Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 ноября 2009 года N 492

Об утверждении Методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минэкономразвития России от 30 июня 2016 года N 423
____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.3833)

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Министр
Э.С.Набиуллина

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 30 ноября 2009 года N 492

     

Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 3 Правил разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.3833) (далее - Правила), в целях методического обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и представлению материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (далее - прогноз).

2. Прогноз на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается ежегодно на три года.

3. Прогноз разрабатывается в три этапа:

3.1. На первом этапе в соответствии с пунктом 5 Правил разрабатываются сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее - сценарные условия) и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее - основные параметры прогноза).

Этап разработки сценарных условий и основных параметров прогноза обеспечивает потребность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в информации о предполагаемой динамике развития экономики в целом, важнейших внешних и внутренних условиях, в которых предстоит разрабатывать прогноз, включая основные направления экономической политики и механизмы проведения экономических преобразований.

3.2. На втором этапе в соответствии с пунктами 22 и 23 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа сложившейся ситуации в экономике, тенденций ее развития, учитывая тенденции развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики, и в соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза разрабатывают прогнозы развития видов экономической деятельности секторов, сфер экономики и субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

3.3. На третьем этапе в соответствии с пунктами 33 и 34 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают уточненные варианты прогноза видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики и субъектов Российской Федерации на основании доведенных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по результатам рассмотрения его в Правительстве Российской Федерации.

4. Прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в нескольких вариантах по видам экономической деятельности.

II. Разработка показателей внешних и сопряженных с ними условий прогноза

5. Для прогнозирования основных параметров развития мировой экономики используются данные о темпах роста мировой экономики, курсах основных валют, мировых ценах на энергоносители.

Темпы роста мировой экономики, курсы основных мировых валют доллара США и евро на прогнозный период принимаются исходя из прогнозов международных финансовых организаций и иностранных государств.

Экспорт сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов прогнозируется в натуральном выражении по вариантам, различающимся возможностями нефте- и газодобычи, нефтепереработки, на основе разрабатываемых балансов топливно-энергетических ресурсов.

При прогнозировании мировых цен на нефть используются данные международных агентств и организаций, специализирующихся на мониторинге и прогнозе мировых цен на нефть (КЭРА, Международный валютный фонд, Управление энергетической информации США, Всемирный банк и другие). При прогнозировании, в качестве базовых, учитываются усредненные мировые цены марки "Urals" котировочных агентств. Расчетные контрактные цены на нефть в дальнее зарубежье и страны СНГ прогнозируются исходя из складывающихся в отчетном периоде соотношений мировых и средних контрактных цен.

Расчетные цены на природный газ в страны дальнего зарубежья определяются исходя из данных статистики внешней торговли, а также данных международных организаций. При определении прогнозных расчетных цен на природный газ в страны СНГ учитываются прогнозы ОАО "Газпром", а также договоренности и соглашения на межгосударственном уровне, тенденции и направления развития экономических связей с отдельными странами.

6. Прогнозирование внешнеэкономической деятельности российской экономики основывается на анализе имеющейся таможенной статистики, подготавливаемой Федеральной таможенной службой (экспорт - в ценах ФОБ, импорт - в ценах СИФ), показателей платежного баланса Российской Федерации, разрабатываемых Центральным банком Российской Федерации, и статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики, прогнозов развития материального производства Российской Федерации на соответствующий период, динамики спроса на внутренних и внешних рынках.

Для прогнозирования экспорта и импорта Российской Федерации по отдельным товарам или товарным группам используются: со странами дальнего зарубежья - данные таможенной статистики Федеральной таможенной службы, а со странами СНГ - данные таможенной статистики Федеральной Таможенной службы и данные Федеральной службы государственной статистики о внешней торговле с Республикой Белоруссия. При прогнозировании следует учитывать создание таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, введение в действие с 1 января 2010 года Единого таможенного тарифа, а также принятие единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза.

В экспорте и импорте выделяются 11 аналитических товарных групп в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России).

Массив статистических данных и прогнозных оценок экспорта и импорта формируется по вариантам: по товарным группам - в стоимостных показателях; по важнейшим товарам - в количественных и стоимостных показателях. Перечень важнейших товаров уточняется ежегодно при разработке сценарных условий функционирования экономики и определении основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Динамика развития внешней торговли оценивается на основе внешних и внутренних факторов, воздействующих на внешнеэкономические связи в прогнозируемый период (также учитываются принятые решения, договоренности и мероприятия по расширению экономического сотрудничества с зарубежными странами).

7. Прогноз динамики развития внешней торговли оценивается на основе внешних и внутренних факторов, воздействующих на внешнеэкономические связи в прогнозируемый период (также учитываются принятые решения, договоренности и мероприятия по расширению экономического сотрудничества с зарубежными странами).

Внешние факторы:

- темпы изменения мировой экономики;

- параметры спроса и предложения на зарубежных рынках;

- тенденции мировой конъюнктуры по основным товарным позициям и товарным группам российского экспорта и импорта;

- условия доступа на внешние рынки (присоединение к ВТО, формирование единого экономического пространства, расширение Евросоюза, интеграционные процессы в СНГ, двусторонний торгово-политический режим).

Внутренние факторы:

- параметры спроса и предложения на внутреннем рынке;

- конкурентоспособность отечественной продукции;

- государственная экономическая политика.

7.1. При прогнозе экспорта товаров по основным товарным группам учитываются, с одной стороны, производственные возможности выпуска продукции, доля экспорта в объеме отечественного производства и его возможные ограничения, в том числе со стороны роста внутреннего спроса, с другой стороны - состояние мировых рынков, на которых реализуется российский экспорт, уровень спроса и динамика мировых цен.

Прогноз экспорта охватывает следующие товарные позиции:

топливно-энергетические товары (нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь и др.);

металлы (руды и концентраты железные, черные металлы, трубы стальные, медь рафинированная, никель необработанный, алюминий необработанный и др.);

химическая продукция (удобрения, каучук синтетический и др.);

лесобумажные товары (лесоматериалы обработанные и необработанные, фанера клееная, целлюлоза древесная, бумага и картон и др.);

продовольствие (зерновые, рыба и рыбопродукты и др.);

машины и оборудование (энергосиловое, транспортное и др.).

7.2. Прогноз импорта товаров разрабатывается по основным товарным группам с выделением налогооблагаемого импорта в целом (без выделения групп).

Импорт прогнозируется, учитывая возможности отечественного производства для внутреннего рынка, динамику реального эффективного курса рубля и исходя из динамики трех видов внутреннего спроса:

- потребительского;

- инвестиционного;

- спроса на промежуточную продукцию (сырья, материалов, комплектующих).

Прогноз импорта товаров охватывает следующие товарные позиции:

- продовольствие (зерновые, мясо, изделия из мяса, рыба и рыбная продукция, молоко и молочные продукты, кофе, чай, масла растительные, сахар-сырец, сахар белый и др.);

промышленное сырье и материалы (руды и концентраты алюминиевые, черные металлы и изделия из них и др.);

- химическая продукция (лекарственные средства, химические средства защиты растений и др.);

- потребительские товары, кроме позиции "машины и оборудование" (одежда, обувь, ткани, волокно хлопковое, мебель и др.);

- машины и оборудование (электроника, транспортное оборудование и др.).

В течение года из-за изменения базовых условий (мировых цен, оценок добычи и производства газа, нефти, нефтепродуктов, валютного курса, статистических данных об экспорте и импорте товаров) Минэкономразвития России выполняются расчеты по корректировке основных показателей внешнеэкономической деятельности.

III. Прогноз ценовых показателей

8. В состав прогноза социально-экономического развития Российской Федерации включены ценовые показатели, характеризующие систему цен в стране:

а) индекс потребительских цен (инфляция);

б) предельные параметры роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;

в) индексы цен производителей (ИЦП) и индексы-дефляторы цен по важнейшим видам экономической деятельности.

При разработке прогноза ценовых показателей используется системный подход, т.е. все показатели взаимоувязаны между собой, а расчеты выполняются как последовательно, так и параллельно.

9. Основным показателем, характеризующим динамику инфляционных процессов на потребительском рынке, является индекс потребительских цен (ИПЦ). Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. При вычислении индекса учитываются товары и услуги, составляющие набор товаров и услуг (потребительскую корзину), приобретаемую типичным городским семейным хозяйством. Данный показатель носит целевой характер и входит в состав сценарных условий для формирования вариантов развития экономики на кратко- и среднесрочный периоды.

Основной модельный инструментарий прогноза инфляции разработан на основе метода эконометрического оценивания, при этом наряду с регрессионными моделями используются другие методики, в том числе ВАР, скользящие регрессии, разложение вариаций (модель приведена в приложении).

Исходными данными для построения модели и проведения прогнозных расчетов служат ежемесячные/квартальные данные:

показатели отчетов Росстата и банковской статистики;

данные о повышении цен и регулируемых тарифов на продукцию естественных монополий (газ и грузовые железнодорожные перевозки, на электроэнергию) (данные с 1999 года прогнозов социально-экономического развития, рассчитываемые Минэкономразвития России на основе данных ФСТ России и Росстата);

варианты изменения цен и тарифов в среднем для всех категорий потребителей на продукцию естественных монополий на прогнозируемый период;

варианты параметров денежной политики, номинального обменного курса рубля;

варианты динамики реальных денежных доходов населения, номинального ВВП по годам, рассчитываемые при построении основных параметров прогноза социально-экономического развития.

Весомым каналом, транслирующим рост регулируемых тарифов в индекс потребительских цен, является динамика цен на платные услуги населению: тарифы на теплоэнергию, отдельные услуги связи, пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, а также городским пассажирским транспортом, регулируемые местными органами власти.

В процессе анализа исследуется и прогнозируется структура ИПЦ, которые, в свою очередь, подразделяются на группы товаров, на которые регулируются и нерегулируются цены. При этом оцениваются сезонные колебания в динамике цен и структуре инфляции, в том числе зависимых от внешних факторов и колебаний обменного курса, и проектируемых мер по регулированию отдельных товарных рынков.

Для оценки вклада роста цен составляющих ИПЦ на последующие периоды прогнозируется структура потребительских расходов населения по годам: расходы населения за базовый период пересчитываются с учетом проектируемых динамики цен на основные товарные группы и прогноза изменений в структуре расходов населения на период прогноза в зависимости от роста реальных доходов населения (по эластичности спроса на продовольственные и непродовольственные товары и платные услуги населения).

Прогноз ценовых показателей основывается на сценарных условиях прогноза социально-экономического развития России, анализе целей, задач и мер макроэкономической, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, денежных доходов населения, мер структурной политики и других мер на прогнозируемый и за предшествующие периоды; анализе факторов, определивших систему цен в предшествующем периоде в целом и на основных товарных рынках, и уровня инфляции, темпов экономического роста; цен на основные товары экспорта/импорта мировых цен на нефть, внутренних цен на товары и услуги естественных монополий и др. Процесс прогнозирования имеет циклический характер. Спецификация моделей, используемых при прогнозировании инфляции, корректируется по мере обновления и поступления новой статистической информации, уточнения параметров тарифной политики, политики денежных доходов населения, определения и уточнения целевых макроэкономических и других показателей, оказывающих влияние на инфляцию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»