ПРИКАЗ
от 25 ноября 2011 года N 280
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Роструда от 23 января 2014 года N 21
____________________________________________________________________
Во исполнение пункта 11 приказа Федеральной службы по труду и занятости от 21 июня 2011 года N 135 "Об утверждении Плана мероприятий по устранению нарушений законодательства в деятельности Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе проверок исполнения законодательства об охране труда и технике безопасности в горной, металлургической и строительной отраслях, содержащихся в представлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.06.2011 N 72/3-34-2011 и от 30.05.2011 N 72/1-07д-2011" и в целях обеспечения единого порядка проведения должностными лицами Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации анализа причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовки соответствующих предложений по их совершенствованию
приказываю:
2. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, Управлению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (Воробьеву И.А.), Правовому управлению (Анохину А.В.) обеспечить реализацию положений Методических рекомендаций.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Роструда А.В.Селиванова.
Руководитель
Ю.В.Герций
Методические рекомендации по проведению Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами анализа причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовки соответствующих предложений по их совершенствованию
_______________
Далее - Методические рекомендации.
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реапизации положений абзацев 9 и 10 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1) ст.3; 2006, N 27, ст.2878), пунктов 5.5.5, 5.5.6 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2901), и пунктов 9.3.3, 9.3.4 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 июля 2009 года N 378н (зарегистрировано в Минюсте России 23 сентября 2009 года, регистрационный N 14843).
2. Методические рекомендации определяют единый порядок проведения в Федеральной службе по труду и занятости (в центральном аппарате и территориальных органах - государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации) анализа причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовки соответствующих предложений по их совершенствованию. Целью указанного анализа является предупреждение и устранение причин и условий, порождающих выявляемые нарушения трудового законодательства.
_______________
Далее - трудового законодательства.
1. Организация проведения работ по проведению анализа причин нарушений трудового законодательства в государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации обеспечивается руководителями государственных инспекций труда.
2. Обобщение информации о причинах нарушений трудового законодательства проводится в государственных инспекциях труда два раза в год: к тридцать первому января и к тридцать первому июля.
3. Источником информации о причинах нарушений трудового законодательства служат:
материалы, сформированные в отчетном периоде по результатам федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставляемые работодателями в гострудинспекции в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", зарегистрированным в Минюсте России 9 июня 2011 года N 20963 ("Российская газета", N 135, 24.06.2011);
заключения государственной экспертизы условий труда, осуществляемой для оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (ст.216.1 ТК РФ).
4. Анализ причин нарушения трудового законодательства проводится должностными лицами государственных инспекций труда с заполнением аналитических форм, приведенных в приложениях N 1 и N 2 к настоящим Методическим рекомендациям, по следующим показателям:
_______________
Далее - аналитические формы.
институтам трудового права;
видам экономической деятельности проверяемых хозяйствующих субъектов (в соответствии с классификацией, приведенной в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям);
наличию пробела в праве (отсутствию (полностью или частично) правовых норм, подлежащих правовому регулированию);
толкованию нормы;
информированности работодателей и персонала по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
неисполнению должностными лицами работодателя своих трудовых обязанностей;
несоответствию локальных актов, принимаемых работодателем, трудовому законодательству;
непринятию работодателем локальных актов, содержащих нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
финансово-экономическим причинам, вызвавшим воздействие внешних факторов (конъюнктура рынка, сезонный характер деятельности и прочее).
Также причины нарушения трудового законодательства подлежат анализу по таким критериям, как:
формы собственности хозяйствующих субъектов, при проверке которых выявлены нарушения трудового законодательства (частная, государственная, муниципальная);
отношение хозяйствующих субъектов, при проверке которых выявлены нарушения трудового законодательства, к малому, среднему, крупному бизнесу;
виды проверок (плановые или внеплановые), в ходе которых выявлены нарушения трудового законодательства;
частота и повторяемость выявляемых нарушений трудового законодательства при проведении проверок.
При проведении анализа причин нарушений трудового законодательства рассматриваются все обстоятельства, при которых совершено нарушение.
5. Сформированные должностными лицами государственных инспекций труда результаты анализа с приложением пояснений и предложений представляются должностному лицу, ответственному за проведение обобщения результатов анализа по государственной инспекции труда, каждые полгода: до пятнадцатого июля и до пятнадцатого января.
6. Должностное лицо, ответственное за проведение обобщения результатов анализа причин нарушений трудового законодательства, проводит:
формирование и актуализацию предоставленных аналитических, статистических и иных материалов и сведений по вопросам реализации требований трудового законодательства;
систематизацию причин нарушений трудового законодательства по наиболее актуальным и проблемным вопросам трудового законодательства.
7. Подготовленная в соответствии с положениями настоящих Методических рекомендаций информация о проведенном анализе причин выявленных нарушений трудового законодательства с приложением аналитических форм и пояснительной записки подписывается руководителем государственной инспекции труда, заверяется печатью государственной инспекции труда и в сроки до первого февраля/первого августа направляется в электронном виде в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда на адреса электронной почты Управления: rostrud@mail.ru и .
1. Началом осуществления действий по проведению анализа причин нарушений трудового законодательства в центральном аппарате Федеральной службы по труду и занятости является представление в установленном порядке государственными инспекциями труда информации о проведенном анализе причин выявленных в субъектах Российской Федерации нарушений трудового законодательства. Должностные лица Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, ответственные за проведение анализа причин нарушений трудового законодательства, рассматривают представленную информацию, проводят ее обобщение и анализ.
2. Результаты проведенного обобщенного анализа причин нарушений трудового законодательства на федеральном уровне оформляются по установленным аналитическим формам, после чего готовятся предложения о внесении данных сведений в ежегодный доклад об осуществлении и эффективности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1. Началом подготовки предложений по совершенствованию трудового законодательства является обобщение уполномоченными должностными лицами государственных инспекций практики применения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на основании проведенного анализа причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
При обобщении практики применения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в случае выявления пробела в трудовом законодательстве, и неоднозначного понимания и применения норм, влекущих за собой нарушение прав работников, уполномоченные лица государственных инспекций труда готовят предложения по совершенствованию трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Предложения по совершенствованию трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовятся государственными инспекциями труда один раз в полугодие, обобщаются и представляются на рассмотрение руководителям государственных инспекций труда, после чего в порядке, установленном пунктом 7 раздела II настоящих Методических рекомендаций, направляются в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда.
3. Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде совместно с Правовым управлением осуществляют анализ поступивших предложений по совершенствованию трудового законодательства и подготовку соответствующих изменений в нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
4. Сформированные предложения по совершенствованию трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, направляются с сопроводительным письмом в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
5. Учет направляемых в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложений по совершенствованию трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведется Правовым управлением.
Сведения о причинах нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
в | за | 20 | года | ||||||
(наименование субъекта Российской Федерации) |
N п/п | Наименование причины | Код | Общее кол-во нарушений трудового законода- | Распределение количества нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по видам экономической деятельности организаций | ||||||||||||||||
А | В | С | D | Е | F | G | Н | I | J | К | L | М | N | О | Р | Q | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
1. | Пробелы в праве (трудовом законодательстве) | 01 | ||||||||||||||||||
2. | Толкование нормы, содержащейся в трудовом законодательстве | 02 | ||||||||||||||||||
3. | Неинформированность персонала по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права | 03 | ||||||||||||||||||
4. | Неисполнение должностными лицами работодателя своих трудовых обязанностей | 04 | ||||||||||||||||||
5. | Несоответствие локальных актов, принимаемых работодателем, трудовому законодательству | 05 | ||||||||||||||||||
6. | Непринятие локальных нормативных, правовых актов, содержащих нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права | 06 | ||||||||||||||||||
7. | Непринятие работодателем достаточных мер по организации трудового процесса | 07 | ||||||||||||||||||
8. | Неинформированность по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателем | 08 | ||||||||||||||||||
9 | Финансово-экономические причины, вызванные воздействием внешних факторов (конъюнктура рынка, сезонный характер деятельности и пр.) | 09 |