ПРИКАЗ
от 21 июня 2011 года N 135
В целях устранения нарушений законодательства в деятельности Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе проверок исполнения законодательства об охране труда и технике безопасности в горной, металлургической и строительной отраслях, содержащихся в представлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.05.2011 N 72/3-34-2011 и от 30.05.2011 N 72/1-07д-2011,
приказываю:
1. Утвердить План мероприятий по устранению нарушений законодательства в деятельности Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе проверок исполнения законодательства об охране труда и технике безопасности в горной, металлургической и строительной отраслях, содержащихся в представлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.05.2011 N 72/3-34-2011 и от 30.05.2011 N 72/1-07д-2011, согласно Приложению.
2. Территориальным органам Роструда каждое полугодие не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, направлять в Роструд информацию о проделанной работе по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Ю.В.Герций
План мероприятий по устранению нарушений законодательства в деятельности Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе проверок исполнения законодательства об охране труда и технике безопасности в горной, металлургической и строительной отраслях, содержащихся в представлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.05.2011 N 72/3-34-2011 и от 30.05.2011 N 72/1-07д-2011
N | Выявленные недостатки и нарушения, отраженные в представлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации | Мероприятия по устранению недостатков и нарушений | Ответствен- | Срок исполнения |
1. | "Не отвечают предъявляемым требованиям осуществляемые инспекциями труда … проверки по выявлению и устранению нарушений законодательства об охране труда и технике безопасности. Зачастую они проводятся поверхностно, не в полном объеме, без учета и анализа состояния законности в данной сфере. Материалы проверок отличаются низким качеством, ненадлежащим оформлением, в них отсутствуют необходимые документы" | Привести в соответствие с Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 года N 373, и внести на утверждение в установленном порядке проект Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. | Управление | июль 2011 года |
Провести внеплановые проверки исполнения служебных обязанностей и соблюдения действующего законодательства при организации и осуществлении надзора и контроля в установленной сфере деятельности руководителями государственных инспекций труда в: | Управление | июнь-июль 2011 года | ||
2. | "В нарушение ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ | Разработать и утвердить план организационных, методических, технических и контрольных мероприятий, направленных на безусловное исполнение требований Федерального закона N 294-ФЗ, обеспечить его реализацию | Руководители государствен- | сентябрь 2011 года |
| ||||
3. | "Неудовлетворительной является работа инспекций труда по контролю за устранением выявленных нарушений законодательства об охране труда. В ходе проверки установлены многочисленные факты нарушения инспекциями труда порядка оформления и предъявления обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о труде, учет предъявленных работодателям предписаний ведется с | Обеспечить безусловное соблюдение единого порядка формирования госинспекторами труда надзорно-контрольных дел (НКД) по проводимым мероприятиям по контролю (надзору), в том числе на магнитных носителях (в соответствии с планом внедрения автоматизированной информациионной системы (АИС "ГИТ"), предусматривающей снятие с контроля (закрытие) каждого НКД только после согласования с руководством государственной инспекции труда. | Руководители | Постоянно |
нарушениями или не ведется вовсе. Зачастую не ставятся отметки об их вручении, не определяются сроки исполнения. Отдельные предписания необоснованно и преждевременно снимаются с контроля, а исполнение некоторых вообще не контролируется". | Привести в соответствие с Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 года N 373, и внести на утверждение в установленном порядке проект Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. | Управление | июль 2011 года | |
4. | "Во многих инспекциях труда установлены нарушения при оформлении материалов и протоколов об административных правонарушениях, не соблюдаются сроки возбуждения и рассмотрения административных дел. | Разработать и реализовать дополнительные меры по обеспечению надлежащего контроля за безусловным соблюдением уполномоченными должностными лицами государственных инспекций труда требований законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях при возбуждении и рассмотрении ими дел об административных правонарушениях. | Руководители государствен- | Постоянно |
5. | "Не отвечает предъявляемым требованиям работа инспекций труда по взысканию административных штрафов. Без должного внимания и реагирования со стороны государственных инспекторов труда остаются факты оплаты работодателями и должностными лицами штрафов за счет хозяйствующих субъектов... | Обеспечить проведение проверки обстоятельств каждого факта поступления в государственную инспекцию труда сведений об оплате должностными лицами, привлеченными к административной ответственности за допущенные правонарушения, с расчетных счетов хозяйствующих субъектов, по результатам которых принимать исчерпывающие меры инспекторского реагирования. | Руководители государствен- | Постоянно |
Инспекциями труда несвоевременно направляются в службы судебных приставов материалы о взыскании назначенных штрафов в принудительном порядке" | Обеспечить надлежащее исполнение подчиненными уполномоченными должностными лицами государственных инспекций труда, принявшими в соответствии с действующим законодательством решение о привлечении к административной ответственности конкретных лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, требований части 5 статьи 32.2 КоАП, предусматривающей направление материалов судебным приставам-исполнителям в каждом случае отсутствия в госинспекциях труда документов, свидетельствующих об оплате административного штрафа виновным лицом в тридцатидневный срок после его наложения с одновременным оформлением протокола об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП и направлением его в судебные органы. | Руководители | Постоянно | |
6. | "Не организовано методическое руководство деятельностью территориальных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, формированию и оформлению материалов в судебные органы при возбуждении дел об административных правонарушениях, за которые предусматривается ответственность в виде дисквалификации должностных лиц и административного приостановления деятельности". | Разработать и внести на утверждение руководству Роструда проект Методических рекомендаций государственным инспекторам труда по возбуждению и рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях, в том числе учитывающих особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, за которые предусматривается ответственность в виде дисквалификации должностных лиц и административного приостановления деятельности. | Управление надзора и контроля за соблюдением законодатель- | октябрь 2011 года |
7. | "Не организовано методическое руководство деятельностью территориальных органов по осуществлению надзора и контроля за проведением работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда..." | Подготовить и внести на рассмотрение руководства Роструда предложения по приведению приказа Роструда от 25 августа 2008 года N 166 "Об организации работы по реализации пункта 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 569" в соответствие с приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 26 апреля 2011 года | Управление | сентябрь 2011 года |
Разработать и представить на утверждение руководства Роструда Методические рекомендации государственным инспекторам труда по организации и осуществлению надзора и контроля за проведением работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда. | Управление | декабрь 2011 года | ||
8. | "...не осуществляются в полном объеме полномочия по надзору и контролю за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ..." | Привести в соответствие с Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 года N 373, и внести на утверждение в установленном порядке проект Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по исполнению государственной функции по осуществлению надзора и контроля за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей, правонарушениях. | Управление | июль 2011 года |
9. | "... полномочия по надзору и контролю за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, анализу состояния и причин производственного травматизма исполняются ненадлежащим образом... | Подготовить и издать приказы (распоряжения) о возложении персональной ответственности за соблюдение государственными инспекторами труда требований Трудового кодекса Российской Федерации по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве на руководителей структурных подразделений государственных инспекций труда (по охране труда) и заместителей руководителя государственной инспекции труда (по вопросам охраны труда). | Руководители | август 2011 года |
Нередко комиссиями в нарушение ч.8 ст.229.2 ТК РФ при наличии факта грубой неосторожности пострадавшего работника, содействовавшей возникновению или увеличению вреда его здоровью, не устанавливается степень его вины в процентах... | Обеспечить безусловное представление в установленном порядке в Роструд экстренных сообщений о каждом групповом несчастном случае с тяжелыми последствиями и копий актов расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с приказом Роструда от 21 февраля 2005 года N 21 "О порядке представления оперативных и аналитических сведений о групповых несчастных случаях с тяжелыми последствиями и иных чрезвычайных происшествиях и о состоянии и причинах призводственного травматизма". | Руководители государствен- | Постоянно | |
Подготовить и внести на рассмотрение руководства Роструда предложения по совершенствованию исполнения Роструда функций по проведению анализа состояния производственного травматизма в хозяйствующих субъектах Российской Федерации, | Управление | декабрь 2011 года | ||
Обеспечить проведение анализа результатов расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями и подготовку на его основе информационных писем руководителям государственных инспекций труда о допускаемых в ходе расследований типичных нарушений требований Трудового кодекса Российской Федерации в части соблюдения установленного порядка, сроков расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. | Управление надзора и контроля за соблюдением законодатель- | Ежеквар- | ||
10. | "Не во всех регионах инспекции труда при выявлении сокрытого несчастного случая проводят предусмотренное ст.229.3 ТК РФ дополнительное расследование, составляют заключения и выдают предписания" | Привести в соответствие с Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 года N 373, и внести на утверждение в установленном порядке проект Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. | Управление надзора и контроля за соблюдением законодатель- | август |
11.*1) | "...не осуществляются в полном объеме полномочия ... по обобщению и анализу причин нарушений законодательства в сфере охраны труда, производственного травматизма, разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства, профилактике нарушений" | Разработать и внести на утверждение руководству Роструда проект Методических рекомендаций государственным инспекциям труда по формированию, обобщению и проведению анализа причин выявляемых нарушений трудового законодательства и подготовке предложений по его совершенствованию | Управление надзора и контроля за соблюдением законодатель- | сентябрь 2011 года |
12. | "В инспекциях труда не соблюдаются требования Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" | Разработать и реализовать дополнительные меры по усилению контроля за надлежащим исполнением должностными лицами государственных инспекций труда требований Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". | Руководители | Постоянно |
13. | "В нарушение статей 7, 10, 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в пункте 11.13 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости, утвержденного приказом Роструда от 11.09.2007 N 211, неправомерно расширен перечень оснований для отказа в рассмотрении обращений граждан, поступивших через сеть Интернет, в том числе при указании автором недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа, поступлении дубликата уже принятого | Подготовить и представить на рассмотрение руководству Роструда предложения по внесению изменений и дополнений в Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости, утвержденный приказом Роструда от 11 сентября 2007 года N 211, в целях приведения его в соответствие с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". | Управление | август |
электронного сообщения, некорректности содержания электронного сообщения, невозможности рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи, что ограничивает конституционное право граждан на обращение в государственные органы..." | Подготовить и внести на рассмотрение руководству Роструда предложения по внесению изменений и дополнений в Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2011 N 290н. | Управление | сентябрь 2011 года | |
14. | "...не организовано должное взаимодействие с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении надзора и контроля за соблюдением названного законодательства на опасных производственных объектах, не разработан в указанных целях соответствующий административный | Разработать и внести на утверждение в установленном порядке проект Административного регламента взаимодействия Роструда и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении государственного надзора и контроля в установленной сфере в отношении опасных и особо опасных производственных объектов | Управление | декабрь 2011 года |
регламент" | Организовать и провести совместно с территориальными органами Ростехнадзора проверки соблюдения требований законодательства об охране труда и промышленной безопасности на опасных производственных объектах, обобщение и анализ результатов проведенных проверок и подготовку обобщенной информации. | Управление | 2011 год | |
15. | "... не обеспечены должные координация и контроль деятельности территориальных органов в субъектах Российской Федерации. Вопреки ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" имеют место факты формирования и | Обеспечить постоянный контроль за соблюдением государственными инспекторами труда установленного порядка формирования и достоверностью представляемых ими сведений о результатах работы по направлениям надзорно-контрольной деятельности в соответствии с утвержденными формами ведомственной и государственной статистической отчетности | Руководители государствен- | Постоянно |
представления Службой недостоверных статистических сведений о результатах ее работы." | Обеспечить ежеквартальное проведение выборочных проверок достоверности сведений о результатах надзорно-контрольной деятельности, содержащихся в ведомственных и статистических отчетах, представляемых в установленном порядке госинспекциями труда в Роструд. | Управление надзора и контроля за соблюдением законодатель- | 2011-2012 годы | |
Провести служебные проверки в отношении руководителей ряда государственных инспекций труда, допустивших случаи искажения сведений, содержащихся в представленных формах федерального статистического наблюдения N-1 контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и подготовить проект приказа Роструда с анализом причин допущенных нарушений. | Управление надзора и контроля за соблюдением законодатель- | июнь 2011 года | ||
16. | "Несмотря на внесенное Генеральной прокуратурой Российской Федерации представление от 29.10.2010, в Роструде в целях искусственного формирования положительных результатов работы сохраняется практика установления целевых прогнозных показателей денежных взысканий (штрафов) за нарушение трудового законодательства." | Разработать и внести на утверждение руководству Роструда Методические указания о порядке прогнозирования поступлений в федеральный бюджет денежных взысканий (штрафов), накладываемых уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов за нарушение трудового законодательства | Управление надзора и контроля за соблюдением законодатель- | ноябрь 2011 года |
17. | "В связи с изданием приказа Минздравсоцразвития России от 01.09.2010 N 779н "О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда России и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям" остается неурегулированным вопрос сертификации организации работ по охране труда, предусмотренной ст.212 ТК РФ, что не позволяет работодателям в полном объеме исполнять требования закона. | Разработать и направить в Минздравсоцразвития России предложения по совершенствованию законодательства в части, касающейся сертификации организации работ по охране труда, предусмотренной ст.212 ТК РФ. | Управление | август 2011 года |
18. | "Выявлены нормативные правовые акты Роструда, противоречащие действующему федеральному законодательству". | Подготовить и внести на утверждение руководству Роструда предложения по внесению изменений в приказ Роструда от 10 апреля 2011 года N 60 "Об утверждении должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" | Управление | октябрь 2011 года |
Подготовить и внести на рассмотрение руководству Роструда предложения по внесению изменений и дополнений в Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2011 N 290н. | Управление | сентябрь 2011 года | ||
19. | "Допускаются нарушения законодательства при размещении заказов для государственных нужд в сфере охраны труда" | Привести Положение о Комиссии по размещению заказов путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок цен на товары, работы и услуги для государственных нужд Федеральной службы по труду и занятости, утвержденное приказом Роструда от 29.12.2006 N 341, в соответствие с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". | Правовое управление | октябрь 2011 года |
Обеспечить предоставление сведений об исполнении государственных контрактов в сроки, установленные ч.3 ст.18 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". | Правовое управление | Постоянно |
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка