Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального
обеспечения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации с 23 апреля 1998 года
на основании постановления Правительства Российской Федерации
от 30 марта 1998 года N 366

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров CCCР отмечают, что предусмотренные Партией и Правительством меры по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются медленно и неполно.

Не проявляется подлинной, душевной заботы о развитии личности этих детей, их индивидуальных способностей, гражданском становлении, обеспечении социального будущего.

Сложившаяся обстановка терпимости к имеющимся недостаткам в деле воспитания детей в семье, в работе детских интернатных учреждений тормозит искоренение причин, порождающих сиротство - явление, чуждое природе социалистического общества. Это приводит к равнодушию к судьбам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к безнаказанности лиц, пренебрегающих своими родительскими обязанностями и злоупотребляющих гуманностью советского законодательства.

Современные проблемы детей-сирот не стали предметом изучения и анализа партийных комитетов, исполкомов местных Советов народных депутатов, Министерства просвещения СССР, Министерства здравоохранения СССР, Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Министерства юстиции СССР, Министерства внутренних дел СССР, а также Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР и Академии медицинских наук СССР.

Государственные учреждения, правоохранительные органы, общественные организации и трудовые коллективы не полностью используют свои возможности в защите прав и интересов этой категории детей, крайне недостаточно ведут работу по укреплению семьи, повышению ответственности родителей за воспитание детей, подготовку их к жизни, труду.

Проблема общественного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вызывает озабоченности трудовых коллективов и общественности, не находит должного отражения в печати, других средствах массовой информации.

ЦК компартий и Советы Министров союзных республик, партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские органы не создают обстановки всеобщего внимания к работе домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, не принимают действенных мер к коренному улучшению воспитания и обучения находящихся в этих учреждениях детей, созданию надлежащих условий для их всестороннего развития, организации разумного досуга и медицинского обслуживания, не видят политической стороны этого вопроса, слабо используют идейно-нравственный потенциал советского общества в устранении причин, порождающих сиротство.

Из-за слабого контроля партийных, советских органов и прежде всего отделов народного образования и здравоохранения, серьезных упущений в подборе и воспитании кадров, низкой требовательности к ним в работе домов ребенка, детских домов и школ-интернатов имеют место позорные факты антипедагогических действий, ущемления достоинства детей, злоупотреблений, хищений, грубейших нарушений финансовой и трудовой дисциплины, санитарного режима.

Советы Министров союзных республик, Министерство торговли СССР, Центросоюз, Госснаб СССР, Министерство легкой промышленности СССР, Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР неудовлетворительно решают вопросы обеспечения детских учреждений качественными и в надлежащем ассортименте продуктами питания, добротной одеждой и обувью, мебелью, инвентарем, оборудованием, транспортными средствами, канцелярскими товарами и игрушками.

Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства, осуществляющие строительство домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, не обеспечивают своевременное освоение даже тех незначительных средств, которые выделяются на эти цели. Исполкомы местных Советов народных депутатов слабо объединяют усилия предприятий и организаций, трудовых коллективов, не используют их возможности для укрепления материально-технической базы этих детских учреждений.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Считать важнейшей задачей государственных органов и общественных организаций воспитание, обучение и материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание всех необходимых условий для их всестороннего и гармоничного развития, надежной защиты интересов таких детей, их профессиональной подготовки и гражданского становления на основе социальной справедливости, гарантированной социалистическим обществом.

ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ всемерно развивать и укреплять общественно-государственную систему воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кардинально изменить отношение к их нуждам и запросам, взять под строгий контроль работу детских интернатных учреждений, навести в них порядок, добиться качественных перемен в работе, создать обстановку всеобщего внимания и повседневной заботы об этих детях.

Повысить персональную ответственность руководителей органов просвещения и здравоохранения, профессионально-технического образования, учебных заведений, предприятий, организаций и учреждений за воспитание и обучение детей-сирот, обеспечение их социального будущего, не допускать формального, бюрократического отношения к их судьбам, проявления к ним черствости, бездушия, давать этим фактам принципиальную партийную оценку.

2. Создать Советский детский фонд имени В.И.Ленина - всесоюзную массовую организацию, объединяющую усилия отдельных граждан, трудовых коллективов, учреждений, общественных организаций и творческих союзов, призванную всемерно развивать ленинские традиции бережного, заботливого отношения к детям.

Считать главными задачами Фонда: оказание всесторонней помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям-инвалидам; координацию деятельности попечительских советов; повышение роли семьи в воспитании детей; усиление внимания общества к делу воспитания подрастающего поколения; контроль за соблюдением законодательства по вопросам защиты прав и интересов детей; объединение государственных, общественных средств и личных взносов граждан в целях создания дополнительных возможностей для укрепления материально-технической базы детских учреждений, организации досуга и всестороннего развития детей; активное привлечение деятелей науки, культуры и искусства к идейному, нравственному, эстетическому воспитанию подростков; пропаганду педагогических знаний среди широких кругов трудящихся; участие в международных акциях по оказанию помощи детям других стран, пострадавшим в результате войн, стихийных бедствий и эпидемий; содействие, развитию взаимопонимания, дружбы, доверия и международного сотрудничества детей в борьбе за мир.

3. Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Министерству здравоохранения СССР совместно с Советами Министров союзных республик с учетом специфики детских учреждений и учебных заведений определить конкретные меры по коренному улучшению воспитания находящихся в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, искоренению формализма и казенщины в организации их жизни, формированию у них высоких нравственных качеств и культуры поведения, коммунистических убеждений и советского патриотизма. Обеспечить единство воспитательного процесса в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах, добиваясь органической слаженности и преемственности в работе педагогических коллективов.

В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы сосредоточить усилия педагогических коллективов детских домов и школ-интернатов на постоянном совершенствовании учебно-воспитательного процесса, создавать необходимые условия для дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися, помогать им успешно овладевать знаниями, своевременно получать среднее образование.

4. Министерству просвещения СССР обеспечить организацию индивидуальной учебной работы с воспитанниками интернатных учреждений, усилить контроль за ее проведением.

Ввести с 1 сентября 1987 года в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

наполняемость классов и воспитательных групп для учащихся I-VIII (IX) классов - до 25 человек;

наполняемость классов и воспитательных групп для учащихся IX-Х (X-XI) классов - до 20 человек.

Установить, что общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуются в установленном порядке: в составе I-VIII (I-IX) классов - при наличии не менее 200 детей на одну школу-интернат и в составе I-Х (XI) классов - при наличии не менее 240 учащихся на одну школу-интернат.

5. Министерству просвещения СССР совместно с Советами Министров союзных республик рассмотреть вопрос о создании для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ряда региональных специализированных средних школ-интернатов с углубленным изучением отдельных учебных предметов, отраслей знаний, видов искусства и спорта в составе IX-Х (X-XI) классов.

6. Министерству просвещения СССР, Министерству здравоохранения СССР, министерствам просвещения и здравоохранения союзных республик, краевым, областным, городским и районным отделам народного образования и здравоохранения совместно с партийными и советскими органами обеспечить проведение в 1988 году аттестации всех директоров и заместителей директоров детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также главных врачей домов ребенка. Назначать на эти должности лучших специалистов, обладающих необходимой квалификацией и опытом работы, сохраняя за ними размер заработной платы по прежнему месту работы, если он был выше.

7. Министерству просвещения СССР совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР организовать начиная с 1988 года на базе педагогических институтов отделения по подготовке воспитателей для работы в детских домах и школах-интернатах.

Повышать роль учителей, воспитателей, всех работников детских интернатных учреждений в создании высоконравственной психологической обстановки в детских коллективах этих учреждений, установлении правильных этических взаимоотношений между воспитанниками и педагогами. Проявлять больше чуткости, отзывчивости и доброты к детям, внимания к их внутреннему миру и духовным запросам. Считать необходимым ввести в каждом детском доме, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должности психолога и музыкального руководителя, а в детских домах (кроме дошкольных) при наличии 5-7 групп - должность библиотекаря.

8. Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с другими министерствами и ведомствами СССР обеспечить улучшение внеклассной и внешкольной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов, полнее использовать имеющийся в стране и за рубежом опыт по организации общественного воспитания детей, оставшихся без родителей.

Совместно с ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, Министерством культуры СССР, Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту и Советами Министров союзных республик шире привлекать к этой работе общественность, передовиков производства, молодежь предприятий, учреждений и студентов вузов. Проводить всесоюзные, республиканские, краевые и областные смотры учебно-воспитательной, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имея в виду объединить усилия школ, учреждений культуры, творческих союзов, спортивных и других общественных организаций, трудовых коллективов, средств массовой информации в улучшении постановки всей работы с детьми в этих учреждениях.

9. В целях приобщения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к достижениям советского и зарубежного искусства, воспитания и развития у них музыкальных, художественных и других способностей и дарований Министерству культуры СССР, Государственному комитету СССР по кинематографии, Союзу писателей СССР, Союзу композиторов СССР, Союзу художников СССР, Союзу кинематографистов СССР, Союзу журналистов СССР и Союзу театральных деятелей СССР совместно с Министерством просвещения СССР, Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ систематически проводить в детских домах, школах-интернатах, средних профессионально-технических училищах концерты, выставки изобразительного и других видов искусства, творческие встречи с писателями, журналистами, поэтами, композиторами, художниками, театральными деятелями и артистами кино.

Художественному фонду СССР по согласованию с органами народного образования практиковать безвозмездную передачу домам ребенка, детским домам, школам-интернатам, средним профессионально-техническим училищам произведений изобразительного и прикладного искусства, выполненных советскими художниками.

10. Советам Министров союзных республик освободить от платы за обучение в спортивных, художественных и музыкальных школах, школах искусств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах и в средних профессионально-технических училищах. Создавать филиалы этих школ непосредственно в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

11. Установить для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах, школах-интернатах, средних профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях, единый билет, дающий право на бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений, бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме такси).

Министерству просвещения СССР,  Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и утвердить по согласованию с Министерством культуры СССР, Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту, Государственным комитетом СССР по кинематографии, ЦК ВЛКСМ и Советами Министров союзных республик соответствующие инструкции и образец единого билета.

12. ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ повысить ответственность профсоюзных и комсомольских организаций в деле воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в улучшении материально-бытовых условий их жизни, трудоустройстве, поступлении в вузы и другие учебные заведения.

Одобрить предложение ВЦСПС о создании в 1988-1989 годах в каждом детском доме и школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств профсоюзного бюджета детских (подростковых) клубов профсоюзов.

Принять предложение ЦК ВЛКСМ о ежегодном направлении по комсомольским путевкам в детские дома и школы-интернаты лучших комсомольцев для работы в качестве учителей, воспитателей и старших пионерских вожатых, а также о создании в этих учреждениях комсомольских педагогических отрядов для организации содержательного досуга детей, развития их технического и художественного творчества.

13. Министерству здравоохранения СССР коренным образом улучшить медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До 1 сентября 1988 года провести медицинские осмотры всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, семьях, а также обучающихся в вузах, средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах, поставить их на диспансерный учет, обеспечив в последующем постоянное медицинское наблюдение и своевременное лечение.

Увеличить с 1988 года в домах ребенка штатные нормативы медицинского, педагогического и обслуживающего персонала.

14. Министерству просвещения СССР, Министерству здравоохранения СССР и Советам Министров союзных республик создать в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физиотерапевтические и другие кабинеты для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, выделять для этих целей медикаменты, а также фонды на соответствующую аппаратуру и оборудование и обеспечивать их техническое обслуживание.

Принимать меры к своевременному переводу детей из домов ребенка в детские дома, школы-интернаты и дома-интернаты, не допускать содержания детей, находящихся в родственных отношениях, в разных учебно-воспитательных учреждениях.

Министерству здравоохранения СССР установить действенный медицинский контроль за организацией рационального питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их физического и гигиенического воспитания, а также за санитарным состоянием жилых помещений, столовых и пищеблоков в детских интернатных учреждениях.

Министерству просвещения СССР ввести с 1 сентября 1987 года в штаты детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: должность медицинской сестры для обеспечения круглосуточного дежурства; по 0,5 единицы должностей врача-стоматолога, медицинской сестры по физиотерапии и инструктора по лечебной физкультуре при количестве воспитанников до 200 человек; по 1 единице указанных должностей в этих учреждениях с количеством воспитанников свыше 200 человек.

15. Академии наук СССР совместно с Министерством просвещения СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Министерством здравоохранения СССР, Министерством юстиции СССР, Министерством внутренних дел СССР, Академией педагогических наук СССР и Академией медицинских наук СССР развернуть комплексные исследования по проблемам сиротства и его причин, укрепления семьи, осуществить разработку научно-методического обеспечения деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепить лабораторию воспитательной работы с такими детьми в Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР.

Провести опытно-экспериментальную работу по определению оптимального типа учреждения для воспитания, обучения и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от их рождения до начала трудовой деятельности.

Совету Министров РСФСР, Министерству просвещения СССР и Госстрою СССР разработать проект и осуществить в 1988-1992 годах строительство в одной из областей РСФСР опытного детского дома семейного типа. Госплану СССР предусмотреть выделение для этой цели необходимых капитальных вложений и материальных ресурсов.

16. Советам Министров союзных республик:

установить постоянный контроль за ходом строительства домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить в двенадцатой пятилетке ввод в действие этих учреждений в соответствии с установленными заданиями;

предусматривать в проектах годовых планов экономического и социального развития выделение отдельной строкой лимитов капитальных вложений на строительство домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также учреждений для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

17. Госплану СССР и Советам Министров союзных республик предусмотреть в плане экономического и социального развития на тринадцатую пятилетку государственные заказы, с распределением по союзным республикам, на строительство и ввод в эксплуатацию за счет государственных капитальных вложений домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имея в виду обеспечить размещение всех детских интернатных учреждений в благоустроенных помещениях, отвечающих современным требованиям.

18. Одобрительно отнестись к инициативе коллектива Кировского электромашиностроительного производственного объединения имени Лепсе о создании учебно-воспитательного комплекса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Совету Министров РСФСР, Министерству авиационной промышленности СССР, Министерству просвещения СССР, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами рассмотреть вопросы, связанные со строительством этого комплекса.

Рекомендовать трудовым коллективам производственных объединений и предприятий широко поддержать инициативу Кировского электромашиностроительного производственного объединения имени Лепсе о создании учебно-воспитательного комплекса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их трудовом обучении и общественном воспитании, направляя на эти цели часть средств фонда социального развития, а также имеющиеся в их распоряжении материально-технические ресурсы.

19. Партийным комитетам, исполкомам местных Советов народных депутатов, министерствам и ведомствам, хозяйственным руководителям обеспечить более активное участие предприятий, объединений и организаций в шефстве над домами ребенка, детскими домами и школами-интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом предприятиям, объединениям и организациям в установленном порядке:

осуществлять за счет собственных средств строительство, реконструкцию, ремонт и хозяйственное обслуживание домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать и оборудовать в детских домах и школах-интернатах учебные цехи, участки, кабинеты, лаборатории в качестве структурных подразделений этих предприятий, объединений и организаций и выделять квалифицированных рабочих и специалистов для трудового обучения и профессиональной ориентации воспитанников;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»