ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2010 года N 192/1337-5
(с изменениями на 23 марта 2016 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления ЦИК России от 15 марта 2023 года N 111/863-8
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6;
постановлением ЦИК России от 16 января 2013 года N 156/1173-6;
постановлением ЦИК России от 26 марта 2014 года N 223/1435-6;
постановлением ЦИК России от 10 июня 2015 года N 286/1680-6;
постановлением ЦИК России от 23 марта 2016 года N 329/1874-6.
____________________________________________________________________
На основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в целях реализации статей 22, 24-27 указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (приложение).
2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации провести соответствующую работу по доведению до сведения представительных органов муниципальных образований необходимости своевременного приведения уставов муниципальных образований в соответствие с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части определения численности членов избирательных комиссий муниципальных образований и порядка формирования избирательных комиссий муниципальных образований с учетом требований статьи 24 указанного Федерального закона.
3. Признать утратившими силу:
4. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.Чуров
Секретарь
Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.Конкин
Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий
(с изменениями на 23 марта 2016 года)
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях единообразного применения положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) с учетом практики его реализации при формировании территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий.
________________
Особенности формирования участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образуемых за пределами территории Российской Федерации при проведении референдума Российской Федерации, федеральных выборов, а также территориальных избирательных комиссий, формируемых для руководства их деятельностью, в настоящих Методических рекомендациях не отражены.
1.1.1. В соответствии с положениями пункта 7 статьи 24, пункта 6 статьи 25, пункта 6 статьи 26, пункта 4 статьи 27 Федерального закона избирательные комиссии формируют:
а) территориальную избирательную комиссию - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации;
б) избирательную комиссию муниципального образования - представительный орган муниципального образования;
в) окружную избирательную комиссию - вышестоящая избирательная комиссия;
(Подпункт в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6. - См. предыдущую редакцию)
г) участковую избирательную комиссию - территориальная избирательная комиссия.
(Подпункт дополнительно включен постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6)
1.1.2. Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона, если уполномоченные на то Федеральным законом представительный орган муниципального образования, избирательная комиссия не назначат состав или часть состава избирательной комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует представительный орган муниципального образования, либо если соответствующая избирательная комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения назначает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения - избирательная комиссия муниципального района, иной (окружной, территориальной, участковой) избирательной комиссии - вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных Федеральным законом, иным законом.
1.1.3. При рассмотрении кандидатур в состав избирательной комиссии необходимо учитывать положения статьи 29 Федерального закона, согласно которым определенные категории лиц не могут быть членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, а член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может на одних и тех же выборах быть одновременно членом иной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Орган, формирующий избирательную комиссию, проводит проверку лиц, кандидатуры которых предлагаются для назначения в состав избирательной комиссии, на предмет отсутствия предусмотренных указанными положениями статьи 29 Федерального закона ограничений с участием соответствующих органов. При такой проверке может использоваться Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы").
(Абзац дополнительно включен постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6)
1.1.4. Доля государственных и муниципальных служащих в общей сложности не может составлять более одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной или участковой избирательной комиссии. Данное требование должно соблюдаться в течение всего срока полномочий избирательных комиссий. Указанное положение может не применяться при формировании участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
________________
С учетом судебной практики.
1.1.5. При формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее (для участковых избирательных комиссий также среднее) профессиональное образование: юридическое, в области информационных технологий и автоматизации обработки информации либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6; в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 26 марта 2014 года N 223/1435-6. - См. предыдущую редакцию)
При назначении в состав избирательной комиссии кандидатур, предложенных политическими партиями, рекомендуется учитывать участие политической партии в выборах на соответствующей территории.
(Абзац дополнительно включен постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6)
1.1.6. Письменное согласие гражданина Российской Федерации, кандидатура которого предлагается для назначения в состав избирательной комиссии (примерная форма письменного согласия гражданина Российской Федерации на его назначение в состав территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, форма письменного согласия гражданина Российской Федерации на его назначение в состав участковой избирательной комиссии установлена в приложении N 1 к Порядку формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий), представляется, как правило, субъектом, вносящим соответствующее предложение, в орган, формирующий состав избирательной комиссии, вместе с иными документами, необходимыми при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий (приложение N 2).
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6; в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 26 марта 2014 года N 223/1435-6. - См. предыдущую редакцию)
1.1.7. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает контроль за ходом формирования избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и участковых избирательных комиссий и в случае необходимости принимает предусмотренные Федеральным законом меры.
1.1.8. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при внесении в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложений о приведении законодательства субъекта Российской Федерации о выборах и референдумах в соответствие с Федеральным законом рекомендуется обратить внимание на необходимость включения в соответствующие законы субъекта Российской Федерации норм:
определяющих количественный состав избирательных комиссий, за исключением избирательных комиссий муниципальных образований;
устанавливающих сроки публикации сообщения о предстоящем формировании избирательных комиссий, а также сроки и порядок внесения предложений о кандидатурах для назначения в составы избирательных комиссий, в том числе на вновь образованных избирательных участках. При этом для окружных избирательных комиссий период, в который органы, формирующие такие избирательные комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее 10 дней, а для иных избирательных комиссий - не менее 30 дней. Сроки подачи указанных предложений следует отсчитывать со дня публикации указанного сообщения в средствах массовой информации либо обнародования иным способом. При отсутствии в муниципальном образовании средства массовой информации сообщение о приеме предложений по составу участковой избирательной комиссии размещается на специальном стенде, в бюллетене муниципальных правовых актов, на сайте представительного органа муниципального образования и (или) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с порядком исчисления сроков, установленным в статье 11_1 Федерального закона.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6; в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 26 марта 2014 года N 223/1435-6. - См. предыдущую редакцию)
1.1.9. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования, территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
В соответствии с положениями статей 22, 24-27 Федерального закона кандидатуры для формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий предлагают:
а) политические партии, а также региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии в случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом политической партии;
б) иные общественные объединения, созданные в любой организационно-правовой форме в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений;
в) избирательные объединения, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений;
г) собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы (примерная форма протокола собрания избирателей приведена в приложении N 3);
д) представительный орган муниципального образования (за исключением внесения предложений при формировании соответствующих избирательных комиссий муниципальных образований);
е) при формировании территориальной избирательной комиссии - территориальная избирательная комиссия предыдущего состава;
ж) при формировании избирательной комиссии муниципального образования - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования предыдущего состава, а при формировании избирательной комиссии поселения - также избирательная комиссия муниципального района, территориальная избирательная комиссия.
(Наименование в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6. - См. предыдущую редакцию)
2.1. В целях совершенствования системы избирательных комиссий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется проанализировать систему действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации на постоянной основе избирательных комиссий (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований) с точки зрения целесообразности возложения на них полномочий других избирательных комиссий, учитывая при этом сроки их полномочий, мнение по данному вопросу соответствующих органов местного самоуправления и иные связанные с этим вопросом обстоятельства. При этом в случае отсутствия практической необходимости в значительном количестве избирательных комиссий, обеспечивающих проведение выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации предлагается шире использовать предоставленную законодательством Российской Федерации возможность совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня, прежде всего путем возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на соответствующие территориальные избирательные комиссии, обладающие достаточным кадровым потенциалом и организационно-техническими возможностями, в том числе имеющие комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы".
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6. - См. предыдущую редакцию)
Аналогичный подход в отношении возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления на иные комиссии желателен и для избирательных комиссий муниципальных образований при организации и проведении муниципальных выборов.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6. - См. предыдущую редакцию)
2.2. В целях исключения дублирования функций территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований по организации выборов на одной и той же территории, например, в органы местного самоуправления муниципального района, в том числе в случае, если территория этого района и территория, подведомственная территориальной избирательной комиссии, полностью совпадают, целесообразно реализовывать положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона, согласно которому полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию, а если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий - на одну из них. При этом на территориальную избирательную комиссию могут быть возложены полномочия как избирательной комиссии муниципального района, так и избирательной комиссии поселения (избирательных комиссий поселений), расположенного (расположенных) в границах соответствующего района. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит.