ПИСЬМО
от 18 декабря 2007 года N 42-7.1-15/2.4-418
Об особенностях составления и представления годовой отчетности
об исполнении федерального бюджета главными распорядителями
средств федерального бюджета за 2007 год
(с изменениями на 28 января 2008 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом Казначейства России от 28 января 2008 года N 42-7.1-17/2.4-25.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В дополнение к настоящему письму см. письмо Казначейства России от 18 января 2008 года N 42-7.1-15/2.4-9.
____________________________________________________________________
Федеральное казначейство направляет прилагаемые Разъяснения об особенностях составления и представления годовой отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета за 2007 год.
Р.Е.Артюхин
РАЗЪЯСНЕНИЯ
об особенностях составления и представления годовой отчетности об исполнении
федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета
за 2007 год
1. Представление годовой и квартальной бюджетной отчетности осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство в сроки, установленные приказом Федерального казначейства от 21 декабря 2006 года N 14н "О сроках представления сводной квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета и иными получателями средств федерального бюджета" в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 года N 72н (далее - Инструкция).
2. В подлинниках отчетов не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений. Исправление ошибок должно быть подтверждено подписью главного бухгалтера (или лица, его замещающего), главного распорядителя средств федерального бюджета с указанием даты исправления. При этом ошибочная запись исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым правильных сумм и текста.
3. Отчеты со сведениями, составляющими государственную тайну, составляются отдельно и представляются в Федеральное казначейство в порядке, установленном законодательством о государственной тайне.
4. В соответствии с Инструкцией главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство представляются следующие формы годовой отчетности:
Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф.0503130);
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф.0503110);
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121);
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (сводный) (ф.0503127);
Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф.0503137);
Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);
Пояснительная записка (сводная) (форма 0503160).
Одновременно с этим главные распорядители средств федерального бюджета в составе годовой отчетности представляют Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (ф.0521298) с пояснительной запиской в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 июля 2005 года N 84н "Об утверждении порядка составления и представления сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и сводных сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета".
5. Баланс исполнения бюджета главного распорядителя средств бюджета (далее - Баланс) составляется на 1 января 2008 года с соблюдением всех контрольных соотношений и с учетом произведенной в течение 2007 года переоценки нефинансовых активов, в соответствии с приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Федеральной службы государственной статистики от 2 октября 2006 года N 306/120н/139 "О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений" и проведенной реорганизацией.
Инструкцией внесены следующие основные изменения в Балансе (ф.05030130):
исключены счета аналитического учета к счетам: 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам", 020600000 "Расчеты по выданным авансам", 020700000 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами", 030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам", 030200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
исключены счета, по которым при завершении года делаются заключительные записи: 021002000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджета", 030405000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета", 040101000 "Финансовый результат текущей деятельности учреждения", 040102000 "Финансовый результат по резервному фонду".
В форму Баланса введена новая Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Она формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных на забалансовых счетах, при этом дополнительные аналитические показатели по строкам "в том числе", по которым отсутствует код строки, в Федеральное казначейство не представляются.
6. При составлении главными распорядителями средств федерального бюджета Баланса следует обратить внимание на устранение следующих недостатков при формировании его показателей, которые имели место в Балансе за 2006 год:
6.1. Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в 2006 году в нарушение требований нормативных правовых актов Минфина России, регулирующих порядок ведения бюджетного учета и отчетности, а также пункта 4 раздела II Протокола заседания Правительства Российской Федерации N 17 от 24 мая 2006 года и распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 июня 2005 года N 817-р не приняты меры по отражению в бюджетной отчетности операций по учету федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации. Росимуществом России не проведена инвентаризация имущества казны, не разработаны и не согласованы с Минфином России особенности отражения операций с имуществом казны.
По итогам приема отчетности за 2006 год был выявлен ряд фактов передачи территориальным органам Росимущества нефинансовых активов главными распорядителями бюджетных средств - Федеральной миграционной службой на сумму 1069190,00 рублей (движимое имущество), Российской академией медицинских наук на сумму 43712844,00 рубля (жилой дом), Федеральной службой безопасности Российской Федерации на сумму 513035,10 рублей (газопровод, здание), которые не были отражены в отчете Росимущества. Такое положение дел является нарушением основных требований по ведению бухгалтерского учета, установленных главой II Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в части оформления всех хозяйственных операций, проводимых организацией оправдательными первичными документами и отражения этих операций на основании первичных документов на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета путем двойной записи, и как результат, приводит к искажению показателей бюджетной отчетности о состоянии финансовых и нефинансовых активов Российской Федерации, к занижению балансовой величины чистой стоимости активов, характеризующих финансовый результат Российской Федерации.
Как показал анализ отчетности Росимущества, не наведен порядок в учете акций. Приобретенные в 2005 и 2006 годах акции поставлены на учет лишь частично.
По итогам сдачи бюджетной отчетности за 2006 год другими главными распорядителями вложения в акции по бюджетной деятельности имелись на балансах: Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства специального строительства, по приносящей доход деятельности: Федерального агентства по науке и инновациям, Федерального агентства по образованию, Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости.
При подготовке к отчетности за 2007 год необходимо учесть, что акции, доли и паи в уставных капиталах финансовых организаций могут быть на балансе как по бюджетной, так и по приносящей доход деятельности только у Росимущества, в связи с чем федеральные органы исполнительной власти, имеющие на балансе акции, должны передать их Росимуществу, как органу, на который возложены полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 123 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в 2007 году средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными государственными учреждениями как на создание других организаций, так и на покупку ценных бумаг. В соответствии с письмом Минфина России от 12 марта 2007 года N 02-14-13/539 и Федерального казначейства от 12 марта 2007 года N 42-7.1-15/5.1-93 федеральные государственные учреждения могут получать доходы от осуществления операций с ранее приобретенными ценными бумагами, если в разрешении предусмотрен данный источник формирования, но не вправе приобретать новые, вследствие чего остатки в Балансе на 1 января 2008 года по счету 020403000 "Облигации, векселя" не должны превышать остатки на 1 января 2007 года.
Ценные бумаги, являющиеся долговыми обязательствами Российской Федерации, должны находиться на учете у администратора - Министерства финансов Российской Федерации, в связи с чем федеральные органы исполнительной власти, имеющие на учете такие ценные бумаги, обязаны передать их Минфину России.
Министерством финансов Российской Федерации в нарушение Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности от 1 марта 2005 года* N 5н не включены в консолидированный отчет за 2006 год показатели бюджетной отчетности подведомственного ему учреждения Гохрана России. Вместе с тем Федеральное казначейство письмом от 14 июня 2006 года N 42-2.4-5/64 сообщало о необходимости отражения в учете и бюджетной отчетности Минфина России в 2006 году запасов драгоценных камней и металлов, а также операций с ними.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 21 января 2005 года". - Примечание изготовителя базы данных.
Министерством культуры Российской Федерации и его подведомственными учреждениями не ведется учет и не включена в баланс в полном объеме стоимость объектов культурных и исторических ценностей.
Минфином России и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не отражена в полном объеме в бюджетном учете и отчетности задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным организациям агропромышленного комплекса с 1992 по 2000 год. Данный факт был выявлен в ходе проверки Счетной палатой Российской Федерации исполнения федерального бюджета за 2006 год.
6.2. Обращаем внимание, что остатки наличных денежных средств в кассе учреждения по состоянию на 1 января 2008 года возможны только при согласовании таковых с Минфином России.
6.3. Наличие в Балансе данных по счетам 020501000 "Расчеты по налоговым доходам", 020504000 "Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия" допускаются только по бюджетной деятельности. При этом штрафные санкции, связанные с нарушением исполнения договоров по оказанию платных услуг, относятся на счета 020503000 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" (220503560) и 040101000 "Финансовый результат текущей деятельности учреждения" (240101130). В то же время в Балансе по состоянию на 1 января 2007 года у Федерального агентства лесного хозяйства по счету 020504000, а у Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по счету 020501000 содержатся данные в графе по приносящей доход деятельности.
6.4. Остатки по счетам 020600000 "Расчеты по выданным авансам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами", 030200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" возможны только по незаконченным и переходящим на следующий год договорам. При этом в Пояснительной записке к годовой бюджетной отчетности необходимо указать правовые основания и причины возникновения дебиторской (кредиторской) задолженности.
6.5. Обращаем внимание, что в балансах федеральных органов исполнительной власти по приносящей доход деятельности не должно быть остатков по счету 230101000 "Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам", возникших в результате привлечения кредитов, за исключением остатков, сложившихся до 1 января 2000 года. При этом Российской академии медицинских наук, Федеральному агентству по образованию, Федеральному агентству по науке и инновациям, Федеральному агентству лесного хозяйства, Федеральному агентству морского и речного транспорта необходимо отразить в Пояснительной записке к годовому отчету информацию о дате формирования остатка по счету 230101000.
6.6. В Балансе ряда главных распорядителей средств федерального бюджета (Федерального агентства по культуре и кинематографу, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федерального агентства по образованию) на 1 января 2007 года отражены данные по счету 030401000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" по графе "Внебюджетная деятельность" вместо графы "Средства во временном распоряжении".
7. Одновременно отмечаем, что в соответствии с бюджетным законодательством главные распорядители бюджетных средств, исполняющие соответствующую часть бюджета, несут ответственность за разработку и утверждение методических рекомендаций, определяющих особенности введения в действие положений Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года N 25н, соответственно в министерствах и подведомственных федеральных службах и агентствах, бюджетных учреждениях. Однако, как показала практика, эта работа министерствами не проведена. В целях устранения данного упущения министерствам совместно с их службами и агентствами в случае необходимости следует разработать и согласовать с Минфином России методические документы, определяющие их отраслевые особенности организации бюджетного учета и отчетности.
Рекомендуем учесть вышеизложенные замечания при составлении годового отчета за 2007 год.
8. При составлении Справки обращаем внимание, что главными распорядителями (распорядителями), а также получателями средств бюджета не заполняются графы с 14 по 17 раздела 1 "Бюджетная и приносящая доход деятельность", а также раздел 2 "Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении".
Пример заполнения Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года главными распорядителями средств бюджета дан в приложении 1.
9. При обращении получателей средств бюджета показатели Отчета об исполнении бюджета заверяются территориальными органами Федерального казначейства.
10. Отчет об исполнении бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета составляется в виде сводной формы в разрезе всех детализированных кодов бюджетной классификации Российской Федерации без отражения группировочных кодов.
Данные по доходам годового Отчета об исполнении федерального бюджета получателя средств бюджета не могут расходиться с данными территориальных органов Федерального казначейства.
11. Заполнение разделов 1, 2 и 3 Отчета об исполнении бюджета должно осуществляться в строгом соответствии с закреплением доходов федерального бюджета, расходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета за соответствующими администраторами бюджетных средств в сводной бюджетной росписи федерального бюджета и в приложениях 11 и 12 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 8 декабря 2006 года N 168н.
При этом напоминаем, что в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" администратором поступлений в федеральный бюджет по коду 000 1 11 05030 00 0000 120 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти" является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое должно осуществлять начисление соответствующих платежей, учитывать их поступление и отражать в бюджетной отчетности. При этом бюджетное учреждение-арендодатель не осуществляет начисление доходов от арендной платы, а получает право в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 57н на увеличение ассигнований в текущем финансовом году в размере дохода, поступившего в бюджет.
12. Новым в порядке заполнения Отчета об исполнении бюджета является отражение операций со средствами в пути по графе "Некассовые операции" соответствующего раздела.
13. Обращаем внимание, что при отражении в бюджетном учете и отчетности операций по перечислению средств на покупку валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации с лицевых счетов получателей средств федерального бюджета следует руководствоваться письмом Федерального казначейства от 24 октября 2006 года N 42-2.4-06/136.
14. Все операции по нефинансовым кредитам международных финансовых организаций, связанным кредитам правительств иностранных государств, банков и фирм оформляются в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 5 сентября 2005 года N 42-7.1-01/2.4-250 и отражаются в следующих формах годовой отчетности:
Минфином России - в графе 7 "Исполнено, некассовые операции" раздела 3 "Источники финансирования дефицита бюджетов" по строке 822 "Уменьшение остатков во внутренних расчетах" и соответствующему коду источника внешнего финансирования дефицита бюджетов;