Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 "Концессионные соглашения на предоставление услуг"
(с изменениями на 26 августа 2015 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 9 февраля 2016 года на основании
приказа Минфина России от 28 декабря 2015 года N 217н
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
МСФО (IFRS) от 2 апреля 2013 года N 9 (приказ Минфина России от 2 апреля 2013 года N 36н) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 приказа Минфина России от 2 апреля 2013 года N 36н);
МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 26 августа 2015 года (приказ Минфина России от 26 августа 2015 года N 133н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 28.09.2015) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 26 августа 2015 года N 133н).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В настоящий документ вносились изменения с 1 января 2017 года на основании приказа Минфина России от 21 января 2015 года N 9н и с 1 января 2018 года на основании приказа Минфина России от 26 августа 2015 года N 133н.
Приказ Минфина России от 21 января 2015 года N 9н и приказ Минфина России от 26 августа 2015 года N 133н утратили силу с 29 июля 2016 года на основании приказа Минфина России от 27 июня 2016 года N 98н.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
- Концепция подготовки и представления финансовой отчетности,
- МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности",
- МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации",
- МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (выпущенный в октябре 2010 года),
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2015 года МСФО (IFRS) от 2 апреля 2013 года N 9)
- МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты",
(Абзац дополнительно включен с 28 сентября 2015 года МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 26 августа 2015 года)
- МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки",
- МСФО (IAS) 11 "Договоры на строительство",
- МСФО (IAS) 16 "Основные средства",
- МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи",
- МСФО (IAS) 23 "Затраты по займам",
- МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление информации",
- МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов",
- МСФО (IAS) 37 "Оценочные резервы, условные обязательства и условные активы",
- МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы",
- абзац исключен с 1 января 2015 года - МСФО (IFRS) от 2 апреля 2013 года N 9; с 28 сентября 2015 года - МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 26 августа 2015 года - см. предыдущую редакцию,
- КРМФО (IFRIC) 4 "Определение наличия в соглашении признаков договора аренды",
- ПКР (SIC) 29 "Раскрытие информации - концессионные соглашения на предоставление услуг".*
________________
* Название разъяснения ПКР (SIC) 29, ранее "Раскрытие информации - концессионные соглашения на предоставление услуг", было изменено разъяснением КРМФО 12.
1. Во многих странах инфраструктура для предоставления общественных услуг - такая как дороги, мосты, туннели, тюрьмы, больницы, аэропорты, водораспределительные сооружения, система энергоснабжения и телекоммуникационные сети - традиционно строилась, управлялась и обслуживалась субъектами государственного сектора и финансировалась через общественные бюджетные ассигнования.
2. В некоторых странах правительства ввели в практику использование соглашений о договорных услугах, чтобы привлечь субъектов частного сектора к участию в развитии, финансировании, управления и обслуживании данной инфраструктуры. Инфраструктура может уже существовать или может быть построена во время действия соглашения о предоставлении услуг. Договоренность в рамках настоящего разъяснения обычно вовлекает предприятие частного сектора (оператор) для строительства инфраструктуры, используемой для предоставления общественных услуг, или ее усовершенствования (например, путем увеличения ее мощностей), а также управления и обслуживания данной инфраструктуры в течение определенного периода времени. Услуги оператора оплачиваются в течение периода договоренности. Договоренность регулируется контрактом, в котором оговариваются стандарты выполнения работ, механизмы регулирования цен и условия разрешения разногласий. Такая договоренность часто описывается как соглашение концессионных услуг по схемам "строительство - управление - передача", "реконструкция - управление - передача" или "государство - частные предприятия".
3. Особенностью данных соглашений на предоставление услуг является характер общественного обслуживания обязательства, принятого оператором. Государственная политика направлена на услуги, связанные с инфраструктурой, которая будет предоставлена общественности, независимо от идентичности стороны, которая предоставляет услуги. Соглашение на представление услуг на контрактной основе обязывает оператора оказывать общественности услуги от имени субъекта государственного сектора. Другие общие черты:
(a) сторона, предлагающая соглашение на предоставление услуг (поставщик концессии) является субъектом государственного сектора, включая государственный орган или субъект частного сектора, которому передается ответственность за предоставление услуг.
(b) оператор несет ответственность за осуществление, по крайней мере, части управления инфраструктурой и соответствующих услуг и действует не просто как агент от имени поставщика концессии.
(c) контракт устанавливает исходные цены, взимаемые оператором, и регулирует пересмотр цен в течение периода действия соглашения на предоставление услуг.
(d) оператор обязан передать инфраструктуру цеденту в указанном состоянии в конце периода действия соглашения, за небольшое вознаграждение или без прироста вознаграждения, независимо от того, какая из сторон изначально финансировала его.
4. Настоящее разъяснение предоставляет руководство в отношении ведения учета операторами по концессионным соглашениям на предоставление услуг по государственно-частным концессионным соглашениям на предоставление услуг.
5. Настоящее разъяснение применяется к государственно-частным концессионным соглашениям на предоставление услуг, если:
(a) поставщик концессии контролирует или регулирует то, какие услуги должен предоставить оператор в отношении инфраструктуры, кому он должен предоставить их и по какой цене; и
(b) поставщик концессии контролирует - на правах собственности, правах использования с целью извлечения выгоды или ином основании - любая значительная остаточная доля в инфраструктуре в конце периода действия соглашения.
6. Сфера применения настоящего разъяснения включает инфраструктуру, используемую при государственно-частных концессионных соглашениях на предоставление услуг на протяжении всего срока ее полезного использования, если соблюдаются условия, предусмотренные в пункте 5(a). Пункты AG1-AG8 предоставляют руководство в отношении определения того, входят ли, и до какой степени, государственно-частные концессионные соглашения на предоставление услуг в сферу применения настоящего разъяснения.
7. Настоящее разъяснение применяется к:
(a) инфраструктуре, которую оператор строит или приобретает у третьего лица в целях соглашения на предоставление услуг; и
(b) существующей инфраструктуре, к которой поставщик концессии предоставляет оператору доступ в целях соглашения на предоставление услуг.
8. Настоящее разъяснение не предусматривает порядка учета в отношении инфраструктуры, которая удерживалась и была признана оператором в составе основных средств до заключения соглашения на предоставление услуг. К такой инфраструктуре применяются требования о прекращении признания, предусмотренные МСФО (изложены в МСФО (IAS) 16).
9. Настоящее разъяснение не предусматривает порядка учета поставщиками концессии.
10. Настоящее разъяснение рассматривает общие принципы признания и оценки обязательств и соответствующих прав в концессионных соглашениях на предоставление услуг. Требования по раскрытию информации о концессионных соглашениях на предоставление услуг описаны в ПКР (SIC) 29. В настоящем разъяснении рассматриваются следующие вопросы:
(a) порядок учета прав оператора в отношении инфраструктуры;
(b) признание и оценка вознаграждения по соглашению;
(c) услуги по строительству или усовершенствованию;
(d) услуги по управлению;
(e) затраты по займам;
(f) порядок последующего учёта финансового актива и нематериального актива; и
(g) объекты, предоставленные оператору поставщиком концессии.
11. Инфраструктура, отвечающая условиям сферы применения настоящего разъяснения, не должна признаваться в составе основных средств оператора, потому что соглашение на предоставление договорных услуг не передает оператору право на контроль использования инфраструктуры общественного обслуживания. У оператора есть доступ к управлению инфраструктурой для предоставления общественных услуг от имени поставщика концессии в соответствии с условиями, определенными в контракте.
12. В соответствии с условиями контрактов, удовлетворяющих критериям сферы применения настоящего разъяснения, оператор действует в качестве поставщика услуг. Оператор строит или усовершенствует инфраструктуру (услуги по строительству или усовершенствованию), используемую для предоставления общественных услуг, управляет и обслуживает данную инфраструктуру (услуги по управлению) в течение определенного периода времени.
13. Оператор должен признать и оценить выручку в соответствии с МСФО (IAS) 11 и 18, полученную в отношении услуг, которые он предоставляет. Если оператор предоставляет несколько видов услуг (то есть услуги по строительству или усовершенствованию и управлению) в рамках одного контракта или соглашения, то вознаграждение, полученное или подлежащее получению, должно быть распределено с учетом соответствующей справедливой стоимости поставленных услуг, если суммы идентифицируются по отдельности. Характер вознаграждения определяет порядок его последующего учёта. Порядок последующего учета полученного вознаграждения как финансового актива и как нематериального актива описывается ниже в пунктах 23-26.
14. Оператор должен вести учет доходов и расходов, касающихся услуг по строительству или усовершенствованию, в соответствии с МСФО (IAS) 11.
15. Если оператор предоставляет услуги по строительству или усовершенствованию, вознаграждение, полученное или подлежащее получению оператором, должно признаваться по его справедливой стоимости. Вознаграждение может быть представлено правами на:
(a) финансовый актив, или
(b) нематериальный актив.
16. Оператор должен признать финансовый актив в той степени, в которой он имеет безусловное договорное право на получение денежных средств или другого финансового актива от поставщика концессии или по его указанию за выполнение услуг по строительству; поставщик концессии имеет небольшой выбор, позволяющий ему избежать оплаты, или вовсе не имеет такого выбора, обычно потому что соглашение обеспечивается правовой санкцией. Оператор имеет безусловное право на получение денежных средств, если поставщик концессии на контрактной основе гарантирует оператору выплату (a) оговоренных или определяемых сумм или (b) недостающих сумм, если таковые имеются, между суммами, полученными от пользователей общественных услуг и оговоренными или определяемыми суммами, даже если оплата зависит от оператора, гарантирующего, что инфраструктура соответствует указанным требованиям по качеству или эффективности.
17. Оператор должен признать нематериальный актив в той степени, в которой он получает право (лицензию) взимать плату с пользователей общественных услуг. Право взимать плату с пользователей общественных услуг не является безусловным правом на получение денежных средств, потому что суммы зависят от степени, в которой общественность пользуется услугами.
18. Если услуги оператора по строительству оплачиваются частично финансовым активом и частично нематериальным активом, необходимо вести учет отдельно для каждого компонента вознаграждения оператора. Вознаграждение, полученное или подлежащее получению по обоим компонентам, должно первоначально признаваться в соответствии с МСФО (IFRS) 15.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 февраля 2015 года МСФО (IFRS) от 21 января 2015 года 15. - См. предыдущую редакцию)
19. Характер вознаграждения, предоставляемого поставщиком концессии оператору, должен определяться с учетом условий контракта и соответствующим договорным правом, если таковое существует.
20. Оператор должен вести учет доходов и расходов, касающихся услуг по управлению, в соответствии с МСФО (IAS) 18.
21. Оператор может иметь договорные обязательства, которые он должен выполнить как условие получения лицензии, (a) по доведению инфраструктуры до указанного уровня эксплуатационной пригодности или (b) по восстановлению инфраструктуры до указанного состояния до его передачи поставщику концессии в конце периода действия соглашения на предоставление услуг. Эти договорные обязательства по обслуживанию или восстановить инфраструктуры, за исключением любого элемента по усовершенствованию (см. пункт 14), должны признаваться и оцениваться в соответствии с МСФО (IAS) 37, то есть по наилучшей оценке расходов, которые потребуются для погашения существующего обязательства в конце отчетного периода.
22. В соответствии с МСФО (IAS) 23, затраты по займам, относящиеся к соглашению, должны признаваться как расход в периоде, в котором они были понесены, кроме случаев, когда оператор имеет договорное право на получение нематериального актива (право взимать плату с пользователей общественных услуг). В этом случае затраты по займам, относящиеся к соглашению, должны капитализироваться во время строительной фазы соглашения в соответствии с тем Стандартом.