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст.2663; 1998, N 33, ст.3967; 2005, N 28, ст.2865), Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4111; 2006, N 5, ст.527, N 8, ст.895; 2008, N 17, ст.1815, N 43, ст.4921; 2009, N 6 ст.718, N 31, ст.3928), постановлений Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст.3895; 1998, N 47, ст.5771; 1999, N 8, ст.1026; 2002, N 40, ст.3929; 2006, N 29, ст.3251; 2009, N 2, ст.240, N 12, ст.1443), а также приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2007 N 9449) и приказа Федеральной службы судебных приставов от 10.12.2010 N 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 30.12.2010 N 01/31973-ДК).
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФССП России от 15 июня 2011 года N 269. - См. предыдущую редакцию)
1.3. При подготовке нормативных правовых актов ФССП России (далее также - акты ФССП России) рекомендуется руководствоваться определением нормативного правового акта и правовой нормы, содержащемся в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.96 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации":
"Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение".
_______________
Пункт 2 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88.
1.4. Акты ФССП России должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, другим нормативным правовым актам Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и издаваться в пределах компетенции ФССП России.
1.5. Территориальные органы ФССП России и их структурные подразделения не вправе издавать нормативные правовые акты.
1.6. Акты ФССП России издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2.1. ФССП России издает нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, инструкций, положений, а также в виде иных актов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.2. Оформление актов ФССП России в виде служебных писем не допускается.
3.1. Подготовка актов ФССП России включает следующие этапы:
мероприятия по подготовке проекта акта;
подготовка проекта акта;
мероприятия, направленные на предупреждение включения в проект акта положений, способствующих созданию коррупциогенных условий;
согласование проекта акта;
подписание (утверждение) акта и его регистрация в ФССП России;
направление акта на государственную регистрацию в Минюст России;
сопровождение прохождения государственной регистрации акта в Минюсте России.
4.1. Подготовка актов ФССП России осуществляется в соответствии с организационно-контрольными документами, планами работы либо по поручению директора ФССП России или лица, исполняющего его обязанности.
4.2. Общее руководство процессом подготовки актов ФССП России осуществляет директор ФССП России, непосредственное руководство - заместитель директора ФССП России, курирующий структурное подразделение центрального аппарата ФССП России (далее - подразделение), ответственное за подготовку акта ФССП России.
4.3. Подготовка проекта акта ФССП России может быть возложена на одно или несколько подразделений с учетом их компетенции.
Если проект акта ФССП России касается компетенции более чем одного подразделения, ответственным за подготовку является то подразделение, компетенция которого затрагивается в наибольшей степени.
4.4. Срок подготовки проекта и издания акта ФССП России устанавливается в соответствующем плане или в поручении лиц, определенных в пункте 4.1 Положения.
Поручение о подготовке проекта акта ФССП России дается подразделениям в соответствии с пунктом 4.3 Положения.
4.5. Для подготовки проекта акта ФССП России, затрагивающего компетенцию различных подразделений, по инициативе подразделения, ответственного за подготовку проекта акта ФССП России (далее - подразделение-исполнитель), и подразделений, участвующих в подготовке проекта акта ФССП России (далее - подразделение-соисполнитель), могут создаваться рабочие группы.
Решение о создании рабочей группы по подготовке акта ФССП России принимает заместитель директора ФССП России, курирующий подразделение-исполнитель.
4.6. Начальник подразделения-исполнителя определяет сотрудника, ответственного за подготовку проекта акта ФССП России (далее - ответственный работник), и срок подготовки основных положений проекта акта ФССП России.
4.7. Правовое управление:
проводит юридическую экспертизу проекта акта ФССП России посредством проверки его на соответствие законодательству Российской Федерации и требованиям настоящего Положения;
проводит антикоррупционную экспертизу проекта акта ФССП России;
решает вопрос о необходимости направления на государственную регистрацию акта ФССП России в Минюст России.
Правовое управление принимает участие в непосредственной подготовке проекта акта ФССП России в соответствии с поручением директора ФССП России или лица, исполняющего его обязанности.
5.1. В ходе работы над основными положениями проекта акта ФССП России (далее также - основные положения) ответственный работник собирает и изучает относящиеся к теме проекта:
законодательство Российской Федерации;
международные договоры Российской Федерации;
практику применения действующих нормативных правовых актов;
научную литературу и материалы периодической печати;
судебную практику;
представляемые территориальными органами ФССП России;
информационные, статистические и другие материалы.
5.2. Работники подразделений-соисполнителей обеспечивают ответственного работника необходимыми для подготовки основных положений материалами, вносят предложения, относящиеся к теме проекта акта ФССП России.
5.3. Основные положения представляются ответственным работником на рассмотрение руководства подразделения-исполнителя.
Основные положения после их одобрения руководством подразделения-исполнителя направляются на рассмотрение в подразделения-соисполнители.
При наличии принципиальных замечаний по основным положениям в целях урегулирования разногласий начальник подразделения-исполнителя проводит обсуждение основных положений и замечаний по ним с руководством подразделений-соисполнителей с участием работников этих подразделений, включая ответственного работника.
Если обсуждение не привело к устранению разногласий, о них докладывается заместителю директора ФССП России, курирующему подразделение-исполнителя для принятия им решения. В этом случае к основным положениям проекта акта прилагаются письменные замечания подразделений-соисполнителей и мотивированные возражения подразделения-исполнителя.
Заместитель директора ФССП России, курирующий подразделение-исполнитель, принимает решение об одобрении основных положений либо о возвращении их на доработку.
Указание на официальный источник опубликования является необходимым и в случае ссылки на акты Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений.
В случае воспроизведения в акте ФССП России отдельных положений нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо указания ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату государственной регистрации и регистрационный номер, присвоенный ему при государственной регистрации.
Ссылка в акте ФССП России на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию в Минюсте России, не допускается.
_______________
Пункт 6 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88.
5.4. Дата вступления в силу акта ФССП России определяется календарной датой. Допускается определение сроков указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или истечением периода времени.
5.5. Одновременно с разработкой проекта акта ФССП России, содержащего новые нормативные предписания, должны быть подготовлены предложения о внесении соответствующих изменений или признании утратившими силу ранее изданных актов ФССП России или их частей по соответствующим вопросам.
5.6. В целях обеспечения контроля за исполнением акта ФССП России в нем определяется должностное лицо, на которое возлагается контроль.
6.1. Проект акта ФССП России разрабатывается в соответствии с главой III "Создание документов (документирование)" Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом Федеральной службы судебных приставов от 10.12.2010 N 682.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФССП России от 15 июня 2011 года N 269. - См. предыдущую редакцию)
6.2. Проект акта ФССП России должен быть завизирован работником Управления делопроизводства, уполномоченным осуществлять проверку проектов актов ФССП России на соответствие правилам русского языка (далее - редактор).
6.3. Проект акта ФССП России представляется на согласование в Правовое управление после визирования редактором и согласования проекта с начальниками соответствующих подразделений с приложением заключений независимых экспертов.