СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 1990 года N 1238
О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 14 апреля 2012 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 28 марта 2012 года N 245
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящее постановление применяется в части, не противоречащей действующему законодательству. См. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Совет Министров СССР отмечает, что состояние работы в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, не отвечает современным требованиям. Многие из этих учреждений размещены в приспособленных зданиях, в которых нередко отсутствуют специальное оборудование, мебель, мастерские для трудового обучения, необходимые средства коррекции.
Сложившаяся система воспитания, обучения и содержания детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, организация их лечения и реабилитации, культурно-бытовое и торговое обслуживание, а также подготовка к самостоятельной жизни и труду требуют дальнейшего совершенствования, более активного участия советских, хозяйственных органов и общественных организаций в решении этих вопросов.
Со стороны органов здравоохранения и народного образования, а также Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР и Академии педагогических наук СССР необходимы более глубокий подход к изучению причин роста числа детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, принятие действенных мер по предупреждению заболеваний, вызывающих у детей аномалии в развитии.
В целях дальнейшею совершенствования деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, Совет Министров СССР постановляет:
1. Министерству финансов СССР предусмотреть в проекте союзного бюджета на 1991 год средства для реализации общесоюзных мероприятий, направленных на улучшение воспитания, обучения и материального обеспечения детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях (специальных домах ребенка, специальных детских садах, специальных яслях-садах (яслях), специальных детских домах и детских домах-интернатах, специальных школах-интернатах (школах), специальных группах профессионально-технических училищ, профессионально-технических училищах-интернатах и техникумах-интернатах).
2. Рекомендовать правительствам союзных республик:
а) предусмотреть в проектах бюджетов союзных республик выделение средств на цели, предусмотренные в пункте 1 настоящего Постановления;
б) рассмотреть в 1991 году состояние материальной базы каждого специального учебно-воспитательного учреждения, провести их инвентаризацию, предусмотрев при необходимости ремонт или реконструкцию, материально-техническое обеспечение, особенно оснащение специальным инвентарем, оборудованием и средствами коррекции;
в) установить организациям-заказчикам и организациям-подрядчикам государственный заказ на ввод в действие специальных учебно-воспитательных учреждений;
г) обеспечить до 1995 года каждое специальное интернатное учреждение необходимым автотранспортом, в том числе санитарным автомобилем и автобусом;
д) завершить в 1991 - 1992 годах отвод земельных участков для организации подсобных хозяйств при специальных учебно-воспитательных учреждениях и создать необходимые условия для их деятельности в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 5 января 1984 г. N 25 "Об общеобразовательных школах-интернатах, детских домах и других интернатных учреждениях" (СП СССР, 1984, N 5, ст. 26);
е) определить мероприятия, обеспечивающие своевременное устройство детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии и нуждающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, в специальные детские сады, ясли-сады (ясли), детские дома, детские дома-интернаты, школы-интернаты (школы), училища-интернаты, техникумы-интернаты и группы профессионально-технических училищ в соответствии с заключениями и рекомендациями психолого-медико-педагогических консультаций о типе учреждения, необходимом для оздоровления таких детей, их воспитания и обучения, а также создание в соответствии со статьей 36 Закона СССР "О предприятиях в СССР" рабочих мест на предприятиях для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений;
ж) предусматривать задания министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям по производству и поставке специальным учебно-воспитательным учреждениям тифлотехнических, бытовых, информационных и производственных средств, аппаратов, учебного оборудования и мебели в качестве поставок для государственных нужд, обеспечивая выделение средств на эти цели. Установить льготы по налогообложению для предприятий, выпускающих такие виды продукции, в пределах сумм, поступающих в соответствующий бюджет.
3. Возложить координацию работы по вопросам организационно-методического и учебно-воспитательного характера в специальных учебно-воспитательных учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности, на Государственный комитет СССР по народному образованию, а по вопросам профилактики заболеваний, оздоровления и реабилитации находящихся в них детей и подростков - на Министерство здравоохранения СССР.
4. Принять предложение Государственного комитета СССР по народному образованию и Министерства здравоохранения СССР, согласованное с Министерством финансов СССР, о создании начиная с 1991 года постоянно действующих межведомственных психолого-медико-педагогических консультаций из расчета одна консультация на 120 тыс. детей в возрасте до 18 лет.
Государственному комитету СССР по народному образованию, Министерству здравоохранения СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Министерством финансов СССР в 3-месячный срок разработать и утвердить примерное положение о психолого-медико-педагогической консультации и ее штаты.
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам с участием Государственного комитета СССР по народному образованию, Министерства финансов СССР, Министерства здравоохранения СССР и правительств союзных республик определить условия оплаты труда работников указанных консультаций.
5. Государственному комитету СССР по народному образованию:
а) осуществлять совместно с органами народного образования, здравоохранения и социального обеспечения союзных республик постоянный контроль за деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений, а также оказывать помощь в получении педагогическими кадрами дефектологического образования в системе очного и заочного обучения для полного укомплектования ими указанных учреждений;
б) обеспечивать с участием правительств союзных республик, Академии педагогических наук СССР и Государственного комитета СССР по печати специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, необходимыми учебными планами, программами, учебниками, дидактическим материалом, учебно-наглядными пособиями и художественной литературой, в том числе на родном языке. Повысить качество оформления учебников, особенно для детей с нарушением зрения. Организовать выпуск учебников и учебных пособий для детей с остаточным зрением по всему курсу учебных предметов средней общеобразовательной школы;
в) с участием Государственного комитета СССР по кинематографии, Союза кинематографистов СССР, Министерства здравоохранения СССР и Советского детского фонда имени В.И. Ленина обеспечивать начиная с 1991 года выпуск специальных короткометражных кинофильмов, видеофильмов и видеопрограмм, в том числе учебных, для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.
6. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения СССР, Государственного комитета СССР по народному образованию и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам о введении при необходимости в типовые штаты специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии:
а) должностей врачей и среднего медицинского персонала в специальных дошкольных учреждениях, детских домах и специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах).
Министерству здравоохранения СССР совместно с Государственным комитетом СССР по народному образованию разработать рекомендации по этому вопросу.
Распространить на врачей и средний медицинский персонал указанных учреждений условия оплаты труда, установленные для врачей и медицинских сестер соответствующих территориальных амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения;
б) ставки логопеда в детских домах-интернатах на 45 детей и в санаториях психоневрологического профиля на 15 детей;
в) дополнительно 1,5 ставки воспитателя на каждую группу детей в детских домах-интернатах;
г) должности психолога во всех типах специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии. Распространить на психологов этих учреждений условия оплаты труда, установленные для учителей специальных учебно-воспитательных учреждений.
7. Принять предложение Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, согласованное с Министерством финансов СССР, о повышении заработной платы на 25 процентов младшему медицинскому персоналу детских домов-интернатов за обслуживание больных детей, утративших способность к передвижению.
8. Установить, что ставки заработной платы воспитателям специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, выплачиваются за 25 часов воспитательской работы в неделю, а ставки заработной платы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в специальных дошкольных учреждениях - за 20 часов педагогической (преподавательской) работы в неделю.
9. Считать целесообразным исходя из местных условий и рекомендаций Государственного комитета СССР по народному образованию снизить с 1 сентября 1991 г. предельную наполняемость классов, воспитательных групп, групп продленного дня в специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах), детских домах и домах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классов и групп в профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях общего типа.
Государственному комитету СССР по народному образованию в месячный срок утвердить рекомендации по указанному вопросу.
10. Распространить на учащихся специальных общеобразовательных школ и специальных классов при общеобразовательных средних школах, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, денежную норму расходов на питание, предусмотренную пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 21 февраля 1990 г. N 195 "Об улучшении питания детей в интернатных учреждениях" (СП СССР, 1990, N 9, ст.46), на учащихся профессионально-технических училищ из числа подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, находящихся на полном государственном обеспечении, - нормы питания и денежную норму расходов на питание, предусмотренные подпунктом "а" пункта 27 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (СП СССР, 1987, N 42, ст. 137).
11. Повысить учащимся профессионально-технических училищ из числа подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, на 50 процентов стипендии, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 22 февраля 1988 г. N 263 "О материальном обеспечении учащихся средних профессионально-технических училищ".
12. Министерству здравоохранения СССР:
а) осуществить меры по выявлению у детей на ранней стадии заболевания отклонений в физическом или умственном развитии, оказанию им своевременной квалифицированной лечебно-консультативной помощи, шире привлекать к проведению этой работы специалистов медицинских и научно-исследовательских институтов;
б) обеспечить систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей в домах ребенка, детских садах, детских домах и школах-интернатах всех типов, проведение с детьми в полном объеме оздоровительных и реабилитационных мероприятий;
в) разработать в 3-месячный срок примерный перечень медицинского оборудования и медикаментов для оснащения специальных учебно-воспитательных учреждений.
Госплану СССР и Министерству финансов СССР выделять начиная с 1991 года Министерству здравоохранения СССР средства на приобретение специального оборудования и медикаментов, слуховых аппаратов с 2-годичным сроком пользования для детей дошкольного и школьного возраста с целью бесплатного двустороннего слухопротезирования, контактных линз и очков для бесплатного обеспечения слабовидящих детей и подростков, нуждающихся в коррекции зрения;
г) периодически уточнять перечень медицинских показаний в целях предоставления права на получение ежемесячного пособия более широкому кругу детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
д) совместно с Государственным комитетом СССР по народному образованию разработать в 6-месячный срок медицинские и психолого-педагогические критерии для диагностики различных нарушений в умственном развитии, а также комплекс мероприятий по профилактике и ранней диагностике аномалий в развитии детей.
13. Академии педагогических наук СССР создать в 1991 году лабораторию психолого-медико-педагогического консультирования и диагностики в пределах ассигнований и численности работников Академии педагогических наук СССР.
14. Государственному комитету СССР по физической культуре и спорту совместно с Государственным комитетом СССР по народному образованию и Министерством здравоохранения СССР обеспечить в 1991 году разработку и издание учебных программ, методических рекомендаций, пособий, а также изготовление необходимого оборудования для физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.
15. Государственному комитету СССР по статистике обеспечить с 1 января 1991 г. полный учет детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.
16. Государственному комитету СССР по народному образованию с участием Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Министерства здравоохранения СССР, Министерства финансов СССР, Министерства юстиции СССР и других заинтересованных министерств и ведомств СССР представить в месячный срок в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.
Председатель
Совета Министров СССР
Н.Рыжков
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Шкабардня
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка