Действующий

Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (с изменениями на 10 июня 2024 года)

Таблица 1  

     
Нормы наполнения вагонов-цистерн для перевозок газов

Номер
ООН

Наименование газа

Максимально
допустимая норма
наполнения, кг/л

1005

Аммиак безводный

0,53

1010

Бутадиены стабилизированные

0,50-0,59

1011

Бутан

0,51

1012

Бутилен

0,50-0,55

1017

Хлор

1,25

1018

Хлордифторметан (газ рефрижераторный R22)

1,03

1028

Дихлордифторметан (газ рефрижераторный R12)

1,15

1032

Диметиламин безводный

0,59

1033

Эфир диметиловый

0,58

1036

Этиламин

0,61

1037

Этилхлорид

0,80

1038

Этилен охлажденный жидкий

+

1040

Этилена оксид

0,78

1055

Изобутилен

0,52

1061

Метиламин безводный

0,58

1063

Метилхлорид (газ рефрижераторный R40)

0,81

1073

Кислород охлажденный жидкий

+, ++

(Строка в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Протоколом СЖТ СНГ от 16 октября 2019 года N 71. - См. предыдущую редакцию)

1077

Пропилен

0,43

1078

Пропеллент УФ-1

+++

1079

Серы диоксид

1,23

1083

Триметиламин безводный

0,56

1086

Винилхлорид стабилизированный

0,81

1858

Гексафторпропилен (газ рефрижераторный R1216)

1,11

1951

Аргон охлажденный жидкий

+, ++

(Строка в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Протоколом СЖТ СНГ от 16 октября 2019 года N 71. - См. предыдущую редакцию)

1959

Дифторэтилен (газ рефрижераторный R1132а)

0,77

1965

Фракция нормального бутана

0,51

1965

Фракция широкая легких углеводородов (ШФЛУ)

+++

1965

Фракция бутан-бутиленовая

+++

1965

Фракция пропан-бутан-пентановая

+++

1965

Фракция пропан-бутановая

+++

1965

Фракция бутилен-амиленовая

+++

1965

Фракция изобутан-изобутиленовая

+++

1965

Фракция пропан-пропиленовая

+++

1965

Фракция бутилен-изобутиленовая

+++

1965

Фракция бутилен-бутадиеновая

+++

1965

Фракция изобутановая

0,49

1965

Бензин газовый нестабильный

0,42

1969

Изобутан

0,49

1972

Метан охлажденный жидкий

+

(Строка дополнительно включена с 1 января 2020 года Протоколом СЖТ СНГ от 16 октября 2019 года N 71)

1977

Азот охлажденный жидкий

+, ++

(Строка в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Протоколом СЖТ СНГ от 16 октября 2019 года N 71. - См. предыдущую редакцию)

1978

Пропан

0,42

2035

Трифторэтан (газ рефрижераторный R143a)

0,79

2187

Углерода диоксид охлажденный жидкий

+, ++

(Строка в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Протоколом СЖТ СНГ от 16 октября 2019 года N 71. - См. предыдущую редакцию)

2517

Хлордифторэтан (газ рефрижераторный R142b)

0,99

2599

Трифторхлорметана и фтороформа азеотропная смесь (газ рефрижераторный R503)

0,66

3157

Оксид

+, ++

(Строка в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Протоколом СЖТ СНГ от 16 октября 2019 года N 71. - См. предыдущую редакцию)

3161

Винил

+

3163

Инерген

+++

Примечание:

+ - для газов, отмеченных данным знаком, степень наполнения должна быть ниже уровня, при котором в случае, если температура содержимого достигла бы величины, когда давление паров равно давлению срабатывания предохранительного клапана, объем жидкости составил бы 95% вместимости цистерны при данной температуре;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Протоколом СЖТ СНГ от 16 октября 2019 года N 71. - См. предыдущую редакцию)


++ - для газов, отмеченных данным знаком, степень наполнения должна быть не более 98% вместимости цистерны при температуре и давлении наполнения (с открытым газосбросом);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Протоколом СЖТ СНГ от 16 октября 2019 года N 71. - См. предыдущую редакцию)

+++ - для газов, отмеченных данным знаком, степень наполнения должна составлять не более 0,95 х плотность жидкой фазы при 50°С, кг/л.

4.1.10. При наполнении вагона-цистерны должны быть приняты меры для исключения выхода газа в атмосферу.

4.1.11. После наполнения с котла вагона-цистерны для сжиженных газов должны быть сняты манометр с трубкой и трехходовой кран. На отверстие для манометра необходимо поставить заглушку на резьбе.

С вагонов-цистерн для хлора, а также для других газов в случае перевозки их в сопровождении проводников манометр не снимается. Манометр и другие контрольно-измерительные приборы не снимаются также с вагонов-цистерн, оборудованных запирающимся арматурным шкафом, в котором размещены эти приборы.

4.1.12. После наполнения вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом, дверь шкафа должна быть закрыта на ключ и опломбирована пломбой грузоотправителя. Наружные двери арматурного шкафа запирают на ключ, а ушки дверей стягивают закруткой из проволоки диаметром 4-6 мм, после чего грузоотправитель должен опломбировать двери.

4.1.13. Вагоны-цистерны для сжиженных газов, как в груженом, так и в порожнем состоянии, могут следовать по железным дорогам без сопровождения проводниками. В отдельных случаях по просьбе грузоотправителя разрешается перевозка сжиженных газов в вагонах-цистернах в сопровождении проводников. Вагоны-цистерны, загруженные хлором, этиленом перевозятся только в сопровождении проводников (бригады специалистов) грузоотправителя или грузополучателя. Проводниками назначаются работники, знающие наряду с обязанностями, предусмотренными правилами перевозок грузов в сопровождении проводников отправителя или получателя, свойства груза и меры безопасности при перевозке, умеющие пользоваться средствами защиты, имеющие слесарные навыки и сдавшие техминимум в объеме настоящего раздела Правил и служебной инструкции для проводника по сопровождению данного сжиженного газа. Проводник должен иметь при себе комплект соответствующих инструментов, необходимый запас прокладочного материала и заглушек, соответствующие средства индивидуальной защиты, средства дегазации, а также электрический аккумуляторный фонарь во взрывобезопасном исполнении. Для проезда проводников железная дорога может предоставлять крытый вагон, который в зимний период оборудуется грузоотправителем специальными устройствами для отопления.

4.1.14. В случае обнаружения неисправности вагона-цистерны, из-за которой невозможно дальнейшее его следование, такой вагон-цистерна отцепляется от поезда и отводится на специально выделенный путь станции. При наличии проводника вагон-цистерна должен находиться под его охраной. Если группа вагонов-цистерн сопровождается одним проводником, то от поезда отцепляется вся группа. При неисправности котла вагона-цистерны начальник станции уведомляет телеграфом грузоотправителя (грузополучателя) через начальника станции отправления (назначения) о характере неисправности с требованием командирования специалистов для ремонта или отправления другого вагона-цистерны с приспособлениями для перелива груза в исправный вагон-цистерну. По получении сообщения об отцепке вагона-цистерны грузоотправитель (грузополучатель) в зависимости от характера повреждения обязан направить на станцию отцепки соответствующий порожний вагон-цистерну для перелива груза и ответственного представителя или работников для ремонта отцепленного вагона-цистерны.

4.1.15. Ремонт ходовых частей и тормозных устройств груженого вагона-цистерны производится с особой осторожностью, а в случае сопровождения вагона-цистерны проводником - только в его присутствии. При производстве ремонта неисправных вагонов-цистерн не допускается: ремонтировать котлы в груженом состоянии; наносить удары по котлу; использовать искроопасный инструмент и пользоваться вблизи вагонов-цистерн открытым огнем (факел, жаровня, керосиновый и свечной фонари); производить под вагоном-цистерной сварочные работы. При необходимости ремонта тележек с применением огня, сварки и ударов, тележки выкатываются из-под вагона-цистерны и отводятся на расстояние не менее 20 м от котла. В случаях неисправности вагона-цистерны работниками вагонного хозяйства в двух экземплярах составляется акт о его техническом состоянии с участием проводника, если он сопровождает вагон-цистерну. В акте должны быть указаны: вид неисправности и причины ее возникновения, принятые меры по устранению неисправности, а также вывод о возможности дальнейшего следования вагона-цистерны. Экземпляр акта прилагается к перевозочным документам.

4.1.16. Грузополучатель обязан слить сжиженный газ из вагона-цистерны полностью. Избыточное давление в котле после слива сжиженных газов должно быть не менее 0,05 МПа.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2012 года Протоколом СЖТ СНГ от 18 мая 2012 года N 56. - См. предыдущую редакцию)

В накладной на порожний вагон-цистерну грузополучатель должен указать: "Цистерна слита полностью. Давление в котле ____ МПа". В верхней части накладной грузополучатель проставляет штемпели, предусмотренные для груженых вагонов-цистерн. Такие же штемпели проставляются станцией в вагонном листе.

4.1.17. При возврате вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом, в порожнем состоянии грузополучатель закрывает и пломбирует двери арматурного шкафа и наружные двери в порядке, предусмотренном для груженых вагонов-цистерн.

4.1.18. Винил перевозится в специальных вагонах-цистернах, оснащенных системой пожаротушения. Эти вагоны-цистерны грузоотправитель (грузополучатель) снабжает комплектами необходимых принадлежностей, приспособлений, инструментов и материалов для их ремонта, технического обслуживания и эксплуатации, а также выносными коммуникациями, обеспечивающими аварийный газосброс, петардами и переносными сигналами ограждения мест препятствия для движения. Налив и слив вагонов-цистерн производятся на подъездных путях средствами грузоотправителя и грузополучателя. Грузоотправитель обязан слить вагон-цистерну полностью. Давление в вагоне-цистерне после слива винила должно быть не менее 0,05 МПа. Вагоны-цистерны для перевозки винила как в груженом, так и в порожнем состоянии следуют в сопровождении бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя), возглавляемой старшим бригады, которые обязаны непрерывно охранять, а также обслуживать вагон-цистерну при перевозке и принимать меры, гарантирующие безопасность перевозки и самих работников. Количество специалистов для сопровождения вагонов-цистерн устанавливается отправителем. Вагоны-цистерны перевозятся с закрытым газосбросом. Сброс давления в вагоне-цистерне осуществляется по мере необходимости во время стоянки специалистами, сопровождающими вагон-цистерну. При необходимости перелива винила грузоотправитель (грузополучатель) обязан в суточный срок после получения заявки старшего бригады сопровождения направить порожний вагон-цистерну, подготовленный под налив винила и средства для обеспечения перелива винила.

Работы по переливу винила из одного вагона-цистерны в другой выполняются бригадой сопровождения с соблюдением всех мер безопасности под руководством старшего бригады.