ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2009 года N 1087

Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы"

(с изменениями на 25 мая 2016 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 830 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 25.10.2010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1007 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 12.12.2011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 года N 1111 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 45, 05.11.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 417 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.05.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 года N 1022 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.10.2014, N 0001201410130008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 1267 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2014, N 0001201412040001);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2015 года N 229 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.03.2015, N 0001201503230016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 792 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.08.2015, N 0001201508060011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1436 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2015, N 0001201512290072);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 года N 371 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.05.2016, N 0001201605060014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 года N 464 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2016, N 0001201606060038).

____________________________________________________________________



В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития Республики Ингушетия, повышения благосостояния и качества жизни населения Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы".

          

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2009 года N 1087

     
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы"

(с изменениями на 25 мая 2016 года)

     

Паспорт федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 1490-р

Государственные заказчики Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 830; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 года N 1111; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 417; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 1267. - См. предыдущую редакцию)

     

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

(Позиция в редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 года N 1022. - См. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации

Цели и задачи Программы

-

целью Программы является стабилизация
социально-экономического положения Республики Ингушетия, обеспечивающая в долгосрочной перспективе базис для устойчивого экономического роста.

Основными задачами являются:

развитие жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и обеспечение жильем вынужденных переселенцев;

развитие образования;

развитие системы здравоохранения и обеспечение социальной защиты;

строительство объектов транспорта и связи;

развитие системы энергоснабжения

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 года N 1111. - См. предыдущую редакцию)

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

физический износ сетей коммунальной инфраструктуры;

доля вынужденных переселенцев, обеспеченных жильем;

численность безработных;

общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года);

обеспеченность больничными койками;

удельный вес учащихся, занимающихся в 1 смену;

сбор зерновых;

валовой сбор овощей;

производство скота и птицы в убойном весе

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 830; в редакции, введенной в действие с 14 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 года N 371. - См. предыдущую редакцию)

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в один этап (2010-2016 годы)

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 26355,77 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 24043,09 млн. рублей, из них капитальные вложения -
23857,79 млн. рублей (бюджетные инвестиции - 986 млн. рублей, межбюджетные субсидии -
22871,79 млн. рублей);

за счет средств республиканского бюджета -
2312,68 млн. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 1267; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 792; в редакции, введенной в действие с 6 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1436; в редакции, введенной в действие с 14 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 года N 371. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

реализация мероприятий Программы позволит к 2017 году создать условия для развития отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействовать решению проблемы занятости, а также повысить реальные доходы населения Республики Ингушетия. Численность безработных сократится в 1,68 раза, реализация мероприятий Программы позволит создать до 5,8 тыс. новых рабочих мест в таких отраслях хозяйственного комплекса, как здравоохранение, образование, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство и другие. Обеспеченность населения жильем достигнет 18,7 кв. метра на человека. Обеспеченность больничными койками увеличится в 1,26 раза и составит 50,8 койки на 10 тыс. человек. Удельный вес учащихся, занимающихся в 1 смену, достигнет 64,1 процента общего числа учащихся. Физический износ сетей коммунальной инфраструктуры уменьшится в 2 раза и составит 35 процентов. Сбор зерновых увеличится в 1,47 раза и составит 85 тыс. тонн, валовой сбор овощей достигнет 6,7 тыс. тонн, производство скота и птицы в убойном весе вырастет в 1,43 раза и составит 8 тыс. тонн.

(Позиция в редакции, введенной в действие с 14 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 792. - См. предыдущую редакцию)

     

     

     I. Характеристика проблемы


Республика Ингушетия расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта и на параллельных ему малых хребтах - Терском, Сунженском и Скалистом. Протяженность территории с севера на юг составляет 120 км, с запада на восток - 50 км. Республика Ингушетия граничит с Республикой Северная Осетия - Алания, Чеченской Республикой, Ставропольским краем и Грузией.

Республика Ингушетия - аграрно-индустриальная республика. Она располагает запасами нефти и газа, стройматериалами (строительным камнем и известняком) и гидроресурсами. Ее территорию пересекают железнодорожная магистраль Ростов-на-Дону - Беслан - Назрань - Грозный - Махачкала - Баку и автомобильная трасса Ростов-на-Дону - Нальчик - Владикавказ - Назрань - Грозный - Баку, а также через нее проходят магистральные газо- и нефтепроводы из Чеченской Республики.

В Республике Ингушетия имеется аэропорт Магас, который располагает всеми необходимыми условиями для обслуживания авиарейсов дальней авиации.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 года N 1111. - См. предыдущую редакцию)


Социально-экономическое положение Республики Ингушетия характеризуется высоким уровнем безработицы и неразвитостью промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, а также низкой обеспеченностью объектами социальной сферы.

Промышленность в Республике Ингушетия развита слабо. В основном это пищевая индустрия, использующая местные сельскохозяйственные ресурсы, и добывающая промышленность, базирующаяся на месторождениях нефти и газа в районе г.Малгобека. Имеются предприятия электротехнической и легкой промышленности, которые сосредоточены главным образом в г.Назрани (завод "Электроинструмент", трикотажная фабрика).

В Республике Ингушетия наблюдается высокая степень износа производственных фондов (средний уровень износа составляет 45,7 процента) и низкий технический и технологический уровень оснащения промышленных производств (37 процентов).

Республика Ингушетия обладает высоким туристско-рекреационным и инвестиционным потенциалом. Вместе с тем недостаточность производственных мощностей, низкий уровень развитости социальной и инженерной инфраструктуры не позволяют в полной мере реализовать указанные возможности.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 года N 1111. - См. предыдущую редакцию)

Энергетическая система Республики Ингушетия характеризуется моральным и физическим износом подстанций и линий электропередачи (60 процентов), значительными потерями в электросетях (45 процентов). Подстанция "Плиево", являющаяся узловой, осуществляет подачу электроэнергии для 70 процентов населения. Республика получает электроэнергию по единственной высоковольтной линии электропередачи, что приводит к значительным перегрузкам при поставке электроэнергии.

Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Ингушетия характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, связанным с высоким процентом износа сетей коммунальной инфраструктуры (70 процентов).

Жилищный фонд обеспечен канализацией на 64,8 процента, центральным отоплением - на 4,1 процента, горячим водоснабжением - на 4,1 процента.

Пропускная способность коллекторов не удовлетворяет сегодняшним потребностям и нуждам населения. Ввиду физического износа существующих коллекторов и их полного отсутствия в новых микрорайонах ухудшается эпидемиологическая обстановка.

В Республике Ингушетия в настоящее время функционирует 118 школ на 35,3 тыс. ученических мест. Численность учащихся в школах составляет 75,2 тыс. человек. Таким образом, дефицит составляет 39,9 тыс. ученических мест (или 54,1 процента). Обучение в 70 процентах школ проводится в 2 смены, в 30 процентах - в 3 смены.

Существующая сеть общеобразовательных учреждений в Республике Ингушетия не позволяет обеспечить качественное образование на современном уровне. Кроме того, существует серьезная проблема обеспечения безопасности учебного процесса в таких учреждениях. Более 70 процентов школ расположены в приспособленных зданиях, построенных в 1920-1930 годах, с деревянными междуэтажными перекрытиями, коридорами и дверными проемами, не соответствующими нормам пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, в 13 школах в аварийном состоянии находятся отдельные блоки и помещения.

Уровень инфраструктуры здравоохранения в Республике Ингушетия по количественным показателям ниже среднего уровня по Российской Федерации (например, обеспеченность койками на 10 тыс. населения составляет 40,4 койки). Республиканская стоматологическая поликлиника, республиканская детская поликлиника, эндокринологический, кардиологический и онкологический диспансеры, центр медицинской профилактики и медицинский информационно-аналитический центр размещены в арендуемых помещениях, которые не отвечают санитарным требованиям.

Аграрно-промышленный комплекс Республики Ингушетия характеризуется слабой материально-технической базой, низким уровнем урожайности, неразвитостью и низкой производительностью в животноводстве. Доминирующими направлениями животноводства являются овцеводство и разведение крупного рогатого скота. Значительно развиты виноградарство, табаководство и зерновое растениеводство. Сельскохозяйственные угодья Республики Ингушетия составляют 270 тыс. гектаров. Вследствие низкой обеспеченности минеральными удобрениями (16 процентов) и средствами защиты растений урожайность культур остается ниже нормативной.

В целом уровень развития сельского хозяйства не соответствует имеющемуся потенциалу.

Население в Республике Ингушетия на 1 января 2008 года составляет 499,5 тыс. человек с преобладанием сельского населения. Уровень зарегистрированной безработицы с 2003 по 2007 год увеличился с 19,9 процента до 28,3 процента. При этом уровень реальной безработицы составляет 47,3 процента.

Низкий уровень доходов трудоспособного населения Республики Ингушетия обусловлен его занятостью преимущественно в секторах с низким уровнем производительности труда и высокой долей теневой экономики. Кроме того, наблюдается низкая платежеспособность населения.

Несбалансированность рынка труда является следствием утраты инженерно-технического кадрового потенциала, а также наличием свободной рабочей силы и отсутствием мест приложения труда.

В Республике Ингушетия имеется большое количество граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (далее - вынужденные переселенцы).

Наличие большого количества вынужденных переселенцев, не имеющих жилищных условий, соответствующих санитарным нормам, создает социальную напряженность в обществе, что, в свою очередь, препятствует созданию условий для ускорения экономического развития Республики Ингушетия.

Несмотря на положительные сдвиги, наметившиеся в последние годы, указанные причины сохраняют негативные тенденции в экономике Республики Ингушетия и, как следствие, социальную напряженность, поэтому актуальным является решение проблемы социально-экономического развития Республики Ингушетия. С этой целью необходимо использовать комплекс благоприятных факторов, таких, как удобное расположение для организации приграничного товарообмена с другими субъектами Российской Федерации, обеспечение транзитных перевозок из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии и Исламской Республики Иран и между портами Черного и Каспийского морей, наличие биоклиматического и минерально-сырьевого потенциала, а также благоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в устойчивом росте населения трудоспособного возраста.

В 2002-2007 годах государственная поддержка социально-экономического развития Республики Ингушетия осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Юг России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 581, а также в рамках отраслевых федеральных целевых программ.

Текущее состояние экономики Республики Ингушетия характеризуется низким уровнем валового регионального продукта на душу населения, который ниже аналогичного среднего показателя по Южному федеральному округу более чем в 4 раза. Значительное отставание сохраняется по основным показателям социального развития.

Сложный характер многочисленных проблем свидетельствует о необходимости целенаправленной поддержки государства в обеспечении устойчивого социально-экономического развития.

Учитывая масштабность задач, связанных с развитием Республики Ингушетия, наиболее предпочтительным инструментом для их решения является программно-целевой метод.

Решение проблемы социально-экономической стабилизации предполагается осуществить с помощью федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" (далее - Программа) с учетом особенностей развития социальной и экономической сфер.

Мероприятия Программы носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем и предусматривают как реконструкцию предприятий и объектов инфраструктуры с обновлением основных фондов, так и строительство предприятий, предусматривающее создание рабочих мест.

Предлагается 2 варианта решения проблемы программно-целевым методом.

Первый вариант предусматривает решение проблемы в рамках Программы в 2010-2016 годах с финансированием в размере 26355,77 млн. рублей, в том числе 24043,09 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1007; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 года N 1111; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 1267; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 792; в редакции, введенной в действие с 6 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1436; в редакции, введенной в действие с 14 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 года N 371. - См. предыдущую редакцию)


Доля расходов на социальную сферу существенно превышает долю расходов на производственную сферу.

Финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников не предусмотрено, так как этот вариант направлен на развитие прежде всего инженерной и социальной инфраструктуры. Кроме того, в настоящее время ситуация в Республике Ингушетия обусловлена высокими социальными и экономическими рисками развития предпринимательства, что приводит к уменьшению ее инвестиционной привлекательности и отсутствию возможности гарантированно привлекать средства внебюджетных источников в полном объеме.

К 2017 году за счет указанного финансирования валовой региональный продукт возрастет по сравнению с 2008 годом в 2,8 раза, производство - на 49 процентов, фактическое конечное потребление домохозяйств - в 2,06 раза. В ходе реализации Программы будет создано до 18 тыс. рабочих мест.

Использование первого варианта позволит решить проблему обустройства вынужденных переселенцев и обеспечит развитие базовых объектов производственного сектора.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»