Недействующий

     

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

     
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 1985 года N 87

     

О совершенствовании организации, системы оплаты и стимулирования труда в строительстве

(с изменениями на 30 сентября 1989 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________



В целях усиления воздействия системы оплаты труда и премирования работников строительства на обеспечение своевременного ввода в действие производственных мощностей и объектов, на рост производительности труда, внедрение прогрессивных форм организации строительно-монтажных работ, повышение на этой основе эффективности строительного производства и в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 года N 387 "Об улучшении планирования, организации и управления капитальным строительством" Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов

постановляют:

1. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик осуществить в 1985 году и в двенадцатой пятилетке меры, направленные на дальнейшее усиление экономической заинтересованности трудовых коллективов строительно-монтажных организаций в своевременном вводе в действие производственных мощностей и объектов, ускорении темпов роста производительности труда, повышении качества строительства и снижении себестоимости работ. При этом обеспечить более тесную зависимость фонда заработной платы от объемов, характера и трудоемкости выполняемых работ.

Госплану СССР утвердить в 1985 году на двенадцатую пятилетку министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик дифференцированные в зависимости от характера выполняемых работ стабильные нормативы заработной платы работников, занятых на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах, предусмотрев в них прогрессивные соотношения между темпами прироста производительности труда и прироста средней заработной платы работников.

2. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, главным управлениям по строительству, объединениям, трестам, управлениям и другим строительно-монтажным организациям совместно с центральными комитетами, республиканскими, краевыми и областными советами и комитетами профсоюзов:

разработать и осуществить мероприятия по дальнейшему широкому распространению в строительстве прогрессивных форм организации и стимулирования труда, обеспечивающих успешное выполнение строительно-монтажных работ в основном методами бригадного и сквозного поточного подряда;

внедрить в строительном производстве систему годового, квартального и месячного планирования работы производственных участков и бригад, предусматривать в планах целевые задачи по выполнению отдельных технологических этапов строительно-монтажных работ и вводу в действие производственных мощностей и объектов;

осуществить перевод бригад на хозяйственный расчет, обеспечив учет расходования материальных и других видов ресурсов в бригадах;

осуществить укрупнение бригад, с тем чтобы создать возможность для выполнения, как правило, силами одной бригады технологически законченных этапов строительства или для сооружения объектов в целом. По мере накопления опыта переводить на подрядные формы организации и оплаты труда коллективы производственных участков, а в дальнейшем - более крупные структурные подразделения.

Включать в состав укрупненных бригад (где это целесообразно) инженерно-технических работников и возлагать на них руководство такими бригадами с оплатой труда в соответствии с результатами работы бригады. Госстрою СССР и Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам с участием ВЦСПС разработать и утвердить в 3-месячный срок положение о правах, обязанностях и оплате труда инженерно-технических работников, включаемых в состав строительных и монтажных бригад;

повысить роль советов бригад и советов бригадиров в управлении производством, улучшении организации труда и укреплении дисциплины. Рекомендовать создание на строительстве объектов советов бригадиров из представителей генподрядных и субподрядных организаций;

осуществить в 1985-1986 годах переподготовку (повышение квалификации) бригадиров и в последующем проводить ее не реже одного раза в пять лет.

3. Установить руководителям бригад и звеньев доплаты за руководство бригадой и звеном в зависимости от количества рабочих, объемов и специфики выполняемых работ: бригадирам - от 20 до 50 рублей в месяц и звеньевым - от 10 до 20 рублей в месяц. Доплаты производить при условии выполнения бригадой или звеном заданий в установленные сроки, при высоком качестве работ, с учетом состояния трудовой и производственной дисциплины.

____________________________________________________________________

Пункт 3 утратил силу в части предприятий, объединений и организаций, переведенных на новые условия оплаты труда, предусмотренные постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115, - постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 года N 190.

____________________________________________________________________

4. В целях стимулирования многосменной работы строительно-монтажных организаций и улучшения использования строительной техники предоставить право руководителям строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций устанавливать по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами дополнительную оплату труда рабочих и линейных инженерно-технических работников в размере 35 процентов часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время в пределах фонда заработной платы указанных организаций и сметной стоимости строительства соответствующих объектов.

5. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, главным управлениям по строительству, объединениям, трестам, управлениям и другим строительно-монтажным организациям осуществить последовательный переход к расчетам по заработной плате за выполненные работы на основе смет на строительство, обеспечить применение укрупненных комплексных норм и расценок и формирование на этой основе аккордной системы оплаты труда по конечным результатам (этап, узел, сооружение, объект).

Проектным и проектно-технологическим организациям при разработке проектов осуществлять разделение объектов на технологические узлы с определением по ним объемов строительно-монтажных работ, трудовых затрат и потребности в материальных ресурсах.

6. В целях повышения заинтересованности коллективов строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций в экономии фонда заработной платы установить, что экономия фонда, исчисленная исходя из фактически выполненного за год объема строительно-монтажных работ, остается в распоряжении строительно-монтажной организации и перечисляется в фонд материального поощрения.

Предоставить право руководителям трестов и приравненных к ним организаций устанавливать по согласованию с профсоюзными комитетами за счет экономии фонда заработной платы повышенные надбавки к тарифным ставкам высококвалифицированным рабочим, занятым на особо ответственных работах, за профессиональное мастерство (рабочим IV разряда/- до 16 процентов, V разряда - до 20 процентов и VI разряда - до 24 процентов тарифной ставки). Указанные надбавки уменьшать или отменять полностью при ухудшении показателей работы.

____________________________________________________________________

Абзац второй пункта 6 утратил силу в части предприятий, объединений и организаций, переведенных на новые условия оплаты труда, предусмотренные постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115, - постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 года N 190.

____________________________________________________________________

Установить, что допущенный перерасход фонда заработной платы подлежит обязательному возмещению (в течение года с момента возникновения) за счет экономии фонда заработной платы либо за счет фонда материального поощрения строительно-монтажного треста, приравненной к нему организации, а при его недостаточности - за счет резерва фонда заработной платы или фонда материального поощрения министерства, ведомства. Указанный порядок возмещения фонда заработной платы определяется Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС.

При наличии на конец года невозмещенного перерасхода фонда заработной платы вознаграждение за общие результаты работы по итогам за год руководящим работникам трестов и приравненных к ним организаций уменьшается в соответствии с действующим законодательством.

7. Установить, что начиная с 1985 года планирование численности и фонда заработной платы руководящих, инженерно-технических работников (включая линейный персонал) и служащих строительно-монтажных организаций должно осуществляться по нормативам на 1 млн.рублей строительно-монтажных работ в соответствии со сметной стоимостью работ, выполняемых в данном году.

Госплану СССР, Госстрою СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Министерству финансов СССР по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик утвердить в первом полугодии 1985 года - на 1985 год и до конца 1985 года - на двенадцатую пятилетку нормативы численности и фонда заработной платы руководящих, инженерно-технических работников (включая линейный персонал) и служащих на 1 млн.рублей строительно-монтажных работ.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик разработать и довести указанные нормативы до главных территориальных управлений по строительству (всесоюзных строительно-монтажных объединений) и трестов с учетом специфики их производственной деятельности.

Установить, что вся экономия фонда заработной платы, полученная от сокращения численности руководящих, инженерно-технических работников и служащих против предусмотренной по нормативу, исчисленная исходя из фактически выполненного за год объема строительно-монтажных работ, остается в распоряжении трестов и приравненных к ним организаций и может быть использована для выплаты надбавок в размере до 50 процентов должностного оклада работника, включая руководителей трестов, управлений и приравненных к ним организаций, линейный персонал и аппарат управления трестов и этих организаций. Указанные надбавки уменьшаются или отменяются полностью при ухудшении показателей работы.

8. В целях повышения эффективности работы строительно-монтажных организаций:

а) ввести начиная с 1985 года показатели для отнесения строительных, строительно-монтажных, специализированных, пуско-наладочных, ремонтно-строительных, реставрационных и других приравненных к ним организаций к группам по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников согласно приложению.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Госстрою СССР совместно с ВЦСПС и с участием соответствующих министерств установить поправочные коэффициенты к объемам строительно-монтажных работ для определения групп по оплате труда с учетом специфики и трудоемкости работ. При утверждении коэффициентов обеспечить повышение материальной заинтересованности работников строительных организаций в увеличении доли работ по реконструкции действующих предприятий;

б) разрешить министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик сохранять в течение двух лет после введения повышенных показателей для отнесения строительно-монтажных организаций к группам по оплате труда ранее установленные руководящим и инженерно-техническим работникам должностные оклады, если в связи с введением новых показателей будет иметь место снижение групп по оплате труда этих работников;

в) предоставить право министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик повышать до 10 процентов должностные оклады руководящим и инженерно-техническим работникам (оплата труда которых зависит от установленной группы) строительно-монтажных трестов, управлений и приравненных к ним организаций, отнесенных ко второй и третьей группам по оплате труда, в случаях, когда фактический объем работ, выполненный этими организациями, не менее чем на 30 процентов превышает минимальные показатели, установленные для соответствующей группы.

Для руководящих и инженерно-технических работников указанных организаций, отнесенных к первой группе, при фактическом выполнении объемов работ, превышающих установленные показатели в 1,5 раза, должностные оклады могут быть повышены на 15 процентов, в 2 раза и более - на 20 процентов.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС установить в I квартале 1985 года порядок повышения должностных окладов этих работников в зависимости от объемов выполненные работ;

____________________________________________________________________

Подпункт "в" пункта 8 утратил силу в части предприятий, объединений и организаций, переведенных на новые условия оплаты труда, предусмотренные постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115, - постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 года N 190.

____________________________________________________________________      

г) установить, что строительные организации создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик в соответствии с Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 2 сентября 1982 года N 816 (СП СССР, 1982 год, N 25, ст.130), без соблюдения условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 этого Положения.

Создание строительно-монтажных организаций допускается, как правило, при условии, если действующие на данной территории аналогичные организации достигли показателей первой группы по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников;

д) разрешить министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик относить вновь создаваемые для сооружения крупных объектов строительно-монтажные тресты, управления и приравненные к ним организации на одну группу выше группы по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников, соответствующей установленному плановому объему работ, на период до одного года с момента создания этих организаций;

е) установить, что в случаях, когда передвижные механизированные колонны, созданные в соответствии с решениями Совета Министров СССР для строительства объектов в сельской местности, а также в некоторых отраслях народного хозяйства, реорганизуются в связи с введением новых показателей в хозрасчетные участки, за работниками этих участков сохраняется порядок выплаты надбавок к заработной плате, предусмотренный постановлениями Совета Министров СССР от 6 июня 1963 года N 629 (СП СССР, 1963 год, N 13, ст.132) и от 3 сентября 1974 года N 691 (СП СССР, 1974 год, N 20, ст.113).

9. Установить, что сроками ввода в действие производственных мощностей и объектов строительства, дающими право на выплату премий за ввод их в действие в полном размере, считаются сроки, первоначально определенные в годовых планах экономического и социального развития.

10. Установить, что при обеспечении строительно-монтажным трестом, управлением, приравненной к ним организацией ввода в действие всех производственных мощностей и объектов строительства, предусмотренных планом экономического и социального развития, в данном году одному руководящему работнику, специалисту и служащему может выплачиваться премия за ввод их в действие в размере 65 процентов общей суммы премии, предусмотренной за своевременный и качественный ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства и другие основные результаты хозяйственной деятельности. В том случае, если введены в действие не все запланированные мощности и объекты, предельный размер премии не должен превышать четырех месячных должностных окладов в год. Указанные премии выплачиваются независимо от других показателей работы (абзац в редакции постановления Совмина СССР от 26 ноября 1987 года N 1330 - см. предыдущую редакцию).

Абзац утратил силу - постановление Совмина СССР от 26 ноября 1987 года N 1330. - См. предыдущую редакцию.

При этом премии руководящим работникам за другие основные результаты хозяйственной деятельности выплачиваются лишь при 100-процентном выполнении заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства. При невыполнении этих заданий 50 процентов премий, начисленных за другие основные результаты хозяйственной деятельности, резервируется и выплачивается при условии восполнения отставания по вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства до конца текущего года (абзац дополнительно включен постановлением Совмина СССР от 26 ноября 1987 года N 1330).

11. За ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства премируются работники строительно-монтажных организаций, а также строек, осуществляемых как подрядным, так и хозяйственным способами, организаций заказчиков (застройщиков) и проектных организаций.

Из общей суммы средств на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства направляется:

по объектам нового строительства (а также расширения действующих предприятий) - не менее 92,5 процента строительно-монтажным организациям, до 2,5 процента заказчику и до 5 процентов проектным организациям;

по реконструируемым производствам (предприятиям) и за выполнение работ по техническому перевооружению действующих производств (предприятий) - не менее 90 процентов строительно-монтажным организациям, до 5 процентов заказчику и до 5 процентов проектным организациям;

по опытным и опытно-промышленным установкам химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной, гидролизной, коксохимической, сланцехимической, химико-фармацевтической промышленности и промышленности кинофотоматериалов - не менее 90 процентов строительно-монтажным организациям, до 5 процентов заказчику (научно-исследовательским институтам, конструкторским бюро, предприятиям) и до 5 процентов проектным организациям.

Сумма средств, перечисляемая для премирования работников проектной организации за ввод в действие в срок или досрочно производственных мощностей и объектов строительства, определяется заказчиком совместно с генеральным подрядчиком.

Установить, что средства на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в предусмотренных размерах включаются в сметы на строительство. Указанные средства не могут быть использованы на другие цели.

При вводе в действие в срок и досрочно производственных мощностей и объектов строительства средства на премирование должны перечисляться заказчиком в месячный срок после утверждения в установленном порядке актов приемки мощностей и объектов в эксплуатацию. В необходимых случаях месячный срок перечисления этих средств может быть продлен заказчиком по согласованию с генеральным подрядчиком.

При сокращении сроков ввода в действие производственных мощностей и объектов строительства против установленных норм продолжительности строительства не менее чем на 30 процентов общая сумма средств на премирование повышается на 50 процентов, при сокращении сроков на 20 процентов общая сумма средств на премирование повышается на 25 процентов и при сокращении сроков на 10 процентов общая сумма средств на премирование повышается на 10 процентов. Указанные средства перечисляются на премирование в пределах утвержденного сводного сметного расчета стоимости строительства.

(Пункт в редакции постановления Совмина СССР от 26 ноября 1987 года N 1330. - См. предыдущую редакцию)

12. Руководителям строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций - генеральных подрядчиков до начала строительства определять условия и размеры выплаты премий за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства для каждого коллектива, участвующего в строительстве, а также для руководящих и инженерно-технических работников. Размер премий определять в зависимости от характера, трудоемкости выполняемых работ и вклада соответствующих организаций и работников в конечные результаты - ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в установленные сроки.

13. Разрешить руководителям строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций - генеральных подрядчиков уменьшать (но не более чем на 50 процентов) сумму средств, полагающихся на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, при несвоевременном выполнении ими графиков производства работ. Не использованные в этом случае средства расходуются организациями - генеральными подрядчиками на премирование работников других организаций, способствовавших ускорению строительства и обеспечению ввода в действие указанных мощностей и объектов в установленные сроки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»