РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 октября 2009 года N 1490-р
[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы"]
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы".
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" (далее - Программа) - Минрегион России;
государственными заказчиками Программы - Минрегион России, Минсельхоз России, Минпромторг России, Минкультуры России, Минздравсоцразвития России, Минспорттуризм России, Минэнерго России, Россвязь, Рособразование, Роспотребнадзор, Росавиацию и Росмолодежь.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 29000 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минрегиону России обеспечить разработку проекта Программы и Минэкономразвития России представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы"
Стратегической целью Российской Федерации в среднесрочной перспективе является повышение благосостояния населения и снижение уровня бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. В этой связи актуальным является решение проблемы социально-экономического развития Республики Ингушетия (далее проблема) при наличии целого комплекса благоприятных факторов, которые способствуют развитию экономического потенциала Республики, главными из которых являются:
удобное расположение Республики Ингушетия для организации приграничного товарообмена с другими регионами, а также для обеспечения транзитных перевозок из Азербайджана, Армении, Грузии и Ирана, транзита грузов между портами Черного и Каспийского морей;
наличие биоклиматического и минерально-сырьевого потенциала;
благоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в устойчивом росте населения трудоспособного возраста.
Однако по состоянию на 2008 год социально-экономическая ситуация в Республике Ингушетия характеризуется значительным отставанием от среднероссийского уровня по всем ключевым показателям. Практически отсутствует промышленно-производственный потенциал, слабо развиты рыночные отношения, наблюдается низкая платежеспособность населения, сохраняются значительные социальные и экономические риски для предпринимательской деятельности. Указанные причины не способствуют повышению инвестиционной привлекательности Республики Ингушетия и сохраняют негативные тенденции в экономике и социальную напряженность.
Это обусловливает необходимость устранения в кратчайшие сроки острых социальных проблем и ускорения социально-экономического развития региона.
В 2002-2007 годах государственная поддержка социально-экономического развития Республики Ингушетия осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Юг России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 581, а также отраслевых федеральных целевых программ.
В настоящее время на территории Республики Ингушетия реализуются мероприятия 14 федеральных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы "Юг России (2008-2012 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 г. N 10. Однако острота и масштабность проблем в экономике и социальной сфере Республики Ингушетия требуют применения комплексного подхода к решению проблемы стабилизации социально-экономического положения Республики для обеспечения в долгосрочной перспективе базиса устойчивого экономического роста и диктуют необходимость концентрации усилий отраслевых ведомств, различных видов государственной поддержки и финансовой помощи за счет средств федерального бюджета.
Решение этой задачи предполагается осуществить с помощью федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" (далее - Программа).
Социально-экономическое положение Республики Ингушетия характеризуется высоким уровнем безработицы и неразвитостью промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, низкой обеспеченностью объектами социальной сферы. Главная причина такого положения связана с тем, что становление Республики Ингушетия как субъекта Российской Федерации происходит в довольно короткое время, на протяжении 15 лет.
Сложный характер многочисленных проблем свидетельствует о необходимости целенаправленной поддержки государства в обеспечении устойчивого социально-экономического развития.
Учитывая масштабность задач, связанных с развитием Республики Ингушетия, наиболее предпочтительным инструментом для их решения является программно-целевой метод.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем и предусматривают как реконструкцию существующих предприятий и объектов инфраструктуры с обновлением основных фондов, так и новое строительство с созданием рабочих мест.
Основные показатели социально-экономического развития Республики Ингушетия значительно отстают от аналогичных показателей по Российской Федерации, приведенных в приложении N 1.
В то же время Республика Ингушетия обладает богатыми природными ресурсами, включая большие запасы разведанных месторождений полезных ископаемых (сланец, доломит, нефть), плодородными почвами, благоприятные климатические и экологические условия создают условия для развития производства сельскохозяйственной продукции, благоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в устойчивом росте населения трудоспособного возраста, создает основу для роста экономики как в развитии производства, так и в формировании внутреннего спроса на продукцию и услуги.
При этом существуют следующие факторы, определяющие низкий уровень социально-экономического развития Республики Ингушетия:
слабое развитие производственных мощностей во всех секторах экономики Республики Ингушетия, обусловливающее недостаток рабочих мест и высокий уровень безработицы;
низкая вовлеченность в сферу материального производства разведанных месторождений полезных ископаемых и природных ресурсов;
отсутствие внутренних инвестиционных ресурсов в Республике Ингушетия для развития производственных мощностей;
низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры;
низкая инвестиционная привлекательность.
За последние годы наблюдается положительная динамика роста показателей социально-экономического развития Республики Ингушетия. Несмотря на положительную тенденцию такого развития и имеющиеся возможности, текущее состояние экономики характеризуется чрезвычайно низким уровнем валового регионального продукта на душу населения, который ниже аналогичного среднего показателя по Южному федеральному округу более чем в 4 раза. Значительное отставание сохраняется по основным показателям социального развития.
В Республике Ингушетия наблюдается высокая степень износа производственных фондов (средний уровень износа составляет 45,7 процента) и низкий технический и технологический уровень оснащения промышленных производств (37 процентов).
Энергетическая система характеризуется моральным и физическим износом подстанций и линий электропередачи (60 процентов), а также значительными техническими потерями в сетях (45 процентов). Подстанция "Плиево", являющаяся узловой, осуществляет подачу электроэнергии для 70 процентов населения Республики. Потребители получают электроэнергию по единственной высоковольтной линии, что приводит к значительным перегрузкам при поставке электроэнергии.
Аграрно-промышленный комплекс характеризуется слабой материально-технической базой, низким уровнем урожайности, неразвитостью и низкой производительностью в животноводстве. Вследствие низкой обеспеченности минеральными удобрениями (16 процентов) и средствами защиты растений урожайность культур ниже нормативной.
В целом уровень развития сельского хозяйства не соответствует имеющемуся потенциалу.
Жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, связанным с высоким процентом износа сетей коммунальной инфраструктуры (70 процентов).
Жилищный фонд обеспечен канализацией на 64,8 процента, центральным отоплением - на 4,1 процента, горячим водоснабжением на 4,1 процента.
Пропускная способность существующих коллекторов не удовлетворяет потребностям и нуждам населения. Ввиду физического износа существующих коллекторов и их отсутствия в новых микрорайонах подвергается опасности эпидемиологическая обстановка.
В Республике Ингушетия в настоящее время функционируют 118 школ на 35338 ученических мест. Численность учащихся в школах составляет 75218 человек. Таким образом, дефицит составляет 39880 ученических мест (54,1 процента). Обучение в 70 процентах школ проводится в 2 смены, в 30 процентах - в 3 смены. Более 70 процентов школ Республики Ингушетия располагаются в зданиях, построенных в 1920-1930 годы, в 13 школах в аварийном состоянии находятся отдельные блоки и помещения.
Обеспеченность больничными койками на 10 тыс. человек населения составляет 41,8 единицы при нормативной потребности 85,5 единицы. Обеспеченность койками педиатрического профиля составляет 424 единицы на 10 тыс. человек населения, что на 33 процента ниже нормативного уровня.
В структуре коечного фонда лечебно-профилактических учреждений преобладают общепрофильные койки. Укомплектованность специализированными койками составляет 49 процентов фактической потребности.
Республиканская стоматологическая поликлиника, республиканская детская поликлиника, эндокринологический, кардиологический, онкологический, врачебно-физкультурный диспансеры, центр медицинской профилактики и медицинский информационно-аналитический центр размещены в арендуемых помещениях, которые не отвечают санитарным требованиям.
В Республике Ингушетия отсутствуют детские больницы и детские поликлиники.
В Республике Ингушетия имеется большое количество граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (далее - вынужденные переселенцы).
Наличие большого количества вынужденных переселенцев, не имеющих жилищных условий, соответствующих санитарным нормам, создает социальную напряженность в обществе, что, в свою очередь, препятствует созданию условий для ускорения экономического развития Республики.
Несбалансированность рынка труда является следствием утраты инженерно-технического кадрового потенциала, а также наличия свободной рабочей силы и отсутствия мест приложения труда.
Уровень зарегистрированной безработицы составляет 28,4 процента общего количества населения, при этом уровень фактической безработицы составляет 47,3 процента.
Анализ социально-экономического положения показывает, что развитие Республики Ингушетия без использования программно-целевого метода в условиях масштабности проблем невозможно, так как решение всего спектра проблем должно осуществляться в комплексе с учетом целевых показателей (индикаторов). Для обеспечения развития Республики Ингушетия необходимо комплексное решение назревших проблем, решить которые возможно в рамках Программы.
Решение проблемы осуществляется с учетом особенностей развития социальной и экономической сферы и подкрепляется расчетом бюджетных средств для реализации Программы.
Предлагается 2 варианта решения проблемы. Первый вариант предусматривает финансирование Программы в объеме 32242,6 млн. рублей, второй - 79000 млн. рублей.
Основные индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 2.
Распределение объема финансирования из федерального бюджета по основным направлениям Программы приведено в приложении N 3.
Суммарный объем финансирования Программы за счет всех источников по основным направлениям предусмотрен приложением N 4.
Основные проблемы решаются в рамках Программы с 2010 по 2016 год с объемом финансирования в размере 32242,6 млн. рублей.
Доля расходов на социальную сферу существенно превышает долю расходов на производственную сферу.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников не предусмотрено, так как этот вариант направлен на развитие прежде всего инженерной и социальной инфраструктуры. Кроме того, в настоящее время ситуация в Республике Ингушетия обусловлена высокими социальными и экономическими рисками развития предпринимательства, что приводит к уменьшению инвестиционной привлекательности региона и отсутствию возможности гарантированно привлекать внебюджетные источники в полном объеме.
При этом к 2016 году за счет указанного финансирования валовой региональный продукт возрастет в 2,8 раза, производство на 49 процентов, фактическое конечное потребление домашних хозяйств - в 2,06 раза. В ходе реализации Программы к 2017 году будет создано до 18000 рабочих мест.
Первый вариант позволит полностью решить проблему обустройства вынужденных переселенцев и обеспечит развитие базовых объектов производственного сектора.
Объем финансирования составляет 79000 млн. рублей. Доля расходов на производственную сферу (54 процента) превышает долю расходов на социальную сферу (43 процента).
В случае применения второго варианта решения проблемы валовой региональный продукт возрастет к 2016 году в 4,7 раза по сравнению с 2008 годом, производство - на 61 процент, фактическое конечное потребление домашних хозяйств - в 3,4 раза.
За счет реализации Программы будет создано 24000 рабочих мест.
Второй вариант решения проблемы позволит ускорить социально-экономическое развитие Республики Ингушетия.
Основным риском при осуществлении второго варианта решения проблемы является риск использования не в полной мере большого объема бюджетных средств, так как необходимо создать инфраструктурную базу и улучшить социальное положение Республики Ингушетия для дальнейшего привлечения финансовых средств, предусмотренных на развитие региона.
Реализация Программы предусматривается в 2010-2016 годах в один этап.
Целью Программы является стабилизация социально-экономического положения Республики Ингушетия, обеспечивающая в долгосрочной перспективе базис для устойчивого экономического роста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
В целях решения задачи по развитию жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и обеспечению жильем вынужденных переселенцев предусматривается реализация мероприятий по строительству инженерной инфраструктуры, систем энерго- и водоснабжения, а также по обеспечению жильем вынужденных переселенцев.