ПРИКАЗ
от 30 июня 2016 года N 423
Об утверждении Методических рекомендаций по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 года N 492
В соответствии с пунктом 4 Правил разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6598),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации* по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 года N 492 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период".
Министр
А.В.Улюкаев
Методические рекомендации по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 4 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), в целях методического обеспечения деятельности участников стратегического планирования по подготовке и представлению материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (далее - прогноз).
2. Прогноз разрабатывается ежегодно на очередной финансовый год и плановый период Минэкономразвития России совместно с участниками разработки прогноза на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования (далее - участники разработки прогноза).
3. Прогноз разрабатывается в трех основных вариантах - базовом, консервативном и целевом:
базовый вариант среднесрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов;
консервативный вариант прогноза разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
целевой вариант среднесрочного прогноза основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.
4. Процесс разработки прогноза включает в себя два этапа:
1) На первом этапе разрабатываются сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее - сценарные условия) и основные параметры прогноза.
2) На втором этапе на основе вариантов прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития, а также иных материалов, необходимых для разработки соответствующих разделов прогноза, подготовленных участниками стратегического планирования на основе сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза, одобренных Правительством Российской Федерации, разрабатывается прогноз.
5. Прогноз базируется на исходных условиях и гипотезах, используемых как вероятностные и уточняемые в процессе разработки и реализации прогноза.
Прогноз рекомендуется разрабатывать в форме числовой модели в виде системы таблиц, отражающих последовательное развитие (трансформацию) состояния экономики под воздействием внутренних процессов, внешних и внутренних факторов и принимаемых решений, а также обоснование этих изменений.
6. В исходные условия рекомендуется включать две группы показателей:
1) Первая группа состоит из показателей, в наименьшей степени зависимых от решений, принимаемых в области экономической и социальной политики, и включает следующие внешние и внутренние условия:
цены на нефть марки "Юралс" (мировые);
цены на природный газ; темпы роста мировой экономики;
курс евро к доллару США; курс доллара США к рублю (среднегодовой);
индекс реального эффективного обменного курса рубля;
численность населения (в среднегодовом исчислении);
численность населения трудоспособного возраста;
численность населения старше трудоспособного возраста.
Первая группа также может дополняться иными показателями, которые формируются как реакция экономики на внешние условия, но с учетом действия таких внутренних факторов, как:
объем добычи нефти и природного газа;
экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и природного газа и другие.
2) Вторая группа показателей в существенной степени зависит от принимаемых решений в области экономической и социальной политики, в том числе от:
прогноза инфляции на конец года и в среднем за год;
предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора;
государственных капитальных вложений.
7. Рекомендуется последовательно уточнять исходные условия и основные показатели прогноза по мере их разработки и балансировки как на этапе разработки сценарных условий, так и на этапе формирования прогноза, а также осуществлять детализацию прогноза в разрезе видов экономической деятельности, основных продуктов и товарных групп.
Уровень рабочей детализации определяется требованиями обоснования принятых для разработки показателей прогноза.
8. Обоснованность прогноза в целом и его показателей может определяться:
репрезентативностью (надежностью и полнотой) используемой статистической информации (как ретроспективной, так и текущей), ее методической сопоставимостью и однородностью;
применением современных методов экономического анализа и прогнозирования динамических рядов и их взаимосвязей, выявления тенденций, отклонений от них, циклических, сезонных и случайных составляющих;
осуществлением факторного обоснования динамики показателей с использованием системы структурно-балансовых и эконометрических моделей разного уровня;
обоснованием возможного повышения эффективности использования ресурсов вследствие научно-технического прогресса и организационно-структурных мер политики;
обоснованным использованием экспертных оценок, методов сопоставлений и аналогий;
верификацией используемых методов на основе ретроспективного прогноза.
9. При прогнозировании рекомендуется применять балансовый принцип, который определяет не только использование совмещенного подхода от спроса и от производственных возможностей, но и построение системы балансов, охватывающих все разрезы экономики: производство и использование продукции, затраты и выпуск, формирование ресурсов (трудовых, капитальных, материальных, энергетических, финансовых) и их использование, формирование доходов, их распределение, перераспределение и конечное использование.
Основные балансы могут быть представлены в Системе национальных счетов (СНС-2008), а также в ряде сопутствующих и обосновывающих балансов, в том числе в системе таблиц "затраты-выпуск".
10. Разработка прогноза предполагает расширение использования вероятностного подхода, учитывающего возможные изменения условий под влиянием плохо прогнозируемых факторов, внешних шоков, анализ рисков и последствий принимаемых решений.
Прогноз совмещает использование принципа инерционности (инвариантности имманентных параметров) с принципом эволюции (возможного изменения определяющих параметров под влиянием действия активных факторов, шоков и принимаемых решений). Но эти изменения должны быть соответствующим образом обоснованы, прежде всего технологическими и структурно-организационными решениями.
Использование целевых установок, в том числе в целевом варианте развития, рекомендуется обосновывать не только с точки зрения формируемых целей развития, но также с точки зрения путей их достижения и необходимых для этого ресурсов с учетом возможной их эффективности.
11. Рекомендуется разрабатывать среднесрочный прогноз на 3-летний период с более детальной проработкой годового периода, включающей последовательное расширение квартального режима прогнозирования.
Сбалансированная квартальная проработка может осуществляться по определяющим (избранным) показателям прогноза.
12. Сценарные условия и основные параметры среднесрочного прогноза разрабатываются на основе сведений, представляемых в Минэкономразвития России участниками разработки прогноза в соответствии с пунктами 18-33 Правил.
13. При подготовке сценарных условий рекомендуется формировать варианты социально-экономического развития с их предварительными макроэкономическими оценками на основе определения влияния факторов, а также внешних и внутренних условий экономического роста с оценкой их количественных изменений.
14. Разработку сценарных условий и основных параметров прогноза рекомендуется осуществлять в 2 этапа:
1) В рамках первого (аналитического) этапа на базе статистической информации ретроспективного периода проводится анализ основных тенденций, факторов и проблем социально-экономического развития Российской Федерации, а также осуществляется поиск вариантов решений указанных проблем, на основании которых разрабатываются гипотезы и параметры прогноза.
Анализ основных тенденций, факторов и проблем социально-экономического развития Российской Федерации, а также поиск вариантов решений указанных проблем рекомендуется осуществлять посредством:
а) исследования динамических рядов статистических показателей, выделения в них трендовых, циклических и сезонных компонент;
б) исследования компонент, определяемых различными факторами развития, в том числе конъюнктурными, экстенсивными и интенсивными.
2) В рамках второго этапа с целью предварительной балансировки сценариев развития и параметров сценарных условий рекомендуется осуществлять проработку сценарных условий и макроэкономического прогноза экономического развития в квартальном и годовом режиме.
15. Рекомендуется при разработке сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза также учитывать:
а) данные о прогнозных показателях (индикаторах) государственных программ Российской Федерации и соответствующих им объемах финансирования государственных программ Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
б) данные об объеме бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на реализацию федеральных целевых программ, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и на приобретение объектов недвижимого имущества, не включенных в федеральные целевые программы, планируемых к включению (включенных) в федеральную адресную инвестиционную программу.
16. Сценарные условия содержат наиболее вероятные внешние и внутренние условия и характеристики социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие целям социально-экономического развития на среднесрочный период, и включают прогнозные показатели, определенные пунктом 16 Правил.
В составе внешних и сопряженных с ними условий рекомендуется сформировать гипотезы по следующим показателям:
мировые цены на энергоносители;
темпы роста мировой экономики;
экспорт нефти, нефтепродуктов и газа;
возможный приток (отток) капитала;
условия для заимствований и импорта технологий.
Разработку основных показателей вероятного развития мировой экономики и определяющих его важнейших стран и экономических центров (США, Европейский союз с выделением основных стран, Япония, Китай, Индия, Бразилия, СНГ за исключением России) рекомендуется осуществлять на основе обобщения прогноза международных экономических и финансовых организаций и иностранных государств и на основе составления консенсус-прогноза.
Траекторию мировых цен на нефть рекомендуется формировать на основе прогнозов мировых энергетических агентств с учетом принципа консервативности.
Цены на газ рекомендуется прогнозировать на основе лаговой зависимости от динамики цен на нефть (нефтепродукты) с поправочным коэффициентом, учитывающим условия поставок российского газа.
Объем экспорта рекомендуется прогнозировать по агрегированным товарным группам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с учетом мирового спроса, экспортного потенциала и оценки внутренних нужд. Экспортные цены рекомендуется определять с учетом прогнозируемых цен на нефть и состояния рынков.