Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2008 года N 10

О федеральной целевой программе "Юг России (2008-2013 годы)" *

(с изменениями на 25 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 423 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 09.06.2008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1031 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 16.02.2009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 09.08.2010, ст.4322);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1093 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 10.01.2011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 948 (Собрание законодательства Российской Федерации, N  48, 28.11.2011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 955 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 01.10.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1356 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 24.12.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 418 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.05.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2013 года N 764 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.09.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 1247 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013).

____________________________________________________________________

________________     

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию.

               

В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, повышения благосостояния и качества жизни населения Правительство Российской Федерации (преамбула в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию)

    
постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Юг России (2008-2013 годы)" (далее - Программа) (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1031 - см. предыдущую редакцию).

     

 Председатель Правительства
Российской Федерации

     В.Зубков

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 января 2008 года N 10

     
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЮГ РОССИИ (2008-2013 годы)" *

(с изменениями на 25 декабря 2013 года)

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию.

     

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЮГ РОССИИ (2008-2013 годы)" *

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию.

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Юг России (2008-2013 годы)"

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию)

Основание для разработки Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 года N 754-р

Государственные заказчики Программы

-

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное дорожное агентство, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 423; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1031; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 955; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 418. - См. предыдущую редакцию)     

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации

Основной разработчик Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации

Цели и задачи Программы

-

основной целью Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, обеспечивающее сокращение их отставания от среднероссийского уровня.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики региона (на федеральном, региональном и местном уровнях);

развитие стратегически приоритетных направлений на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов  (туристско-рекреационный комплекс, промышленный и агропромышленный комплексы), обеспечивающих высокие темпы экономического роста, увеличение доходов населения;

повышение доступности и качества социальной инфраструктуры на региональном и местном уровнях;

повышение занятости населения

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 955. - См. предыдущую редакцию)

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

размер денежных доходов на душу населения;

размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы;

объем валового регионального продукта;

прирост промышленного производства;

прирост объема производства мяса и птицы;

размер доходов консолидированного бюджета на душу населения;

объем инвестиций в основной капитал;

уровень безработицы;

численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах численности всего населения;

количество отдыхающих;

строительство и реконструкция учреждений здравоохранения;

строительство и реконструкция образовательных учреждений;

строительство газопроводов;

строительство и реконструкция объектов водоснабжения;

строительство и реконструкция канализационных сетей и очистных сооружений

Сроки и этапы реализации Программы

-

2008-2013 годы

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники финансирования Программы

-

общая сумма затрат на 2008-2013 годы составляет 147525,1 млн.рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

 

50252,9 млн.рублей из федерального бюджета, из них:


капитальные вложения - 50252,9 млн.рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 10755,5 млн.рублей;


внебюджетные источники - 86516,7 млн.рублей

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1093; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 948; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 955; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1356; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2013 года N 764; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 1247. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

сокращение отставания субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, по основным макроэкономическим показателям от среднероссийского уровня;

повышение финансового самообеспечения субъектов Российской Федерации и уровня жизни населения;

снижение социальной напряженности в регионе.

Реализация Программы позволит:

сократить уровень бедности в субъектах Российской Федерации, приблизить уровень доходов их населения к среднероссийскому уровню. Денежные доходы населения к 2014 году увеличатся в 2,4 раза по сравнению с уровнем 2006 года;

повысить уровень занятости населения.

В среднем уровень зарегистрированной безработицы уменьшится на 11,6 процентных пункта;

увеличить объем валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в 2,1 раза по сравнению с объемом валового регионального продукта в 2006 году;

увеличить уровень бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральные округа, повысить налоговую базу муниципальных бюджетов, сократить уровень дотирования из бюджетов вышестоящих уровней. Уровень доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, на душу населения к 2014 году увеличится в 2,1 раза по сравнению с уровнем 2006 года;

обеспечить рост инвестиций в основной капитал к 2014 году в 2,6 раза по сравнению с уровнем 2006 года

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 948; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 955. - См. предыдущую редакцию)

     

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.
Анализ социально-экономического развития регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов*

_________________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию.

               

Площадь территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов составляет 591,3 тыс.кв.км (3,5 процента территории России), в том числе Южного федерального округа - 420,9 тыс.кв.км, Северо-Кавказского федерального округа -170,4 тыс.кв.км. Численность постоянно проживающего на территории региона населения на 1 января 2009 года составила 22,9 млн. человек (16 процентов численности населения России), в том числе Южного федерального округа - 13,7 млн. человек, Северо-Кавказского федерального округа - 9,2 млн. человек. Территория республик, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, составляет 171,2 тыс.кв.км (29 процентов общей территории округов), в том числе Южного федерального округа - 82,5 тыс.кв.км (19,6 процента общей территории округа), Северо-Кавказского федерального округа - 73,1 тыс.кв.км (42,9 процента общей территории округа). Численность населения, проживающего в республиках, - 6 млн. человек (27,7 процента общей численности населения округов)* (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

________________

* Здесь и далее приводятся данные по республикам, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, без данных по Чеченской Республике, государственная поддержка которой из федерального бюджета осуществляется в рамках отдельной федеральной целевой программы (сноска в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).


По плотности населения Северо-Кавказский федеральный округ (54 человека на 1 кв.км) находится на 1-м месте, Южный федеральный округ (32,6 человека на 1 кв.км) - на 3-м месте. При этом плотность населения в Республике Ингушетия составляет 108,6 человек на 1 кв.км, Республике Северная Осетия - Алания - 88,8, Кабардино-Балкарской Республике - 72,1, Республике Адыгея - 58,8, Республике Дагестан - 51,2, Карачаево-Черкесской Республике - 31,2, Республике Калмыкия - 3,8, Ставропольском крае - 42,1.

(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 955. - См. предыдущую редакцию)


Территория Южного и Северо-Кавказского федеральных округов имеет выход к Азовскому, Черному и Каспийскому морям. На территории региона размещены 15 портов, протекают две крупнейшие реки России - Дон и Волга, объединенные в единую гидросистему Цимлянским водохранилищем и Волго-Донским судоходным каналом имени В.И.Ленина (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

Длина сухопутных границ региона составляет 2657,7 км, морских - 1370,4 км (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

Регион характеризуется плотной сетью железных и автомобильных дорог, трубопроводов, речных и морских путей.

Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного и экологического туризма, в том числе в предгорных и горных зонах Северного Кавказа.

Валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, в 2006 году составил 1690,6 млрд.рублей или 7,4 процента валового внутреннего продукта. По этому показателю среди федеральных округов регион занимает последнее место (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

Вклад субъектов Российской Федерации в формирование валового регионального продукта и его отраслевая структура крайне неоднородны. Это обусловлено неравномерным размещением производительных сил, различной площадью и численностью населения по регионам. Почти 84 процента валового регионального продукта приходится на долю 5 субъектов Российской Федерации (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

В то же время доля республик, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в валовом региональном продукте округов незначительна: Республика Ингушетия - 0,5 процента, Республика Адыгея - 1 процент, Республика Калмыкия - 1 процент, Карачаево-Черкесская Республика - 1,3 процента, Республика Северная Осетия - Алания - 2,4 процента, Кабардино-Балкарская Республика - 2,9 процента, Республика Дагестан - 6,9 процента (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

В 2006 году среди республик, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, максимальный темп роста валового регионального продукта по отношению к уровню 2005 года отмечен в Республике Дагестан (112,1 процента) и Карачаево-Черкесской Республике (112 процентов) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

В Республике Ингушетия наметилась тенденция к значительному снижению темпа роста валового регионального продукта. Если в 2003 году этот показатель по Республике Ингушетия составлял по отношению к предыдущему периоду 105,4 процента, то в 2006 году темп роста по этому показателю составил 100,9 процента.

Снижение темпов роста валового регионального продукта также отмечается в Республике Калмыкия.

По итогам за 2006 год по объему валового регионального продукта на душу населения регион находится на последнем месте, составляя менее половины среднероссийского значения (74,2 тыс.рублей при среднероссийском 160,7 тыс.рублей), при этом этот показатель в Республике Ингушетия ниже среднероссийского уровня в 9 раз (17,8 тыс.рублей на человека), в Республике Адыгея - в 4,5 раза, в других республиках - в 3-4 раза (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

Рост промышленного производства в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах в 2003 году по отношению к предыдущему периоду составил 103,8 процента (по Российской Федерации - 108,9 процента), в 2006 году - 110,8 процента (по Российской Федерации - 103,9 процента). Следует отметить существенный рост промышленного производства в Республике Адыгея (117,6 процента), Республике Дагестан (112,5 процента), Карачаево-Черкесской Республике (114,8 процента), Ставропольском крае (104,9 процента).

(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 955. - См. предыдущую редакцию)

В Республике Калмыкия и Республике Ингушетия темп роста промышленного производства имеет устойчивую тенденцию к снижению. Также следует отметить снижение темпов роста промышленности в 2006 году в Республике Северная Осетия - Алания (2005 год - 110,5 процента, 2006 год - 83,6 процента) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

Темп роста производства продукции сельского хозяйства в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах имеет положительную динамику и составил в 2006 году 101,7 процента (в Российской Федерации - 102,8 процента), хотя и замедлился по сравнению с 2005 годом. Во всех республиках, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, за исключением Республики Ингушетия и Кабардино-Балкарской Республики, темпы роста производства продукции сельского хозяйства были выше, чем в целом по региону. В Республике Ингушетия этот показатель в 2005-2006 годах не превысил 100 процентов (2005 год - 91,9 процента, 2006 год - 98,4 процента). В Ставропольском крае темп роста объемов сельскохозяйственной продукции в 2010 году составил 103,4 процента. В 2011 году рост объемов производства продукции растениеводства составил 120,2 процента, животноводства - 105,9 процента.

(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 955. - См. предыдущую редакцию)

Темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах в 2003-2005 годах был ниже среднероссийского показателя, в 2006 году темп роста инвестиций в основной капитал превысил среднероссийский показатель и составил 114,8 процента (по Российской Федерации - 113,7 процента). При этом темпы роста по субъектам Российской Федерации, входящим в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, значительно отличаются. В Республике Дагестан темп роста составил 123 процента, Республике Калмыкия - 116,9 процента, Карачаево-Черкесской Республике - 116,7 процента. В Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Адыгея темп роста инвестиций в основной капитал сократился и составил соответственно 83,3 процента, 97,1 процента и 98 процентов уровня 2005 года. В Республике Северная Осетия - Алания этот показатель сохранился на уровне 2005 года (100,4 процента) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

Наибольший объем инвестиций в основной капитал приходится на Краснодарский край (объем годовых инвестиций составляет 148,8 млрд.рублей или 34,9 процента всех инвестиций Южного и Северо-Кавказского федеральных округов) и Ростовскую область (90,6 млрд.рублей или 21,2 процента), далее следуют Ставропольский край (9,7 процента), Республика Дагестан (9,3 процента), Волгоградская область (8,1 процента) и Астраханская область (6,7 процента). Вклад других республик, входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, колеблется от 0,8 процента по Республике Ингушетия до 1,9 процента по Карачаево-Черкесской Республике (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

Структура инвестиционных ресурсов различается по субъектам Российской Федерации, входящим в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Так, например, за счет средств федерального бюджета формируется 69,5 процента всего объема инвестиций Республики Ингушетия и только 6,6 процента - Волгоградской области (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

Общий объем иностранных инвестиций в 2006 году по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам составил 1259,1 млн.долларов США, что составляет 2,3 процента общего объема инвестиций по Российской Федерации. По данному показателю регион с большим отставанием от других федеральных округов занимает последнее место в России. При этом в масштабах региона 59,6 процента иностранных инвестиций за рассматриваемый период поступило в экономику Краснодарского края, 31 процент - в Ростовскую область. Из республик, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, иностранные инвестиции в объеме 2,76 млн.долларов США поступили только в Республику Адыгея (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

В настоящее время республики, входящие в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, обладают низкой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено сложившимися представлениями о высоких экономических и социальных рисках на Северном Кавказе, а также недостаточной развитостью инженерной и социальной инфраструктур, наличием административных барьеров, дефицитом квалифицированных кадров (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).

Уровень безработицы по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам является самым высоким в Российской Федерации. Особенно остро этот вопрос стоит в республиках Северного Кавказа. По ситуации, сложившейся на рынке труда, самыми неблагополучными являются Республика Ингушетия (общая численность безработных составляет 56,3 процента общей численности экономически активного населения), Республика Дагестан (22,6 процента), Кабардино-Балкарская Республика (23,2 процента), Республика Калмыкия (13,5 процента), Карачаево-Черкесская Республика (21,8 процента), Республика Адыгея (11,1 процента) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 561 - см. предыдущую редакцию).