ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 6 апреля 2011 года N КЕ-4-3/5392@
О налоге на доходы физических лиц
Федеральная налоговая служба направляет для сведения ответы на вопросы налогоплательщиков по налогу на доходы физических лиц.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Е.В.Козлова
Приложение
к письму ФНС России
от 6 апреля 2011 года N КЕ-4-3/5392@
Ответы на вопросы налогоплательщиков по налогу на доходы физических лиц
Вопрос. Облагаются ли налогом на доходы физических лиц суммы индексации денежного содержания муниципального служащего, выплаченные по решению мирового судьи (Ленинградская область).
Ответ. В соответствии со статьями 208 и 209 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей данной главы отнесены к доходам от источников в Российской Федерации и являются объектом налогообложения как для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, так и для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Областного закона о правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области от 11.03.2008 N 14-ОЗ муниципальный служащий - гражданин, исполняющий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и областными законами, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В соответствии с решением мирового судьи судебного участка от 07.08.2006 Администрацией муниципального образования "Город Ивангород Кингисеппского муниципального района" Ленинградской области за счет средств бюджета данного муниципального образования перечислены денежные средства в сумме 221088 руб. 52 коп. (в том числе сумма индексации - 37343 руб. 68 коп.) в погашение не выплаченного денежного содержания муниципальному служащему, который в период с 18.07.2002 по 31.12.2005 работал в должности ведущего специалиста в указанной Администрации.
Поскольку сумма индексации денежного содержания муниципального служащего является составной частью денежного содержания, она подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.
Вопрос. Необходимо ли облагать налогом на доходы физических лиц пособия, выплачиваемые сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения.
Ответ. Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в статье 217 Кодекса.
В соответствии с пунктом 42 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В частности, согласно указанному пункту не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выплата которых предусмотрена пунктом 1 статьи 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании".
Пунктом 1 приказа МВД России от 06.11.2007 N 974 "О пособии сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения" установлено, что сотрудникам милиции на содержание детей (лиц, находящихся на иждивении), посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения, производится выплата пособия в размере разницы между платой, взимаемой с родителей за содержание детей в государственных и муниципальных детских дошкольных учреждениях, и установленной пунктом 1 статьи 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" компенсацией части родительской платы.
Указанная выплата не включена в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 217 Кодекса.
Таким образом, пособие сотрудникам милиции на содержание детей (лиц, находящихся на иждивении), посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Вопрос. Подлежат ли налогообложению суммы неустойки, выплаченной по решению суда страховщиком потерпевшему за ненадлежащее исполнение обязанности в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Ответ. Согласно пункту 2 статьи 13 названного Федерального закона страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.
При неисполнении указанной обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить эту обязанность, от установленной статьей 7 Федерального закона страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
При этом в соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Неустойка за ненадлежащее исполнение страховщиком установленной Федеральным законом обязанности по выплате страхового возмещения потерпевшему отвечает всем вышеперечисленным признакам экономической выгоды и, следовательно, является доходом потерпевшего - физического лица.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, установленный статьей 217 Кодекса, является исчерпывающим. При этом доход в виде неустойки в этом перечне не поименован.
Таким образом, сумма неустойки, выплаченная страховщиком потерпевшему за ненадлежащее исполнение установленной пунктом 2 статьи 13 Федерального закона обязанности, является доходом потерпевшего и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Учитывая изложенное и в соответствии с требованиями статьи 228 Кодекса (если не был удержан налог страховщиком с суммы выплаченной по решению суда неустойки) налогоплательщику (физическому лицу) следует самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате, и представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за налоговый период, в котором получен доход в виде неустойки.
Вопрос. Облагаются ли налогом на доходы физических лиц выплаты единовременного пособия лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья.
Ответ. Согласно статье 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 N 4202-1 (далее - Положение о службе в органах внутренних дел), увольняемым со службы с правом на пенсию производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2010 N 417) (далее - Постановление от 22.09.93 N 941) лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел при увольнении со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья выплачивается единовременное пособие, размер которого зависит от выслуги лет.
При этом лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, награжденным в период прохождения службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении со службы, увеличивается на два месячных оклада денежного содержания.
Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в статье 217 Кодекса.
На основании пункта 3 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работником, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно положениям статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.
В этой связи, выполнение служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел, состоящих в должностях рядового и начальствующего состава, приравнивается к выполнению трудовых обязанностей.
Таким образом, выплата единовременного пособия лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, может быть отнесена к компенсационным выплатам, освобождаемым от обложения налогом на доходы физических лиц, в размерах, установленных статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вопрос. Следует ли облагать налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой нуждающимся студентам из средств стипендиального фонда.
Ответ. Пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и пунктами 32, 33 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 N 487, установлено, что на оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства в размере 25 процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в федеральном бюджете.
Решение об оказании единовременной материальной помощи принимается руководителем образовательного учреждения или научной организации на основании личного заявления студента, аспиранта, докторанта.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, поименованы в статье 217 Кодекса.
Пункт 1 статьи 217 Кодекса устанавливает, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
Согласно письму Минфина России от 04.06.2009 N 03-04-07-01/190 в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения не любые государственные пособия и выплаты, поскольку прямо перечислены виды пособий как исключаемые из освобождаемых, так и освобождаемые от налогообложения. При этом и те, и другие поименованные пособия имеют характер возмещения утраты гражданами источника доходов (временная нетрудоспособность, безработица, беременность и рождение ребенка).
Абзацем 5 пункта 8 статьи 217 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических сумм единовременных выплат (в том числе материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.
Данный пункт распространяется на категории лиц, которые включены в целевую программу, утвержденную соответствующим органом государственной власти.
Таким образом, единовременная материальная помощь, выплачиваемая из средств стипендиального фонда нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, не подпадает под действие положений статьи 217 Кодекса и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Вопрос. Подлежат ли налогообложению доходы физических лиц, полученные за счет средств грантов, предоставленных организациями-работодателями?
Ответ. В соответствии с пунктом 6 статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Российский фонд фундаментальных исследований (далее - РФФИ) включен в Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 602 "Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению".
Из представленных материалов следует, что финансовая поддержка осуществляется РФФИ на основании Соглашения между РФФИ и организацией, обслуживающей проект в соответствии с Правилами организации и проведения работ по проектам, поддержанным РФФИ, утвержденными решением совета РФФИ от 12.03.2008 (далее - Правила).
Пунктом 2.1.3 Правил определено, что средства для выполнения поддержанного РФФИ проекта выделяются РФФИ в виде гранта и предоставляются исключительно в распоряжение руководителя конкурсного проекта под его личную ответственность и должны расходоваться строго на цели, предусмотренные проектом.
При этом руководитель проекта имеет право расходовать средства гранта в соответствии с утвержденной РФФИ сметой расходов и с нормативными документами РФФИ.
Согласно пункту 2.5.2 Правил обеспечение выполнения проекта в соответствии с заявленными программой и сроками является обязанностью руководителя проекта.
В соответствии с пунктом 2.7 Правил организация соблюдает порядок финансово-хозяйственного и технического обслуживания выполнения конкурсных проектов.
Средства, поступающие на лицевой внебюджетный счет бюджетной организации от РФФИ, могут использоваться организацией на цели компенсации организационно-технических расходов по обслуживанию проектов в размере не более 15 процентов из каждой поступающей суммы по согласованию с руководителями проектов.
Из вышеизложенного следует, что получателями грантов являются физические лица в лице руководителя конкурсного проекта и исполнителей проекта.
Следовательно, средства, выплачиваемые из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам, принимающим участие в проектах РФФИ, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 217 Кодекса.
Возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного налога на доходы физических лиц производится исходя из положений статей 78 и 231 Кодекса.
В данном случае суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом, в соответствии со статьей 231 Кодекса могут быть возвращены налоговым агентом налогоплательщику на основании его заявления.
Вопрос. Подлежат ли налогообложению субсидии, предоставляемые гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства (Краснодарский край)?
Ответ. В целях реализации Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края" утверждено Постановление главы администрации Краснодарского края от 01.02.2007 N 49 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края" (далее - Постановление).
В соответствии с подпунктом 2.1.5 пункта 2 Постановления гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, предоставляется за счет краевого бюджета субсидия на возмещение части затрат на производство реализуемой получателями продукции животноводства: на мясо крупного рогатого скота, свиней, молоко, овечью шерсть, реализованные юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, а также предпринимателям без образования юридического лица, зарегистрированным на территории Краснодарского края.