ПРИКАЗ
от 31 июля 2014 года N ММВ-7-6/398@
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" правовых актов ФНС России, регулирующих представление отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, и в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2014 N ММВ-7-6/307@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения "Система юридически значимого электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и других документов в электронном виде"
приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи согласно приложению к настоящему приказу (далее - Методические рекомендации).
2. Управлению информатизации (Т.В.Матвеева), ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б.Безруков) в установленном порядке доработать программные средства, реализующие представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
3. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам:
3.1. В трехдневный срок с даты издания настоящего приказа обеспечить доведение Методических рекомендаций до всех участников информационного взаимодействия в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (территориальных налоговых органов, региональных операторов электронного документооборота, налогоплательщиков).
3.2. Обеспечить исполнение Методических рекомендаций.
4. Ввести в действие Методические рекомендации с 01.08.2014.
5. Признать утратившими силу с 01.09.2014:
- приказ ФНС России от 06.04.2010 N ММ-7-6/173@ "О пилотном проекте по реализации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи без специализированного оператора связи налогоплательщиками, состоящими на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам".
6. При заключении договоров с операторами электронного документооборота согласно приложению N 2 к приказу ФНС России от 27.12.2013 N ММВ-7-6/658@ "О внесении изменений в приказы ФНС России", сертификат соответствия программного обеспечения оператора электронного документооборота требованиям нормативных правовых актов ФНС России, выданный на основании приказа ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", считать действительным до окончания его срока действия.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы А.С.Петрушина.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин
Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи
1.1. Настоящие Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)".
1.2. Методические рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с использованием электронной подписи (далее - ЭП), соответствующей требованиям, установленным в системе юридически значимого электронного документооборота Федеральной налоговой службы при представлении налоговых деклараций (расчетов) и иных документов в электронной форме (далее - Система), по ТКС, перечень функций и периодичность их выполнения для каждого участника информационного взаимодействия (налогоплательщики (представители), налоговые органы, операторы электронного документооборота (далее - ЭДО)), которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах, а также рекомендации по:
временным характеристикам выполнения функций;
программным продуктам, применяемым участниками информационного взаимодействия при электронном документообороте в части программного модуля, осуществляющего контроль представленных налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами (далее - налогоплательщики) документов на соответствие требованиям, установленным законодательством о налогах и сборах;
взаимодействию при нештатных ситуациях.
1.3. Средства криптографической защиты информации, используемые участниками информационного взаимодействия, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы с аналогичными средствами, используемыми ФНС России.
1.4. В процессе электронного документооборота кроме направления налоговых деклараций (расчетов) участники информационного взаимодействия обмениваются также следующими технологическими электронными документами:
информационным сообщением о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формируемым уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа в электронной форме (далее - информационное сообщение о представительстве);
квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме (далее - квитанция о приеме), формируемой налоговым органом, подтверждающей факт приема представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета);
уведомлением об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме, формируемым налоговым органом, подтверждающим факт отказа в приеме представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) с указанием причин отказа (далее - уведомление об отказе);
извещением о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), формируемым налоговым органом для налогоплательщика (представителя), подтверждающий факт переноса данных представленной налоговой декларации (расчета) в информационные ресурсы налогового органа (далее - извещение о вводе);
подтверждением даты отправки, формируемым оператором ЭДО или налоговым органом, содержащим данные о дате и времени отправки налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС (далее - подтверждение даты отправки);
уведомлением об уточнении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, формируемым налоговым органом, подтверждающим факт приема налоговой декларации (расчета), содержащей ошибки, с указанием таких ошибок, а также содержащий сообщение о необходимости представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (далее - уведомление об уточнении);
а также следующими технологическими электронными сообщениями:
извещением о получении, формируемым получателем для отправителя, информирующее отправителя о получении электронного документа (далее - извещение о получении);
сообщением об ошибке, формируемым получателем для отправителя, информирующим отправителя о получении электронного документа, содержащего ошибки, или о невозможности его расшифровывания (далее - сообщение об ошибке).
1.5. Документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронной форме по ТКС, принимаются налоговым органом только по декларациям (расчетам), в отношении которых сформирована квитанция о приеме.
1.6. Информационное взаимодействие налогового органа с налогоплательщиком в электронной форме по ТКС осуществляется, если налогоплательщик или лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - представитель), зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота в соответствии с требованиями Системы.
1.7. Информационное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика через оператора ЭДО осуществляется в зашифрованном виде за исключением направления подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке.
Документы шифруются отправителем для получателя. В рамках централизованной Системы документы шифруются в адрес межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (далее - приемный комплекс федерального уровня).
В случае невозможности расшифровать поступивший электронный документ, получатель формирует открытое сообщение адресату-отправителю с описанием выявленной ошибки (сообщение об ошибке).
1.8. Информационное взаимодействие в электронной форме по ТКС с налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших (далее - крупнейшие налогоплательщики) (представители) осуществляется налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (далее - ИФНС по месту учета КН). Налоговые органы по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика, месту нахождения его обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (далее - ИФНС по месту нахождения) взаимодействуют с крупнейшим налогоплательщиком через ИФНС по месту учета КН в соответствии с порядком, приведенным в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.
1.9. Участники информационного взаимодействия обеспечивают хранение электронных документов в электронной форме в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также Методическими рекомендациями.
1.10. Программно-аппаратные средства налогового органа и оператора ЭДО, обеспечивающие электронный документооборот, должны функционировать круглосуточно. Временные характеристики выполнения функций (2 часа, 4 часа) в пунктах 2.3, 2.5, 2.7, 2.8, 2.9, 2.11, 2.13, 2.14, 2.16, 2.19, 2.20, 2.22 Методических рекомендаций и пунктах 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 2.9, 2.10, 2.11 приложения N 2 к Методическим рекомендациям действуют при автоматическом функционировании приемного комплекса налогового органа.
1.11. При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающим право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия.
1.12. Документы, направляемые в налоговые органы, подписываются электронной подписью должностных лиц налогоплательщика (представителя) и оператора ЭДО, чьи полномочия установлены (подтверждены) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документы, направляемые налоговым органом, подписываются с использованием средств электронной подписи, применяющихся для автоматического создания электронных подписей в Системе.
1.13. Перечень проверок, осуществляемых приемным и программным комплексами, для направления квитанции о приеме приведен в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.
1.14. При направлении налогоплательщику (представителю) квитанции о приеме декларации (расчета), также направляется ЭП налогового органа, которой заверена поступившая от налогоплательщика декларация (расчет).
1.15. В рамках централизованной Системы взаимодействие операторов ЭДО с налоговыми органами осуществляется через приемный комплекс федерального уровня, который формирует извещение о получении электронных документов налоговыми органами, подписывает своей ЭП и направляет налогоплательщикам и операторам ЭДО.
Приемный комплекс федерального уровня осуществляет проверки согласно разделу 1 приложения N 1 к Методическим рекомендациям, а также взаимодействие с налоговыми органами по обмену электронными документами и подписанию электронных документов ЭП налогового органа согласно Методическим рекомендациям.
1.16. Электронный документооборот по приему налоговым органом налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период от налогоплательщика (представителя) завершается в полном объеме при получении налогоплательщиком от налогового органа квитанции о приеме и извещения о вводе.
2.1. Получаемая налоговым органом налоговая декларация (расчет) формируется в электронной форме в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения и подписывается ЭП налогоплательщика. Сформированная и подписанная налоговая декларация (расчет) и документы шифруются для налогового органа и направляются оператору ЭДО.
2.2. В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве.
2.3. При получении оператором ЭДО от налогоплательщика (представителя) для передачи в налоговый орган электронного документа (документов) программным обеспечением оператора ЭДО, в течение двух часов выполняется следующая последовательность действий:
фиксируется дата отправки электронного документа (документов);
формируется подтверждение даты отправки электронного документа (документов) и подписывается ЭП оператора ЭДО;
подтверждение даты отправки электронного документа (документов) и ЭП оператора ЭДО направляются налогоплательщику (представителю);
формируется набор логически связанных электронных документов и электронных подписей, а также сопутствующая транспортная информация, объединенные в один файл в соответствии с требованиями, установленными в Системе (далее - транспортный контейнер), содержащий подписанный ЭП налогоплательщика (представителя) зашифрованный электронный документ (документы) и подписанное ЭП оператора ЭДО подтверждение даты отправки электронного документа (документов), и направляется в налоговый орган;
сохраняется подписанное ЭП оператора ЭДО подтверждение даты отправки электронного документа (документов).
2.4. Программным обеспечением оператора ЭДО при получении от налогоплательщика (представителя) извещения о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов), подписанного ЭП налогоплательщика (представителя), проверяется подлинность ЭП налогоплательщика (представителя) и указанное извещение сохраняется.
2.5. Налоговым органом не позднее четырех часов с момента получения электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), осуществляет контроль на его соответствие положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям. Для документа (документов), соответствующего (соответствующих) указанным положениям, с помощью приемного комплекса налоговый орган выполняет следующую последовательность действий:
формирует извещение о получении электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) и подписывает своей ЭП;
формирует транспортный контейнер, содержащий подписанное ЭП налогового органа извещение о получении электронного документа (документов) и отправляет налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО;
проверяет подлинность ЭП оператора ЭДО, которой подписано подтверждение даты отправки;
формирует извещение о получении подтверждения даты отправки и подписывает своей ЭП;