ПИСЬМО
от 25 мая 2009 года N 23-3/10/2-4032
О реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации
В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, о реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы), Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет информацию по вопросам реализации региональных программ.
М.А.Топилин
Информация по вопросам реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации
В зависимости от ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации возможна корректировка региональной программы, принятой субъектом Российской Федерации в установленном порядке.
Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно принимать решение по корректировке перечня организаций, в которых будут реализовываться дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - мероприятия), в пределах утвержденных количественных показателей по мероприятиям региональной программы.
В случае необходимости корректировки региональной программы по объемам финансирования и количественным показателям участников мероприятий высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в Минздравсоцразвития России заявку на увеличение размера субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, и изменение численности участников мероприятий.
К заявке прилагаются:
а) изменения, вносимые в региональную программу, связанные с увеличением численности участников мероприятий;
б) пояснительная записка;
в) финансово-экономическое обоснование предлагаемых изменений с расчетами.
Рассмотрение заявки субъекта Российской Федерации на увеличение размера субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, а также предоставление субсидии при принятии решения об увеличении субъекту Российской Федерации размера субсидии с учетом изменений, вносимых в региональную программу, связанных с увеличением числа участников мероприятий, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (далее - Правила).
В целях снижения напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (далее - Постановление N 1089) расширяется круг лиц, для которых могут создаваться временные рабочие места, в том числе в виде оплачиваемых общественных работ (далее - общественные работы) и стажировки в целях приобретения опыта работы.
В общественных и временных работах, включая стажировки в целях приобретения опыта работы, могут участвовать граждане, состоящие на учете в органах службы занятости в качестве безработных и ищущих работу граждан, включая выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также работники в случае угрозы массового увольнения.
Организация общественных работ и временного трудоустройства граждан, состоящих на учете в органах службы занятости в качестве безработных и ищущих работу, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 875 (далее - Постановление N 875), Приказом Минздравсоцразвития России от 7 июня 2007 года N 401 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ" (далее - Приказ Минздравсоцразвития России N 401), Приказом Минздравсоцразвития России от 28 июня 2007 года N 449 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (далее - Приказ Минздравсоцразвития России N 449).
В соответствии с Постановлением N 875 общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:
строительство автомобильных дорог, их ремонт, реконструкция и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
проведение сельскохозяйственных работ, работ в лесном хозяйстве;
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
уход за престарелыми, инвалидами и больными;
обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
другим направлениям трудовой деятельности.
Перечень направлений деятельности, по которым организуются общественные работы, не является исчерпывающим и позволяет субъектам Российской Федерации организовать общественные работы по всем видам экономической деятельности, за исключением деятельности, связанной с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующей специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
В случаях угрозы массового увольнения работников временные работы могут организовываться непосредственно работодателями в своих организациях, при этом к временным работам могут быть отнесены работы, выходящие за рамки обычной деятельности работодателя (благоустройство, реконструкция, монтажные, пусконаладочные, архивные и другие работы) и созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы по срочным трудовым договорам, в том числе на условиях совместительства.
Кроме того, Закон о занятости населения не содержит ограничений и условий по отбору организаций, в которых могут проводиться общественные работы.
Субъекты Российской Федерации для организации общественных работ в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о занятости населения вправе принимать нормативные правовые акты, в которых могут предусматриваться конкретные виды деятельности по другим направлениям общественных работ, и вышеперечисленные направления организации общественных работ могут быть конкретизированы. При этом следует учитывать, что конкретизация утвержденного Постановлением N 875 перечня видов общественных работ может привести к ограничению видов экономической деятельности, по которым могут быть организованы общественные работы.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
При определении размера оплаты труда за работу, не предусмотренную действующей у работодателя системой оплаты труда или не соответствующую его основной деятельности (например, благоустройство территории, ремонтные работы), работодатель может устанавливать размер оплаты труда, сопоставимый со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой работников организаций по соответствующим видам экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Например, при организации общественных, временных работ для работников организации, основная деятельность которой не связана с благоустройством территории, ремонтными и наладочными работами, работодатель может установить размер оплаты труда для участников, работающих по совместительству, сопоставимый со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой работников организаций жилищно-коммунальной сферы (вид экономической деятельности - предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг) или организаций по ремонту оборудования, помещений.
Граждане, принимающие участие в общественных или временных работах, проходящие стажировку, имеют право на оплачиваемый отпуск или им при увольнении выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Оплата ежегодного отпуска или выплата денежной компенсации при увольнении работника производится за счет средств фонда оплаты труда. Порядок частичного возмещения затрат работодателя на оплату ежегодного отпуска или выплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск аналогичен порядку частичного возмещения работодателю затрат на заработную плату.
В соответствии с Правилами норматив затрат на организацию профессиональной подготовки не предусматривает софинанасирование в части выплаты стипендии обучающимся в рамках реализации мероприятий по опережающему профессиональному обучению.
Основания для выплаты стипендии в соответствии со статьей 204 Трудового кодекса Российской Федерации возникают только в случае заключения работодателем с работником ученического договора. При этом указанная норма Трудового кодекса Российской Федерации не является императивной. Работодатель вправе не предлагать работнику заключение ученического договора, а направить его на профессиональное обучение с отрывом, без отрыва или с частичным отрывом от производства на основании приказа.
В связи с изложенным, финансирование выплаты стипендии обучающимся может быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделенных в размере 5% в качестве финансирования региональных программ, и за счет средств работодателя.
Статьей 7.2 Закона о занятости населения определено право органов местного самоуправления участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
В муниципальных бюджетных учреждениях культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования также могут организовываться общественные и временные работы для безработных граждан, граждан, ищущих работу, и работников, находящихся под риском увольнения. Финансирование муниципальных бюджетных учреждений на оплату труда временных работников, принимающих участие в указанных мероприятиях, может осуществляться по бюджетной смете за счет средств субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету муниципального образования в рамках организации мероприятий региональных программ.
Порядок предоставления указанных средств муниципальным образованиям устанавливается законодательством о бюджете субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении вопроса об участии организаций в реализации мероприятий региональной программы необходимо учитывать их финансовое положение. Организации, имеющие задолженность по уплате налогов, могут обратиться в налоговый орган с целью заключения соглашения о реструктуризации задолженности по уплате налогов. В дальнейшем, при подписании такого соглашения, средства, перечисленные в организации на реализацию мероприятий региональной программы, не подлежат списанию в бесспорном порядке.
В соответствии с Постановлением N 1089, Приказом Минздравсоцразвития России N 485 "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан" (далее - Приказ Минздравсоцразвития России N 485), Приказом Минздравсоцразвития от 16 июня 2008 года N 281н "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан" (далее - Приказ Минздравсоцразвития России N 281н) может быть осуществлено финансирование мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан и безработному гражданину может быть оказана финансовая помощь на организацию собственного дела.
Безработным гражданам, которые в результате предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, может быть оказана финансовая помощь на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов за счет средств, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Указанным гражданам может быть также предоставлена субсидия (материальная поддержка) на развитие малого предпринимательства в размере, предусмотренном Постановлением N 1089. Размер субсидии безработному гражданину, открывшему собственное дело, не зависит от сроков и суммы выплаченного ему пособия по безработице в период безработицы.
Следует учитывать, что в Постановлении N 1089 отсутствуют ограничения по направлениям расходования средств, предоставленных безработным гражданам в виде субсидии (материальной поддержки) на развитие малого предпринимательства и самозанятости. Безработные граждане, получившие субсидию (материальную поддержку) на открытие собственного дела, вправе самостоятельно принимать решения о направлениях расходования указанных средств.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка