ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 14 ноября 2008 года N 892

Об утверждении и введении в действие Положения о надзоре за обеспечением физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

Приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 10 февраля 2009 года прилагаемое Положение о надзоре за обеспечением физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РД-07-17-2008).

2. Считать не подлежащим применению с 10 февраля 2009 года приказ Госатомнадзора России от 31 декабря 2003 года N 141 "Об утверждении и введении в действие Инструкции по осуществлению надзора за физической защитой радиационных источников, пунктов хранения и радиоактивных веществ".



Руководитель
Н.Г.Кутьин

     

УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 14 ноября 2008 года N 892



ПОЛОЖЕНИЕ
о надзоре за обеспечением физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
РД-07-17-2008

     
Введено в действие
с 10 февраля 2009 года

     

     

I. Общие положения

1. Положение о надзоре за обеспечением физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 N 170-ФЗ (в ред. федеральных законов от 10.02.97 N 28-ФЗ, от 10.07.2001 N 94-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 28.03.2002 N 33-ФЗ, от 11.11.2003 N 140-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 с изменениями, предусмотренными постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 23, от 29.05.2006 N 335, от 14.12.2006 N 767, от 29.05.2008 N 404), Правилами физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ (НП-034-01) и нормативными правовыми актами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) в области надзора за безопасностью при использовании атомной энергии.

2. Положение устанавливает порядок организации и осуществления надзора за физической защитой радиационных источников, радиоактивных веществ (в том числе радиоактивных отходов), пунктов хранения радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов (далее - физическая защита), проводимого Службой в поднадзорных организациях и при транспортировании радиационных источников и радиоактивных веществ.

3. Требования Положения обязательны для структурных подразделений центрального аппарата Службы, ее межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - территориальные управления Службы) и подведомственных ей организаций, привлекаемых к проведению инспекций физической защиты.

4. Надзор за физической защитой (далее - надзор) представляет собой деятельность центрального аппарата Службы и территориальных управлений Службы по проверке физической защиты.

5. Основными задачами надзора являются:

- проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, и персоналом поднадзорных организаций требований федеральных и иных нормативных актов по физической защите;

- проверка соблюдения руководством поднадзорных организаций требований к физической защите, предусмотренных условиями действия лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

- предоставление в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям, в чьем ведении находятся радиационно опасные объекты, информации о состоянии физической защиты и выполнении руководством поднадзорных организаций требований нормативных актов по физической защите.

6. Перечень основных документов, используемых при осуществлении надзора, приведен в приложении к Положению.

II. Организация надзора за физической защитой

7. Надзор должен осуществляться на всех этапах жизненного цикла радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов (далее - пункты хранения), в том числе в процессе транспортирования радиоактивных веществ, радиационных источников.

8. Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой осуществляет в установленном порядке следующие функции по надзору:

- организует и принимает участие в осуществлении надзора;

- организует проведение проверок (инспекций) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в области использования атомной энергии и участвует в таких проверках (инспекциях);

- осуществляет методическое руководство деятельностью территориальных управлений Службы по осуществлению надзора.

9. Территориальные управления Службы организуют и осуществляют надзор в поднадзорных им организациях.

10. К участию в проведении инспекций могут привлекаться организации, подведомственные Службе.

III. Осуществление надзора за физической защитой

11. Надзор за выполнением установленных требований по физической защите федеральными органами исполнительной власти и органами управления использованием атомной энергии осуществляется путем получения от них необходимой информации на основании письменных запросов Службы.

12. Надзор за выполнением установленных требований поднадзорными организациями осуществляется в основном путем проведения инспекций.

13. Надзор за физической защитой предусматривает:

- проверку наличия необходимых действующих лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии и выполнения условий их действия в части требований к физической защите;

- проверку физической защиты на предмет ее соответствия требованиям нормативных правовых актов федерального уровня, в том числе выполнения требований:

к организационным мероприятиям физической защиты;

к инженерно-техническим средствам физической защиты;

к действиям подразделений охраны;

- проверку выполнения предписаний об устранении нарушений, выданных территориальными управлениями Службы;

- анализ состояния физической защиты и выявленных нарушений;

- выяснение существующих проблем и препятствий в осуществлении физической защиты;

- подготовку акта инспекции и при необходимости - применение санкций.

14. Формами осуществления надзора являются:

- получение и анализ информации о состоянии физической защиты в поднадзорных организациях;

- проведение инспекций (проверок) и анализ их результатов;

- применение установленных законодательством Российской Федерации санкций в случаях выявления нарушений требований в области физической защиты.

15. Инспекции физической защиты проводятся:

- при рассмотрении заявлений о выдаче лицензий Службы (решение о необходимости проведения инспекции должно приниматься применительно к каждому конкретному случаю);

- в процессе осуществления организациями деятельности в области использования атомной энергии: по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации радиационного источника или пункта хранения и по обращению с радиоактивными веществами.

16. Инспекции проводятся в целях:

- проверки соблюдения эксплуатирующими организациями и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, требований к физической защите;

- принятия Службой и ее территориальными управлениями необходимых мер по выявлению и своевременному устранению нарушений в осуществлении физической защиты;

- проверки полноты и достоверности информации о физической защите, представляемой в территориальные управления Службы;

- оценки возможностей и наличия условий у заявителей лицензий для осуществления лицензируемой деятельности в части осуществления физической защиты.

17. Инспекции физической защиты подразделяются на целевые, оперативные и осуществляемые в процессе проведения комплексных инспекций, а также могут быть плановыми и внеплановыми.

Комплексная инспекция предусматривает проверку осуществления разных видов деятельности, в том числе физической защиты.

Целевая инспекция, в отличие от комплексной, предусматривает проверку вопросов только в области физической защиты.

Оперативная инспекция предусматривает проверку соблюдения требований для оперативного принятия мер по устранению нарушений. Она организуется в территориальных управлениях Службы по указанию начальников отделов инспекций, осуществляющих надзор за физической защитой, и проводится инспектором или группой инспекторов. Допускается проведение оперативной инспекции без программы.

Целевая инспекция должна проводиться не реже одного раза в 2 года, оперативная инспекция - по мере необходимости (для проверки выполнения предписаний в установленные сроки, проверки инженерно-технических средств физической защиты (далее - ИТСФЗ) на соответствие проектной документации в случае изменения состава ИТСФЗ и проверки других вопросов, определяемых начальниками отделов, указанных в предыдущем абзаце).

Плановые инспекции проводятся на основании годовых комплексных планов работы Службы, годовых и месячных планов работ территориальных управлений Службы.

Внеплановые инспекции проводятся в связи с нарушениями или значительными изменениями в области физической защиты и в других случаях по решению руководства Службы и ее территориальных управлений.

18. О проведении плановых инспекций территориальные управления Службы заранее уведомляют инспектируемые организации и при необходимости (в случае проверки ИТСФЗ или подразделений охраны) - руководство подразделений охраны.

Программа инспекции должна быть представлена инспектируемой организации не позднее чем за 15 дней до начала инспекции.

Уведомления о проведении внеплановых инспекций могут осуществляться непосредственно перед началом инспекций.

19. Инспекции (кроме оперативных) могут проводиться комиссией центрального аппарата Службы, назначаемой приказом руководителя Службы, или комиссией территориального управления Службы, назначаемой приказом руководителя этого управления.

В приказе определяются персональный состав комиссии (председатель и ее члены), сроки работы комиссии, а также федеральные органы исполнительной власти, органы управления использованием атомной энергии и организации (помимо инспектируемой), которым следует направить акт о результатах проведенной инспекции.

Инспекция может также проводиться группой инспекторов или инспектором, назначаемыми приказом руководителя территориального управления Службы или распоряжением начальника отдела инспекции.

20. Если мероприятия по проведению инспекции затрагивают вопросы, связанные с охраной, то в таких случаях соответствующие проверки проводятся с участием представителей руководства подразделений охраны.

Вручение предписания указанным лицам запрещается.

21. При проверке ИТСФЗ и действий подразделений охраны запрещается использовать метод провокаций (проведение каких-либо проверок без согласования с руководством подразделений охраны).

22. Каждая инспекция вне зависимости от ее вида включает в себя следующие этапы:

- подготовку к проведению инспекции;

- проведение инспекции;

- оформление документов по результатам инспекции.

23. Надзор за физической защитой радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов их хранения на ядерных объектах должен быть скоординирован с надзором за физической защитой ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

На ядерных объектах целевые инспекции физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов их хранения должны, как правило, проводиться в рамках целевых инспекций по надзору за физической защитой ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

IV. Результаты инспекций и санкции

24. Результаты инспекций оформляются:

- при комплексных инспекциях - отдельным разделом акта инспекции;

- при целевых и оперативных инспекциях - актом инспекции.

25. В случае обнаружения нарушений требований в области физической защиты, невыполнения условий действия лицензий Службы оформляется предписание об устранении нарушений.

Кроме того, должностные лица Службы имеют право:

- приостанавливать и прекращать действие выданных организациям лицензий Службы на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и выданных работникам разрешений на право ведения работ в указанной области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»