Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"

ПРИКАЗ

от 10 ноября 2010 года N 1/418-П

О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 апреля 2022 года на основании
приказа Госкорпорации "Росатом" от 9 декабря 2021 года N 1/16-НПА
____________________________________________________________________



В целях обеспечения деятельности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом".

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора Госкорпорации "Росатом" Е.В.Евстратова.


И.о.генерального директора
А.М.Локшин


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

10 декабря 2010 года,

регистрационный N 19154

     

Приложение

     
Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом"



1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2005, N 23, ст.2269; 2006, N 41, ст.4256; 2008, N 47, ст.5481; 2009, N 12, ст.1429; N 29, ст.3688).

2. Положение определяет организацию и порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом" (далее - ОСЧС), и распространяется на учреждения и акционерные общества Госкорпорации "Росатом", их дочерние и зависимые общества, а также подведомственные федеральные государственные унитарные предприятия и подведомственные федеральные государственные учреждения Госкорпорации "Росатом".

3. ОСЧС осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2002, N 44, ст.4294; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 50, ст.5284; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 45, ст.5418; 2009, N 1, ст.17; N 19, ст.2274; N 48, ст.5717; 2010, N 21, ст.2529; N 31, ст.4192), Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46 (ч.I), ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52 (ч.I), ст.6450), Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст.6078; 2009, N 29, ст.3642; 2010, N 23, ст.2789), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Основными задачами ОСЧС являются:

планирование мероприятий, организация и проведение в пределах своей компетенции работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности и аварийного реагирования;

совершенствование системы мер и технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;

разработка, ведение и совершенствование нормативной правовой, организационной и методической базы функционирования ОСЧС;

обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки и готовности к действиям в аварийной обстановке руководителей организаций, органов управления, сил и средств ОСЧС;

создание финансовых и материальных ресурсов, совершенствование систем связи, оповещения и информационного обеспечения ОСЧС;

сбор, обработка, анализ, учет и обмен информацией о состоянии деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, оценка достаточности и эффективности проводимых мероприятий;

совершенствование системы научно-технической поддержки принятия решений в условиях ликвидации аварии и чрезвычайных ситуаций;

совершенствование организационно-штатной структуры аварийно-спасательной службы и аварийно-спасательных формирований, их оснащение специальной техникой и оборудованием на основе последних достижений науки и техники, в том числе средствами робототехники;

выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с международными договорами в области готовности и реагирования на ядерные и радиационные аварии (аварийные ситуации) по вопросам, входящим в компетенцию Корпорации.

5. ОСЧС объединяет координационные органы, органы управления, силы и средства Госкорпорации "Росатом" (далее - Корпорация), учреждений и акционерных обществ Корпорации, их дочерних и зависимых обществ, а также подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и подведомственных федеральных государственных учреждений (далее - организации Корпорации) и действует на федеральном и на объектовом уровнях.

6. Общее руководство деятельностью ОСЧС на федеральном уровне осуществляет генеральный директор Корпорации.

Координация функционирования ОСЧС в рамках своей компетенции возлагается на заместителей генерального директора Корпорации.

Общее методическое обеспечение деятельности ОСЧС осуществляет структурное подразделение Корпорации, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения (работников) и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Методическое руководство и обеспечение функционирования ОСЧС объектового уровня возлагаются на акционерные общества Корпорации, их дочерние и зависимые общества, а также на структурные подразделения Корпорации, осуществляющие координацию производственно-хозяйственной деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и подведомственных федеральных государственных учреждений.

7. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня создается в организациях Корпорации, эксплуатирующих потенциально опасные объекты (ядерно и радиационно опасные, химически опасные, пожаровзрывоопасные, техногенно опасные), возникновение чрезвычайных ситуаций на территории которых может привести к человеческим жертвам, нанести ущерб здоровью людей и окружающей среде, повлечь значительные материальные потери, нарушить безопасность и устойчивость функционирования организаций (объектов).

Общее руководство деятельностью ОСЧС объектового уровня (СЧСО) осуществляют руководители организаций Корпорации.

8. ОСЧС включает координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

9. Координационными органами ОСЧС являются:

на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Корпорации (далее - ОКЧС);

на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций Корпорации (далее - КЧСО).

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяется в положениях о них.

10. Постоянно действующими органами управления ОСЧС и СЧСО, соответственно, являются структурное подразделение Корпорации (федеральный уровень) и структурные подразделения организаций Корпорации (объектовый уровень), уполномоченные на решение задач в области защиты населения (работников) и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Органами повседневного управления ОСЧС, соответственно, являются центр управления в кризисных ситуациях Корпорации (федеральный уровень), кризисные центры или дежурно-диспетчерские службы организаций Корпорации (объектовый уровень).

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления ОСЧС федерального и объектового уровней определяются соответствующими положениями о них.

11. Силами ОСЧС являются специально подготовленные штатные и нештатные подразделения, укомплектованные необходимыми средствами и предназначенные для предупреждения чрезвычайных ситуаций, ликвидации аварий и их последствий.

В состав сил ОСЧС входят:

силы предупреждения - силы наблюдения и контроля, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

силы аварийного реагирования - штатные и нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для оперативного реагирования и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Организационная структура, состав сил ОСЧС и их оснащение определяются руководством Корпорации и организаций Корпорации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

12. Силы аварийного реагирования ОСЧС состоят из сил постоянной готовности федерального уровня, штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований объектовых систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы аварийного реагирования обеспечивают проведение первоочередных мероприятий при возникновении аварий, ликвидацию аварий и их последствий при производственной деятельности организаций, включая возможные аварии при транспортировании ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них.

Привлечение сил аварийного реагирования Корпорации к ликвидации аварий и их последствий осуществляется:

в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;

в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

по решению руководства Корпорации и руководителей организаций Корпорации, осуществляющих руководство деятельностью указанных сил аварийного реагирования.

13. Подготовка специалистов органов управления и сил ОСЧС осуществляется в установленном порядке.

В целях повышения практической готовности органов управления и сил ОСЧС ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки в соответствии с Методическими рекомендациями Корпорации по проведению учений и тренировок.

14. При отсутствии аварии (аварийной ситуации) и угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы ОСЧС федерального и объектового уровней функционируют в режиме повседневной деятельности.

В режиме повседневной деятельности органами управления и силами ОСЧС проводятся следующие основные мероприятия:

реализация мер по обеспечению ядерной, радиационной, пожарной, промышленной и экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений;

контроль выполнения мер и мероприятий по обеспечению безопасности потенциально опасных объектов, мониторинг состояния объектов, радиационной и экологической обстановки;

сбор, обработка и обмен информацией о состоянии ядерно и радиационно опасных установок и объектов, повышение их ядерной и радиационной безопасности;

планирование действий органов управления и сил, обучение спасателей и работников организаций, обеспечение постоянной готовности к действиям в условиях аварий и чрезвычайных ситуаций, проведение учений и тренировок;

планирование эвакуационных мероприятий;

создание, размещение и хранение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования.

15. При возникновении аварии (аварийной ситуации) и угрозе возникновения чрезвычайной ситуации решением генерального директора Корпорации, решениями руководителей организаций Корпорации устанавливается режим повышенной готовности или режим чрезвычайной ситуации функционирования органов управления и сил ОСЧС с проведением следующих основных мероприятий:

а) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за развитием обстановки и состоянием окружающей среды, прогнозирование развития аварии и возможности возникновения чрезвычайной ситуации;

введение (при необходимости) круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ОСЧС федерального и объектового уровней;

организация работ по локализации и ликвидации аварии (аварийной ситуации);

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам ОСЧС данных о развитии обстановки;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения аварий, снижению размеров ущерба и потерь, а также повышению безопасности, устойчивости управления и функционирования организаций;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

проверка и восполнение при необходимости резервов материальных средств и ресурсов;

осуществление информационного обмена между органами управления ОСЧС;

прогнозирование развития аварии и возможности воздействия на работников (персонал) и население;

б) в режиме чрезвычайной ситуации (аварии):

организация работ по локализации и ликвидации аварии, обеспечение действий сил и средств ОСЧС;

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и развитием обстановки, прогнозирование воздействия на население и окружающую среду с выдачей рекомендаций органам местного самоуправления по защите населения, в том числе с проведением эвакуационных мероприятий;

наращивание при необходимости сил реагирования в районе аварии;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»