ПРИКАЗ
от 5 марта 2011 года N 104
Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 ноября 2016 года на основании
приказа Ростехнадзора от 28 сентября 2016 года N 405
____________________________________________________________________
См. Сравнительный анализ НП-038-11 и НП-038-16.
В соответствии с подпунктом 5.2.2.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835),
приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2011 года прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников"*.
________________
*Ростехнадзором России "Общим положениям обеспечения безопасности радиационных источников" присвоено обозначение НП-038-11. - Примечание изготовителя базы данных.
Руководитель
Н.Г.Кутьин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 апреля 2011 года,
регистрационный N 20564
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников"
1.1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (далее - Общие положения) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450), Федеральным законом от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141; 2004, N 35, ст.3607; 2008, N 30, ст.3616).
Также при разработке учитывались рекомендации, содержащиеся в документах МАГАТЭ, накопленный отечественный и зарубежный опыт по обеспечению безопасности стационарных и мобильных радиационных источников.
1.2. Список сокращений, а также термины и определения, используемые в настоящих Общих положениях, приведены в приложениях N 1 и 2. В требованиях, относящихся как к стационарным, так и к мобильным радиационным источникам, используется аббревиатура РИ, в остальных случаях указывается конкретно: "стационарный РИ" или "мобильный РИ".
1.3. Настоящие Общие положения устанавливают цели, основные принципы, критерии и общие требования обеспечения безопасности, реализуемые при проектировании (конструировании), размещении, сооружении (изготовлении), вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации РИ.
1.4. Требования настоящих Общих положений распространяются на все виды деятельности в области использования атомной энергии, в основу которых положено применение РнИ и (или) РВ в составе РИ.
Классификация РИ по назначению, на которые распространяются требования настоящих Общих положений, приведена в приложении N 3.
1.5. Требования настоящих Общих положений распространяются на РИ, эксплуатируемые на территории и в составе ядерных установок (включая блоки атомных станций, исследовательские ядерные установки и объекты ядерного топливного цикла), а также на пункты хранения в части требований, не определенных другими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, распространяющимися на эти объекты.
1.6. Требования настоящих Общих положений не распространяются на РИ, используемые в видах деятельности, связанных с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
1.7. Требования настоящих Общих положений не распространяются:
на транспортирование РнИ, РВ и мобильных РИ за пределами территорий организаций;
на РВ, содержащиеся в РАО, выбросах и сбросах;
на учет и контроль РИ, РнИ, РВ и РАО;
на продление проектного срока эксплуатации РИ.
В перечисленных случаях действуют требования иных федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
1.8. Требования настоящих Общих положений не распространяются на РИ, не содержащие РнИ или РВ, в которых ионизирующее излучение генерируется за счет изменения скорости заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций.
2.1. Основной целью обеспечения безопасности РИ при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, является предотвращение радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду сверх установленных пределов.
2.2. Основная цель должна достигаться путем выполнения базовых принципов обеспечения радиационной безопасности:
непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения персонала и населения (принцип нормирования);
запрещение ввода в эксплуатацию и эксплуатации РИ, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);
поддержание на возможно низком и разумно достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов, индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации РИ (принцип оптимизации).
2.3. Все организационные и технические меры по обеспечению безопасности РИ, планируемые и реализуемые при эксплуатации РИ, должны быть соразмерны с категориями по потенциальной радиационной опасности РИ для человека (далее - категории опасности РИ), установленными в соответствии с требованиями пунктов 3.5-3.7 настоящих Общих положений.
Достаточность этих мер и их соразмерность с установленной категорией опасности РИ должны быть обоснованы в проекте и (или) в технической документации РИ и представлена в ООБ РИ.
2.4. РИ удовлетворяет критериям безопасности, если его радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, не приводит к превышению основных пределов доз облучения персонала и населения, нормативов выбросов и сбросов РВ и превышению содержания РВ в окружающей среде.
2.5. Для нормальной эксплуатации РИ допустимые пределы доз облучения, допустимые значения уровней воздействия ионизирующего излучения на персонал и население, а также допустимые выбросы и сбросы РВ в окружающую среду устанавливаются в соответствии федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
2.6. Безопасность РИ должна обеспечиваться за счет последовательной реализации концепции глубокоэшелонированной защиты, основанной на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и РВ в окружающую среду, а также системы организационных и технических мер по обеспечению их целостности и эффективности.
2.7. Система организационных и технических мер в общем случае представляет собой пять уровней глубокоэшелонированной защиты.
Уровень 1 (условия размещения РИ и предотвращение отклонений от нормальной эксплуатации):
выбор площадки (помещения), пригодной (пригодного) для размещения стационарного РИ (для РИ категорий опасности 1, 2 и 3), и учет условий размещения стационарного РИ в проекте;
проектирование (конструирование) РИ на основе консервативного подхода, а также с учетом опыта эксплуатации аналогичных РИ;
обеспечение требуемого качества систем РИ и выполняемых работ;
эксплуатация РИ только по проектному назначению и в соответствии с требованиями эксплуатационной и (или) технической документации, инструкций по эксплуатации;
обеспечение диагностики оборудования и систем, важных для безопасности РИ, и поддержание их в исправном состоянии путем своевременного определения дефектов, принятия профилактических мер, замены выработавших ресурс систем и организации эффективно действующей системы документирования результатов выполняемых работ;
подбор персонала РИ и обеспечение необходимого уровня его квалификации для действий при нормальной эксплуатации и отклонениях от нормальной эксплуатации, включая аварии;
формирование и поддержание у персонала РИ культуры безопасности и культуры сохранности.
Уровень 2 (управление отклонениями от нормальной эксплуатации и предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации):
выявление отклонений от нормальной эксплуатации и устранение причин этих отклонений;
управление РИ при эксплуатации с отклонениями от нормальной эксплуатации.
Уровень 3 (управление проектными авариями и предотвращение запроектных аварий системами безопасности) для РИ категорий опасности 1, 2 и 3:
предотвращение перерастания исходных событий в проектные аварии;
предотвращение перерастания проектных аварий в запроектные аварии с применением систем безопасности;
ослабление последствий аварий, которые не удалось предотвратить, путем локализации выделяющихся РВ.
Уровень 4 (управление запроектными авариями) для РИ категорий опасности 1 и 2:
предотвращение развития запроектных аварий и ослабление их последствий;
защита помещения РИ от разрушения при запроектных авариях и поддержание его целостности;
возвращение РИ в контролируемое состояние, при котором прекращается выделение РВ и обеспечивается удержание их в установленных границах.
Уровень 5 (аварийная готовность и реагирование):
подготовка планов мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационных аварий и ликвидации их последствий и обеспечение готовности к осуществлению этих планов (для РИ категорий опасности 1);
подготовка планов мероприятий по защите персонала в случае радиационных аварий и ликвидации их последствий и обеспечение готовности к осуществлению этих планов (для РИ категорий опасности 2 и 3).
Количество, состав и характеристики физических барьеров, а также количество уровней глубокоэшелонированной защиты и полнота их реализации для каждого конкретного РИ устанавливаются и обосновываются в проекте и (или) в технической документации РИ в соответствии с установленной для него категорией опасности.
2.8. Концепция глубокоэшелонированной защиты должна осуществляться на всех этапах деятельности, связанных с обеспечением безопасности РИ.
2.9. В режиме нормальной эксплуатации все предусмотренные проектом и (или) технической документацией физические барьеры РИ должны быть работоспособными. При выявлении неработоспособности любого из предусмотренных физических барьеров эксплуатация РИ должна быть прекращена и должны быть приняты меры по приведению его в безопасное состояние.
2.10. Организационные и технические меры по предотвращению и ослаблению последствий аварий при эксплуатации РИ должны быть соразмерны с категорией опасности РИ.
2.11. Для вновь проектируемых (конструируемых) РИ показатели надежности систем, важных для безопасности РИ, исходные события и ожидаемые последствия аварий должны быть определены в проекте и (или) в технической (эксплуатационной) документации РИ.
Должны быть рассмотрены исходные события и пути протекания возможных проектных аварий с оценкой их последствий и прогнозом радиационной обстановки.
2.12. Технические решения и организационные меры, влияющие на безопасность РИ, должны приниматься с учетом требований НТД, опыта эксплуатации прототипов (аналогов) данного РИ, результатов исследований и испытаний, а также специфики и особенностей РИ при его будущем выводе из эксплуатации.
Такой подход должен применяться не только на этапах проектирования (конструирования), выбора места размещения, сооружения и эксплуатации РИ, изготовления оборудования для РИ, но и при реконструкции и модернизации РИ и (или) систем, важных для безопасности РИ.
2.13. Деятельность организации, эксплуатирующей РИ, по обеспечению качества должна обеспечивать безопасную эксплуатацию РИ и надежность систем, важных для безопасности РИ, в соответствии с проектной документацией, а также с установленными в программе обеспечения качества требованиями к выполнению различных видов работ, влияющих на безопасность РИ, при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации РИ.
2.14. Деятельность организаций, осуществляющих размещение, проектирование (конструирование), сооружение (изготовление) РИ, а также организаций, занятых производством систем, важных для безопасности РИ, или предоставлением иных услуг в области использования атомной энергии для организации, эксплуатирующей РИ, должна обеспечивать качество выполнения работ и предоставления услуг в рамках соответствующих программ обеспечения качества этих услуг и работ.
2.15. У всех лиц в организациях, связанных с размещением, проектированием (конструированием), сооружением (изготовлением), эксплуатацией и выводом из эксплуатации РИ, проектированием (конструированием) и изготовлением систем, важных для безопасности РИ, должна формироваться культура безопасности и культура сохранности путем проведения необходимого подбора, обучения и подготовки персонала для различных видов деятельности, влияющих на безопасность РИ, установления и строгого соблюдения дисциплины при четком распределении персональной ответственности руководителей и исполнителей, разработки и строгого соблюдения требований действующих инструкций по выполнению работ и их периодическому обновлению с учетом накопленного опыта.
Указанные лица должны знать характер и степень влияния их деятельности на безопасность РИ и сохранность РнИ в составе РИ и полностью отдавать себе отчет о тех последствиях, к которым может привести несоблюдение или нечеткое выполнение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и эксплуатационной документации РИ.