Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 декабря 2007 года N 1762-р


[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы"]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы".

2. Определить государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы" (далее - Программа) Минрегион России, государственными заказчиками Программы Минсельхоз России, МВД России, Минобороны России, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, МЧС России, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСИН России, ФССП России, Росстат, Росгидромет, Роспотребнадзор, Росстрой, Росавтодор, Россвязь, Роспром, Роскультуру, Рособразование, Росздрав, Росспорт, Росавиацию, Роспечать, Российскую академию наук, Казначейство России, Рослесхоз и Росводресурсы.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 110784,38 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минрегиону России обеспечить разработку проекта Программы и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации. *4)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 6 декабря 2007 года
N 1762-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие
Чеченской Республики на 2008-2011 годы"

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы
и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации определены повышение благосостояния населения и снижение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

В этой связи актуальным является решение проблемы социально-экономического развития Чеченской Республики при наличии целого комплекса благоприятных факторов, способствующих развитию экономического потенциала самой республики, главные из которых следующие:

удобное расположение Чеченской Республики для организации приграничного товарообмена с другими регионами, а также для обеспечения транзитных перевозок по сети железных дорог Российской Федерации и автодороге федерального значения "Кавказ";

наличие биоклиматического и минерально-сырьевого потенциала.

Однако в настоящее время социально-экономическое положение Чеченской Республики все еще остается сложным. Практически отсутствует промышленно-производственный потенциал, слабо развиты рыночные отношения, наблюдается низкая платежеспособность населения, сохраняются значительные риски для предпринимательской деятельности. Указанные причины не способствуют повышению инвестиционной привлекательности Чеченской Республики и сохраняют негативные тенденции в экономике и социальную напряженность.

В 2002-2007 годах восстановление объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 года N 889.

В 2002-2006 годах на реализацию программных мероприятий выделено из федерального бюджета 30460 млн. рублей, в том числе в 2002 году - 4800 млн. рублей, в 2003 году - 3500 млн. рублей, в 2004 году - 4900 млн. рублей, в 2005 году - 7950 млн. рублей, в 2006 году - 9310 млн. рублей (в ценах соответствующих лет). В 2007 году на указанные цели предусмотрено 11853,1 млн. рублей.

В 2002-2006 годах в рамках указанной федеральной целевой программы восстановлено и введено в эксплуатацию 5473 объекта и пусковых комплекса, в том числе жилых домов общей площадью 463,2 тыс. кв. метров, 58 школ на 18427 тыс. ученических мест, 64 учреждения здравоохранения на 9150 коек и 10785 посещений, 6 учреждений социального обслуживания населения, 7 объектов полиграфии и печати, 48 километров магистральных теплотрасс, 201 трансформаторная и распределительная подстанции и более 484 километров электрических сетей, 5 промышленных предприятий с объемом производства 458,7 млн. рублей, 428 объектов связи, 4 предприятия стройиндустрии и 23 предприятия агропромышленного комплекса. Введены в эксплуатацию объекты водоснабжения в г. Грозном (Старосунженский и Гойтинский водозаборы, пусковой комплекс Чернореченского водозабора), в Шалинском и Урус-Мартановском районах общей мощностью 295,964 тыс. куб. метров в сутки.

В 2002-2006 годах на введенных в эксплуатацию объектах создано 21316 рабочих мест, в том числе 9700 - в строительстве, 6752 - в здравоохранении, 2104 - в образовании, 1186 - в промышленности и 1574 - в агропромышленном комплексе.

На 2007 год предусмотрен ввод в эксплуатацию жилых домов общей площадью 221,5 тыс. кв. метров, учреждений здравоохранения на 604 койки, учреждений образования на 6054 места, автоматических телефонных станций на 4992 номера, 37,46 километра водопроводных сетей, автодорог общего пользования протяженностью 16,2 километра, мостовых сооружений на 173 погонных метра.

В настоящее время восстановительный процесс осуществляется во всех отраслях экономики и социальной сфере Чеченской Республики. Следовательно, основной задачей является ускорение процесса восстановления и создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию.

Решение этой задачи предполагается осуществить с помощью федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы" (далее - Программа).

2. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом

Социально-экономическое положение Чеченской Республики характеризуется высоким уровнем безработицы и неразвитостью промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, которые вызваны в основном значительными разрушениями объектов промышленного производства, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

Сложный характер многочисленных проблем свидетельствует о необходимости целенаправленной поддержки государства в обеспечении устойчивого социально-экономического развития.

Учитывая масштабность задач, связанных с развитием Чеченской Республики, наиболее предпочтительным инструментом для их решения является программно-целевой метод, поскольку позволяет охватить весь комплекс проблем.

Мероприятия Программы носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем и предусматривают как восстановление разрушенных предприятий с обновлением основных фондов, так и строительство предприятий с созданием новых рабочих мест.

3. Характеристика социально-экономической ситуации, сложившейся
в Чеченской Республике, и прогноз развития проблемной ситуации
в социально-экономическом развитии республики без использования
программно-целевого метода

В настоящее время на территории Чеченской Республики налаживается мирная жизнь, наращиваются темпы и объемы работ по восстановлению хозяйственного комплекса.

О положительных тенденциях в восстановлении экономики и социальной сферы Чеченской Республики свидетельствуют следующие данные:

объем инвестиций в основной капитал в 2006 году составил 10499 млн. рублей, что более чем на 32 процента больше по сравнению с 2005 годом;

платные услуги были предоставлены населению на сумму 1178,6 млн. рублей;

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 7783 рубля;

объем работ, выполненный по договорам строительного подряда, составил 1321,2 млн. рублей.

Вместе с тем текущее состояние экономики характеризуется чрезвычайно низким уровнем валового регионального продукта на душу населения, который в 3,3 раза ниже аналогичного среднего показателя по Южному федеральному округу. Значительное отставание сохраняется по основным показателям социального развития.

Ключевыми отраслями хозяйственного комплекса Чеченской Республики являются промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и строительство.

В структуре валового регионального продукта удельный вес производства товаров составляет более 52 процентов. Особенностью структуры промышленного производства Чеченской Республики является ее моноотраслевой характер с преимущественным преобладанием доли нефтедобывающей промышленности (97 процентов).

Состояние развития нефтяной отрасли в настоящее время не обеспечивает потребности региона в основных видах нефтепродуктов. Добыча нефти, включая газовый конденсат, составила в 2006 году 2,12 млн. тонн, в то время как в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века добывалось 4,5 - 5,5 млн. тонн.

Кроме того, большее значение имеют пищевая промышленность и производство строительных материалов. Незначительное развитие получили также машиностроение, металлообработка, электроэнергетика и легкая промышленность.

Сельское хозяйство представлено растениеводством с преобладанием зерновых, зернобобовых и кормовых культур, а также животноводством. В структуре производства мяса (в живом весе) более двух третей занимает мясо птицы и свыше одной четверти - мясо крупного рогатого скота. Возросли в последние годы объемы производства молока, яиц и шерсти.

Ведущее место в развитии агропромышленного комплекса Чеченской Республики занимает виноградарство и виноделие.

В целом уровень развития сельского хозяйства не соответствует имеющемуся потенциалу.

Строительный комплекс Чеченской Республики ориентирован на восстановление объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, промышленности, стройиндустрии и агропромышленного комплекса. При этом пока крайне слабо развита местная строительная база. В то же время Чеченская Республика располагает почти всеми необходимыми природными ресурсами для обеспечения производства строительных материалов, прежде всего цемента, кирпича, облицовочного природного камня, силикатного стенового материала, сборного железобетона, инертных материалов, щебня и других материалов.

Важное место в структуре экономики занимает сфера услуг, представленная транспортом и связью, торговлей и общественным питанием, другими рыночными услугами, а также достаточно емким сектором нерыночных услуг, включая жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и образование. Вместе с тем доля сферы услуг в настоящее время значительно ниже стандартных параметров.

Тем не менее, как уже отмечалось, социально-экономическое положение Чеченской Республики остается по-прежнему сложным.

Несбалансированность рынка труда является следствием утраты инженерно-технического кадрового потенциала, а также наличия свободной рабочей силы и отсутствия мест приложения труда.

Численность зарегистрированных безработных на конец 2006 года составила 328 тыс. человек. Уровень безработицы был самым высоким по стране - 73 процента трудоспособного населения.

С 1990 года до настоящего времени количество специалистов в экономике Чеченской Республики сократилось в 3 раза.

Такая ситуация на рынке труда, особенно в сельской местности, является сдерживающим фактором стабильного восстановления и устойчивого развития экономики Чеченской Республики.

Негативную роль играет значительная степень разрушения транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов связи и телекоммуникаций.

Транспортная инфраструктура пока представлена двумя видами транспорта - железнодорожным и автомобильным, благодаря которым реализуется транзитный потенциал региона.

Грузооборот железнодорожного транспорта в 2005 году составил 884,4 млн. тонно-километров - перевезено 2362,6 тыс. тонн грузов. Пассажирооборот автотранспортных предприятий составил 286,6 млн. пассажиро-километров - перевезено 17,7 млн. пассажиров. Следует подчеркнуть, что в Чеченской Республике разрушены и находятся в аварийном состоянии до 70 процентов дорог с твердым покрытием и до 80 процентов искусственных сооружений.

В 2007 году возобновил работу аэропорт в г. Грозном.

Темпы восстановления информационно-коммуникационной инфраструктуры не обеспечивают необходимую потребность в услугах связи, особенно в удаленных районах. Из 20,6 тыс. номеров монтированной емкости сети местной телефонной связи на конец 2006 года задействованная емкость составляет только 9,2 тыс. номеров.

Состояние жилого фонда в Чеченской Республике оценивается как критическое.

Значительная часть жилого фонда находится в ветхом, аварийном состоянии, требующем восстановления.

На одного постоянно проживающего здесь человека приходится 11,75 кв. метра общей площади, что значительно ниже общероссийского показателя (19,29 кв. метра).

Кроме того, крайне низок уровень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры.

Наличие амбулаторно-клинических учреждений в некоторых районах Чеченской Республики составляет 20 процентов общероссийского уровня. Обеспеченность населения больничными койками меньше общероссийских показателей в 1,6 раза, поликлиниками (на 100 тысяч человек) - в 5 раз, врачами - в 2,4 раза.

В Чеченской Республике действует 461 образовательное учреждение. На одну школу приходится 460 учащихся (в среднем по России - 291). В большинстве школ обучение проводится в две или три смены. Более 46 процентов учеников учатся во вторую или третью смену.

В Чеченской Республике функционирует 257 библиотек, из которых только 52 библиотеки работают в нормальных помещениях, отсутствуют дома культуры.

Крайне низкая обеспеченность объектами физкультурно-спортивного назначения для массовых занятий спортом.

Число детских садов в расчете на 100 тыс. человек почти в 7 раз ниже среднероссийского уровня.

Анализ социально-экономического положения показывает, что развитие Чеченской Республики без использования программно-целевого метода в условиях масштабности проблем невозможно, так как решение всего спектра проблем социально-экономического положения Чеченской Республики должно осуществляться в комплексе с учетом целевых показателей (индикаторов).

Кроме того, без применения указанного метода не будет обеспечено эффективное использование государственных капитальных вложений.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

Решение проблемы с учетом особенностей развития экономики и социальной сферы Чеченской Республики будет осуществляться путем обоснованного выбора программных мероприятий по всем направлениям реализации Программы с учетом привлечения для ее реализации реальных объемов финансовых средств.

В этой связи предлагается 3 варианта решения проблемы.

Объемы финансирования Программы за счет всех источников финансирования составят 55900 млн. рублей при использовании первого варианта решения проблемы, 76320 млн. рублей - второго варианта и 121670 млн. рублей - третьего варианта (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - соответственно 42100 млн. рублей, 64660 млн. рублей и 110784 млн. рублей.

Объем финансирования при использовании первого варианта решения проблемы является минимально необходимым. В случае выбора этого варианта прогнозируется, что к 2011 году рост валового регионального продукта по сравнению с 2005 годом составит 161 процент.

При таком варианте основные негативные тенденции социально-экономического развития сохранятся. Период их преодоления будет отодвинут на неопределенное время, что углубит кризисные явления, усилит социальную напряженность и не позволит решить проблемы занятости.

Среди отраслей хозяйственного комплекса Чеченской Республики ведущая роль сохранится за нефтедобывающей промышленностью, потенциал роста ее производства к 2011 году оценивается примерно в 1,3 - 1,4 раза по отношению к уровню производства 2005 года. На этом фоне может несколько возрасти суммарный объем производства других отраслей промышленности с увеличением их доли в структуре всего промышленного производства до 12-15 процентов. Общий объем промышленного производства в течение 2008-2011 годов может возрасти в 1,3 - 1,4 раза.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»