МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 июня 2016 года N 423

Об утверждении Методических рекомендаций по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 года N 492


В соответствии с пунктом 4 Правил разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6598),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации* по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 года N 492 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период".


Министр
А.В.Улюкаев

     

     

     

     
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 30 июня 2016 года N 423



Методические рекомендации по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 4 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), в целях методического обеспечения деятельности участников стратегического планирования по подготовке и представлению материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (далее - прогноз).

2. Прогноз разрабатывается ежегодно на очередной финансовый год и плановый период Минэкономразвития России совместно с участниками разработки прогноза на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования (далее - участники разработки прогноза).

3. Прогноз разрабатывается в трех основных вариантах - базовом, консервативном и целевом:

базовый вариант среднесрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов;

консервативный вариант прогноза разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;

целевой вариант среднесрочного прогноза основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.

4. Процесс разработки прогноза включает в себя два этапа:

1) На первом этапе разрабатываются сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее - сценарные условия) и основные параметры прогноза.

2) На втором этапе на основе вариантов прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития, а также иных материалов, необходимых для разработки соответствующих разделов прогноза, подготовленных участниками стратегического планирования на основе сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза, одобренных Правительством Российской Федерации, разрабатывается прогноз.

     

     

II. Основные принципы и положения разработки среднесрочного прогноза

5. Прогноз базируется на исходных условиях и гипотезах, используемых как вероятностные и уточняемые в процессе разработки и реализации прогноза.

Прогноз рекомендуется разрабатывать в форме числовой модели в виде системы таблиц, отражающих последовательное развитие (трансформацию) состояния экономики под воздействием внутренних процессов, внешних и внутренних факторов и принимаемых решений, а также обоснование этих изменений.

6. В исходные условия рекомендуется включать две группы показателей:

1) Первая группа состоит из показателей, в наименьшей степени зависимых от решений, принимаемых в области экономической и социальной политики, и включает следующие внешние и внутренние условия:

цены на нефть марки "Юралс" (мировые);

цены на природный газ; темпы роста мировой экономики;

курс евро к доллару США; курс доллара США к рублю (среднегодовой);

индекс реального эффективного обменного курса рубля;

численность населения (в среднегодовом исчислении);

численность населения трудоспособного возраста;

численность населения старше трудоспособного возраста.

Первая группа также может дополняться иными показателями, которые формируются как реакция экономики на внешние условия, но с учетом действия таких внутренних факторов, как:

объем добычи нефти и природного газа;

экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и природного газа и другие.

2) Вторая группа показателей в существенной степени зависит от принимаемых решений в области экономической и социальной политики, в том числе от:

прогноза инфляции на конец года и в среднем за год;

предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора;

государственных капитальных вложений.

7. Рекомендуется последовательно уточнять исходные условия и основные показатели прогноза по мере их разработки и балансировки как на этапе разработки сценарных условий, так и на этапе формирования прогноза, а также осуществлять детализацию прогноза в разрезе видов экономической деятельности, основных продуктов и товарных групп.

Уровень рабочей детализации определяется требованиями обоснования принятых для разработки показателей прогноза.

8. Обоснованность прогноза в целом и его показателей может определяться:

репрезентативностью (надежностью и полнотой) используемой статистической информации (как ретроспективной, так и текущей), ее методической сопоставимостью и однородностью;

применением современных методов экономического анализа и прогнозирования динамических рядов и их взаимосвязей, выявления тенденций, отклонений от них, циклических, сезонных и случайных составляющих;

осуществлением факторного обоснования динамики показателей с использованием системы структурно-балансовых и эконометрических моделей разного уровня;

обоснованием возможного повышения эффективности использования ресурсов вследствие научно-технического прогресса и организационно-структурных мер политики;

обоснованным использованием экспертных оценок, методов сопоставлений и аналогий;

верификацией используемых методов на основе ретроспективного прогноза.

9. При прогнозировании рекомендуется применять балансовый принцип, который определяет не только использование совмещенного подхода от спроса и от производственных возможностей, но и построение системы балансов, охватывающих все разрезы экономики: производство и использование продукции, затраты и выпуск, формирование ресурсов (трудовых, капитальных, материальных, энергетических, финансовых) и их использование, формирование доходов, их распределение, перераспределение и конечное использование.

Основные балансы могут быть представлены в Системе национальных счетов (СНС-2008), а также в ряде сопутствующих и обосновывающих балансов, в том числе в системе таблиц "затраты-выпуск".

10. Разработка прогноза предполагает расширение использования вероятностного подхода, учитывающего возможные изменения условий под влиянием плохо прогнозируемых факторов, внешних шоков, анализ рисков и последствий принимаемых решений.

Прогноз совмещает использование принципа инерционности (инвариантности имманентных параметров) с принципом эволюции (возможного изменения определяющих параметров под влиянием действия активных факторов, шоков и принимаемых решений). Но эти изменения должны быть соответствующим образом обоснованы, прежде всего технологическими и структурно-организационными решениями.

Использование целевых установок, в том числе в целевом варианте развития, рекомендуется обосновывать не только с точки зрения формируемых целей развития, но также с точки зрения путей их достижения и необходимых для этого ресурсов с учетом возможной их эффективности.

11. Рекомендуется разрабатывать среднесрочный прогноз на 3-летний период с более детальной проработкой годового периода, включающей последовательное расширение квартального режима прогнозирования.

Сбалансированная квартальная проработка может осуществляться по определяющим (избранным) показателям прогноза.

     

     

III. Разработка сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза

12. Сценарные условия и основные параметры среднесрочного прогноза разрабатываются на основе сведений, представляемых в Минэкономразвития России участниками разработки прогноза в соответствии с пунктами 18-33 Правил.

13. При подготовке сценарных условий рекомендуется формировать варианты социально-экономического развития с их предварительными макроэкономическими оценками на основе определения влияния факторов, а также внешних и внутренних условий экономического роста с оценкой их количественных изменений.

14. Разработку сценарных условий и основных параметров прогноза рекомендуется осуществлять в 2 этапа:

1) В рамках первого (аналитического) этапа на базе статистической информации ретроспективного периода проводится анализ основных тенденций, факторов и проблем социально-экономического развития Российской Федерации, а также осуществляется поиск вариантов решений указанных проблем, на основании которых разрабатываются гипотезы и параметры прогноза.

Анализ основных тенденций, факторов и проблем социально-экономического развития Российской Федерации, а также поиск вариантов решений указанных проблем рекомендуется осуществлять посредством:

а) исследования динамических рядов статистических показателей, выделения в них трендовых, циклических и сезонных компонент;

б) исследования компонент, определяемых различными факторами развития, в том числе конъюнктурными, экстенсивными и интенсивными.

2) В рамках второго этапа с целью предварительной балансировки сценариев развития и параметров сценарных условий рекомендуется осуществлять проработку сценарных условий и макроэкономического прогноза экономического развития в квартальном и годовом режиме.

15. Рекомендуется при разработке сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза также учитывать:

а) данные о прогнозных показателях (индикаторах) государственных программ Российской Федерации и соответствующих им объемах финансирования государственных программ Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

б) данные об объеме бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на реализацию федеральных целевых программ, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и на приобретение объектов недвижимого имущества, не включенных в федеральные целевые программы, планируемых к включению (включенных) в федеральную адресную инвестиционную программу.

16. Сценарные условия содержат наиболее вероятные внешние и внутренние условия и характеристики социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие целям социально-экономического развития на среднесрочный период, и включают прогнозные показатели, определенные пунктом 16 Правил.

В составе внешних и сопряженных с ними условий рекомендуется сформировать гипотезы по следующим показателям:

мировые цены на энергоносители;

темпы роста мировой экономики;

экспорт нефти, нефтепродуктов и газа;

возможный приток (отток) капитала;

условия для заимствований и импорта технологий.

Разработку основных показателей вероятного развития мировой экономики и определяющих его важнейших стран и экономических центров (США, Европейский союз с выделением основных стран, Япония, Китай, Индия, Бразилия, СНГ за исключением России) рекомендуется осуществлять на основе обобщения прогноза международных экономических и финансовых организаций и иностранных государств и на основе составления консенсус-прогноза.

Траекторию мировых цен на нефть рекомендуется формировать на основе прогнозов мировых энергетических агентств с учетом принципа консервативности.

Цены на газ рекомендуется прогнозировать на основе лаговой зависимости от динамики цен на нефть (нефтепродукты) с поправочным коэффициентом, учитывающим условия поставок российского газа.

Объем экспорта рекомендуется прогнозировать по агрегированным товарным группам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с учетом мирового спроса, экспортного потенциала и оценки внутренних нужд. Экспортные цены рекомендуется определять с учетом прогнозируемых цен на нефть и состояния рынков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»