Неактуальный

Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд: вопросы теории и практики

1.3. Органы, уполномоченные осуществлять изъятие для государственных
или муниципальных нужд


Согласно п.2 ст.279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. При этом федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, определяются федеральным земельным законодательством. Действующее на сегодняшний день земельное законодательство не определяет, какие органы государственной власти уполномочены принимать решения об изъятии земельных участков для государственных нужд. Например, Положение о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2002 года*, делегировало эти полномочия Минимуществу РФ. В последующем Министерство имущественных отношений было упразднено (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 N  314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изм. от 20 мая 2004, 15 марта 2005**), а правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом переданы образованному Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. В то же время, как замечает Е. Сухова, полномочия по изъятию земельных участков для нужд Российской Федерации не были предоставлены данному органу***. В настоящее время Указом Президента РФ от 12 мая 2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"**** Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. При этом на него возлагаются функции специализированного государственного учреждения  при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия относительно принятия решений об изъятии земельных участков не оговорены.

______________

*   Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации" от 3 июня 2002 N 377 // СЗ РФ.2002. N 23. Ст.2178; 2003. N 28.Ст.2932.

** СЗ РФ. 2004. N 11. Ст.945; 2007. N 40. Ст.4717.

*** Сухова Е. Справочник юриста по земельному праву. - Питер, 2007.

**** Российская газета. 2008. N 100.    


Складывается практика, когда уполномоченный орган власти определяется соответствующими актами органов исполнительной власти для конкретных случаев изъятия земельных участков для публичных нужд. Например, Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 78-Р Росавиации совместно с Росимуществом поручено принять решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков для целей развития аэропорта Геленджик, включая строительство взлетно-посадочной полосы*. ФЗ N 310-ФЗ от 1 декабря 2007 года на период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года полномочия по принятию решений об изъятии земельных участков или расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения на них олимпийских объектов федерального значения предоставлены администрации Краснодарского края (п.16 ст.15). В настоящее время на практике в большинстве случаев вся работа по выкупу земель осуществляется органами региональной и муниципальной власти.

________________

* СЗ РФ. 2006. N 5. Ст.626.     


Так, полномочия органов по изъятию земельных участков в городе федерального значения Москве предусмотрены Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков в городе Москве, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2007 года N 257-ПП*. В соответствии с п.1.3 указанного Положения работы по подготовке проекта решения об изъятии земельного участка для государственных нужд осуществляется Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы и Департаментом имущества города Москвы в пределах их полномочий на основании утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования и документации по планировке территории. При этом решение о резервировании с целью последующего изъятия и об изъятии земельных участков, а также расположенных на них объектов жилищного и нежилого фондов принимает Правительство Москвы (п.1.5 Положения).

______________

* Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. N 25.     

          

Исходя из положений ст.126 ГК РФ, ст.1 ФКЗ РФ "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 N 2-ФКЗ, п.3 ст.79  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 N 131-ФЗ, ст.10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" от 7 июня 2005* N 237-30, ст.44 Устава Санкт-Петербурга от 28 февраля 1998**, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд на территории Санкт-Петербурга осуществляется в форме распоряжений Правительства РФ либо постановлений Правительства Санкт-Петербурга.

_____________

* Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 7-8; 2007. N 38.

** Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (специальный выпуск). 23.01.1991. Санкт-Петербуржские ведомости. 19.12.2007. N 239.     


В частности, распоряжениями Правительства РФ от 31 октября 2006 N 1494-р* и от 31 мая 2007 N 695-р** федеральное правительство возлагает на Росавтодор обязанность по согласованию с Минтрансом России и Минэкономразвития России в месячный срок заключить с правительством Санкт-Петербурга соглашение о порядке и условиях осуществления Российской Федерацией и г. Санкт-Петербургом полномочий концедента при заключении и исполнении концессионного соглашения, предусмотрев в нем, в том числе, обеспечение правительством Санкт-Петербурга проведения мероприятий, связанных с изъятием, в том числе путем выкупа земельных участков и расположенного на них имущества, а также с предоставлением в установленном порядке земельных участков для строительства объектов концессионного соглашения.

_____________

* Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2006 г. N 1494-р // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст.4726.

**  Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2007 г. N 695-р // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст.2930.     

 
     Федеральным законом от 1 декабря 2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
предусматривает, что решение об изъятии земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения принимается администрацией Краснодарского края на основании соответствующего заявления Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - Корпорация), а в случае, если строительство олимпийского объекта федерального значения предусмотрено за счет средств федерального бюджета, - на основании заявления организации, осуществляющей такое строительство (п.16 ст.15).

При этом полномочия по подготовке и принятию решений об изъятии земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, уведомлению в установленном порядке лиц, у которых изымаются указанное имущество, подготовке и заключению соглашений в связи с изъятием, обращению в суд с иском об изъятии земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, обращению с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изъятое недвижимое имущество переданы Российской Федерацией Законом N 310-ФЗ  Краснодарскому Краю на период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года. (п.6 ст.15).

Следует заметить, что Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003  N 131-ФЗ относит изъятие земельных участков для муниципальных нужд к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляется ими самостоятельно (подп.20 п.1 ст.14, подп.15 п.1 ст.15, подп.26 п.1 ст.16, п.3 ст.17)*. При этом, так как статьи 14 - 16 указанного закона предоставляют полномочия муниципальным образованиям изымать земельные участки в пределах границ соответствующего муниципального образования, в случае спора в предмет  входит доказывание факта нахождения участка на обозначенной территории (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2003 года N КА-А41/1092-03 и др.). Как отмечают Р. Ибрагимов и П.Никитенко, встречаются случаи, когда муниципальное образование не обладает границами, утвержденными в установленном порядке, а необходимый картографический материал отсутствует, в том числе у заявителя. Тогда, в силу статьи 200 АПК РФ, доказывать факт нахождения изымаемого земельного участка в пределах границы муниципального образования обязано само муниципальное образовани**)

_______________

* СЗ РФ. 2003. N 40.

**  См.: Ибрагимов Р., Никитенко П.Оценка рисков инвесторов при приобретении земельных участков, изъятых у третьих лиц // Корпоративный юрист, 2006. N 9.     .