ПРИКАЗ
от 30 ноября 2009 года N 492
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минэкономразвития России от 30 июня 2016 года N 423
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.3833)
приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Министр
Э.С.Набиуллина
Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 3 Правил разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.3833) (далее - Правила), в целях методического обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и представлению материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (далее - прогноз).
2. Прогноз на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается ежегодно на три года.
3. Прогноз разрабатывается в три этапа:
3.1. На первом этапе в соответствии с пунктом 5 Правил разрабатываются сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее - сценарные условия) и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее - основные параметры прогноза).
Этап разработки сценарных условий и основных параметров прогноза обеспечивает потребность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в информации о предполагаемой динамике развития экономики в целом, важнейших внешних и внутренних условиях, в которых предстоит разрабатывать прогноз, включая основные направления экономической политики и механизмы проведения экономических преобразований.
3.2. На втором этапе в соответствии с пунктами 22 и 23 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа сложившейся ситуации в экономике, тенденций ее развития, учитывая тенденции развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики, и в соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза разрабатывают прогнозы развития видов экономической деятельности секторов, сфер экономики и субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
3.3. На третьем этапе в соответствии с пунктами 33 и 34 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают уточненные варианты прогноза видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики и субъектов Российской Федерации на основании доведенных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по результатам рассмотрения его в Правительстве Российской Федерации.
4. Прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в нескольких вариантах по видам экономической деятельности.
5. Для прогнозирования основных параметров развития мировой экономики используются данные о темпах роста мировой экономики, курсах основных валют, мировых ценах на энергоносители.
Темпы роста мировой экономики, курсы основных мировых валют доллара США и евро на прогнозный период принимаются исходя из прогнозов международных финансовых организаций и иностранных государств.
Экспорт сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов прогнозируется в натуральном выражении по вариантам, различающимся возможностями нефте- и газодобычи, нефтепереработки, на основе разрабатываемых балансов топливно-энергетических ресурсов.
При прогнозировании мировых цен на нефть используются данные международных агентств и организаций, специализирующихся на мониторинге и прогнозе мировых цен на нефть (КЭРА, Международный валютный фонд, Управление энергетической информации США, Всемирный банк и другие). При прогнозировании, в качестве базовых, учитываются усредненные мировые цены марки "Urals" котировочных агентств. Расчетные контрактные цены на нефть в дальнее зарубежье и страны СНГ прогнозируются исходя из складывающихся в отчетном периоде соотношений мировых и средних контрактных цен.
Расчетные цены на природный газ в страны дальнего зарубежья определяются исходя из данных статистики внешней торговли, а также данных международных организаций. При определении прогнозных расчетных цен на природный газ в страны СНГ учитываются прогнозы ОАО "Газпром", а также договоренности и соглашения на межгосударственном уровне, тенденции и направления развития экономических связей с отдельными странами.
6. Прогнозирование внешнеэкономической деятельности российской экономики основывается на анализе имеющейся таможенной статистики, подготавливаемой Федеральной таможенной службой (экспорт - в ценах ФОБ, импорт - в ценах СИФ), показателей платежного баланса Российской Федерации, разрабатываемых Центральным банком Российской Федерации, и статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики, прогнозов развития материального производства Российской Федерации на соответствующий период, динамики спроса на внутренних и внешних рынках.
Для прогнозирования экспорта и импорта Российской Федерации по отдельным товарам или товарным группам используются: со странами дальнего зарубежья - данные таможенной статистики Федеральной таможенной службы, а со странами СНГ - данные таможенной статистики Федеральной Таможенной службы и данные Федеральной службы государственной статистики о внешней торговле с Республикой Белоруссия. При прогнозировании следует учитывать создание таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, введение в действие с 1 января 2010 года Единого таможенного тарифа, а также принятие единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза.
В экспорте и импорте выделяются 11 аналитических товарных групп в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России).
Массив статистических данных и прогнозных оценок экспорта и импорта формируется по вариантам: по товарным группам - в стоимостных показателях; по важнейшим товарам - в количественных и стоимостных показателях. Перечень важнейших товаров уточняется ежегодно при разработке сценарных условий функционирования экономики и определении основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Динамика развития внешней торговли оценивается на основе внешних и внутренних факторов, воздействующих на внешнеэкономические связи в прогнозируемый период (также учитываются принятые решения, договоренности и мероприятия по расширению экономического сотрудничества с зарубежными странами).
7. Прогноз динамики развития внешней торговли оценивается на основе внешних и внутренних факторов, воздействующих на внешнеэкономические связи в прогнозируемый период (также учитываются принятые решения, договоренности и мероприятия по расширению экономического сотрудничества с зарубежными странами).
Внешние факторы:
- темпы изменения мировой экономики;
- параметры спроса и предложения на зарубежных рынках;
- тенденции мировой конъюнктуры по основным товарным позициям и товарным группам российского экспорта и импорта;
- условия доступа на внешние рынки (присоединение к ВТО, формирование единого экономического пространства, расширение Евросоюза, интеграционные процессы в СНГ, двусторонний торгово-политический режим).
Внутренние факторы:
- параметры спроса и предложения на внутреннем рынке;
- конкурентоспособность отечественной продукции;
- государственная экономическая политика.
7.1. При прогнозе экспорта товаров по основным товарным группам учитываются, с одной стороны, производственные возможности выпуска продукции, доля экспорта в объеме отечественного производства и его возможные ограничения, в том числе со стороны роста внутреннего спроса, с другой стороны - состояние мировых рынков, на которых реализуется российский экспорт, уровень спроса и динамика мировых цен.
Прогноз экспорта охватывает следующие товарные позиции:
топливно-энергетические товары (нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь и др.);
металлы (руды и концентраты железные, черные металлы, трубы стальные, медь рафинированная, никель необработанный, алюминий необработанный и др.);
химическая продукция (удобрения, каучук синтетический и др.);
лесобумажные товары (лесоматериалы обработанные и необработанные, фанера клееная, целлюлоза древесная, бумага и картон и др.);
продовольствие (зерновые, рыба и рыбопродукты и др.);
машины и оборудование (энергосиловое, транспортное и др.).
7.2. Прогноз импорта товаров разрабатывается по основным товарным группам с выделением налогооблагаемого импорта в целом (без выделения групп).
Импорт прогнозируется, учитывая возможности отечественного производства для внутреннего рынка, динамику реального эффективного курса рубля и исходя из динамики трех видов внутреннего спроса:
- потребительского;
- инвестиционного;
- спроса на промежуточную продукцию (сырья, материалов, комплектующих).
Прогноз импорта товаров охватывает следующие товарные позиции:
- продовольствие (зерновые, мясо, изделия из мяса, рыба и рыбная продукция, молоко и молочные продукты, кофе, чай, масла растительные, сахар-сырец, сахар белый и др.);
промышленное сырье и материалы (руды и концентраты алюминиевые, черные металлы и изделия из них и др.);
- химическая продукция (лекарственные средства, химические средства защиты растений и др.);
- потребительские товары, кроме позиции "машины и оборудование" (одежда, обувь, ткани, волокно хлопковое, мебель и др.);
- машины и оборудование (электроника, транспортное оборудование и др.).
В течение года из-за изменения базовых условий (мировых цен, оценок добычи и производства газа, нефти, нефтепродуктов, валютного курса, статистических данных об экспорте и импорте товаров) Минэкономразвития России выполняются расчеты по корректировке основных показателей внешнеэкономической деятельности.
8. В состав прогноза социально-экономического развития Российской Федерации включены ценовые показатели, характеризующие систему цен в стране:
а) индекс потребительских цен (инфляция);
б) предельные параметры роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;
в) индексы цен производителей (ИЦП) и индексы-дефляторы цен по важнейшим видам экономической деятельности.
При разработке прогноза ценовых показателей используется системный подход, т.е. все показатели взаимоувязаны между собой, а расчеты выполняются как последовательно, так и параллельно.
9. Основным показателем, характеризующим динамику инфляционных процессов на потребительском рынке, является индекс потребительских цен (ИПЦ). Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. При вычислении индекса учитываются товары и услуги, составляющие набор товаров и услуг (потребительскую корзину), приобретаемую типичным городским семейным хозяйством. Данный показатель носит целевой характер и входит в состав сценарных условий для формирования вариантов развития экономики на кратко- и среднесрочный периоды.
Основной модельный инструментарий прогноза инфляции разработан на основе метода эконометрического оценивания, при этом наряду с регрессионными моделями используются другие методики, в том числе ВАР, скользящие регрессии, разложение вариаций (модель приведена в приложении).
Исходными данными для построения модели и проведения прогнозных расчетов служат ежемесячные/квартальные данные:
показатели отчетов Росстата и банковской статистики;
данные о повышении цен и регулируемых тарифов на продукцию естественных монополий (газ и грузовые железнодорожные перевозки, на электроэнергию) (данные с 1999 года прогнозов социально-экономического развития, рассчитываемые Минэкономразвития России на основе данных ФСТ России и Росстата);
варианты изменения цен и тарифов в среднем для всех категорий потребителей на продукцию естественных монополий на прогнозируемый период;
варианты параметров денежной политики, номинального обменного курса рубля;
варианты динамики реальных денежных доходов населения, номинального ВВП по годам, рассчитываемые при построении основных параметров прогноза социально-экономического развития.
Весомым каналом, транслирующим рост регулируемых тарифов в индекс потребительских цен, является динамика цен на платные услуги населению: тарифы на теплоэнергию, отдельные услуги связи, пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, а также городским пассажирским транспортом, регулируемые местными органами власти.
В процессе анализа исследуется и прогнозируется структура ИПЦ, которые, в свою очередь, подразделяются на группы товаров, на которые регулируются и нерегулируются цены. При этом оцениваются сезонные колебания в динамике цен и структуре инфляции, в том числе зависимых от внешних факторов и колебаний обменного курса, и проектируемых мер по регулированию отдельных товарных рынков.
Для оценки вклада роста цен составляющих ИПЦ на последующие периоды прогнозируется структура потребительских расходов населения по годам: расходы населения за базовый период пересчитываются с учетом проектируемых динамики цен на основные товарные группы и прогноза изменений в структуре расходов населения на период прогноза в зависимости от роста реальных доходов населения (по эластичности спроса на продовольственные и непродовольственные товары и платные услуги населения).
Прогноз ценовых показателей основывается на сценарных условиях прогноза социально-экономического развития России, анализе целей, задач и мер макроэкономической, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, денежных доходов населения, мер структурной политики и других мер на прогнозируемый и за предшествующие периоды; анализе факторов, определивших систему цен в предшествующем периоде в целом и на основных товарных рынках, и уровня инфляции, темпов экономического роста; цен на основные товары экспорта/импорта мировых цен на нефть, внутренних цен на товары и услуги естественных монополий и др. Процесс прогнозирования имеет циклический характер. Спецификация моделей, используемых при прогнозировании инфляции, корректируется по мере обновления и поступления новой статистической информации, уточнения параметров тарифной политики, политики денежных доходов населения, определения и уточнения целевых макроэкономических и других показателей, оказывающих влияние на инфляцию.