МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 ноября 2007 года N 169

Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2 ст.121; 2005, N 23, ст.2269)

приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.



Министр
И.Е.Левитин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

20 декабря 2007 года,

регистрационный N 10771

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 26 ноября 2007 года N 169



ПОЛОЖЕНИЕ
о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2002, N 44, ст.4294; N 35, ст.3607; 2006, N 50, ст.5284; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 45, ст.5418) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2005, N 23, ст.2269; 2006, N 41, ст.4256).

1.2. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств функциональной подсистемы организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема), а также порядок их деятельности.

1.3. Организацию работы функциональной подсистемы осуществляет Комиссия Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия) через Оперативный штаб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на морском и речном транспорте (далее - Оперативный штаб по ЧС).

1.4. Контроль за соответствием установленным требованиям функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

II. Цели и основные задачи функциональной подсистемы

2.1. Целями функциональной подсистемы как части глобальной системы поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, являются:

организация и координация деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, на основе требований Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1988 года N 8556-XI "О ратификации Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года" (Сборник международных договоров, 1990, ст.225-238);

координация деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, за исключением военных кораблей и военно-вспомогательных судов, на основе требований Международной конвенции о спасании 1989 года (ратифицирована Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 186-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о спасании 1989 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст.6268).

2.2. Основными задачами функциональной подсистемы являются:

организация и проведение операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, включая проведение мероприятий, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в этой области;

координация действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и соответствующих служб иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море;

организация и проведение на морских бассейнах аварийно-спасательных, судоподъемных, водолазных и экспедиционных буксировочных работ;

предоставление информационных, консультационных и методических услуг в области аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических (водолазных) и буксировочных работ.

III. Организация, состав сил и средств функциональной подсистемы

3.1. Функции аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте осуществляет федеральное государственное учреждение "Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации" (далее - ФГУ "Госморспасслужба России").

3.2. Функциональную подсистему образуют Росморречфлот, ФГУ "Госморспасслужба России" с Государственным морским спасательно-координационным центром (далее - ГМСКЦ), морскими спасательно-координационными центрами (далее - МСКЦ), морскими спасательными подцентрами (далее - МСПЦ), бассейновыми аварийно-спасательными управлениями (далее - БАСУ) и управлениями аварийно-спасательных и подводно-технических работ (далее - УАСПТР).

3.3. Функциональная подсистема действует на федеральном уровне в пределах территориального моря и внутренних морских вод Российской Федерации на основе требований национального законодательства и как часть глобальной системы поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, на основе требований Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года.

Морские поисково-спасательные районы Российской Федерации указаны в приложении N 1 к статье 9 Положения о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России (зарегистрировано Минюстом России 28 июля 1995 года, регистрационный N 917).

3.4. Координационным органом функциональной подсистемы является Комиссия.

3.5. Компетенция Комиссии, а также порядок принятия решений определяются в положении о ее образовании. Комиссия возглавляется руководителем Росморречфлота.

3.6. Органом управления функциональной подсистемой является Оперативный штаб по ЧС.

3.7. Основные задачи Оперативного штаба по ЧС:

оперативное руководство мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального значения на морском и речном транспорте;

координация деятельности органов управления и сил морского и речного транспорта при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

согласование действий сил и средств морского и речного транспорта и подразделений федеральных органов исполнительной власти при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства и проявлениями терроризма на морском и речном транспорте.

3.8. Органы повседневного управления функциональной подсистемы:

на федеральном уровне - ФГУ "Госморспасслужба России" (ГМСКЦ);

на региональном уровне - федеральные государственные учреждения администрации морских портов (МСКЦ, МСПЦ).

3.9. В состав сил и средств функциональной подсистемы входят следующие формирования:

ГМСКЦ в г.Москве; МСКЦ в гг.Мурманске, Владивостоке, Новороссийске, Санкт-Петербурге, Калининграде, Астрахани; МСПЦ в гг.Архангельске, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском;

ФГУП "Мурманское БАСУ" в г.Мурманске с Архангельским филиалом ФГУП "Мурманское БАСУ" в г.Архангельске, ФГУП "Балтийское БАСУ" в г.Санкт-Петербурге с Калининградским филиалом ФГУП "Балтийское БАСУ" в г.Калининграде, ФГУП "Сахалинское БАСУ" в г.Корсакове с Камчатским филиалом ФГУП "Сахалинское БАСУ" в г.Петропавловске-Камчатском, ФГУП "Дальневосточное БАСУ" в г.Владивостоке, ФГУП "Новороссийское УАСПТР" в г.Новороссийске, ФГУП "Северо-Каспийское УАСПТР" в г.Астрахани.

3.10. На морских бассейнах силы и средства постоянной готовности функциональной подсистемы формируются из судового состава БАСУ, УАСПТР, федеральных государственных учреждений администраций морских портов, филиалов ФГУП "Росморпорт" и взаимодействующих поисково-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти.

3.11. Для выполнения задач по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, осуществляется несение аварийно-спасательной готовности спасательными судами.

В состав дежурных сил и средств аварийно-спасательной готовности в общем случае включаются:

многоцелевые спасательные суда типа "Светломор" и проекта В-92;

спасательные и спасательно-буксирные суда проекта 1415;

катера всепогодные спасательные;

водолазные боты;

аварийные партии.

3.12. Организацию и координацию деятельности находящихся в готовности сил и средств при проведении поисково-спасательных операций осуществляют МСКЦ и МСПЦ на морских бассейнах.

3.13. Привлечение сил и средств функциональной подсистемы осуществляется в соответствии с действующими международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами по поиску и спасанию на море и планами взаимодействия при проведении работ по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, утвержденными начальниками соответствующих федеральных государственных учреждений администраций морских портов и согласованными с руководителем ФГУ "Госморспасслужба России".

3.14 Аварийно-спасательные формирования, входящие в состав сил и средств функциональной подсистемы, должны быть аттестованы в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст.3503; 2000, N 32, ст.3341; N 33, ст.3348; N 46, ст. 4537; 2003, N 46 (ч.I), ст.4435; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; N 49, ст.4840; 2005, N 1 (ч.I), ст.15; N 19, ст.1752).

     

IV. Режимы функционирования, стадии аварийности
и мероприятия, проводимые органами управления
 и силами функциональной подсистемы

4.1. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на море органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.

4.2. Решением руководителя Росморречфлота для органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4.3. Решением руководителя Росморречфлота о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций на море;

перечень мер по ликвидации аварийных ситуаций;

должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, или руководитель поисково-спасательной операции.

4.4. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководитель Росморречфлота отменяет установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы.

4.5. При поступлении в функциональную подсистему первых сведений о фактической или потенциальной аварийной ситуации собранная информация и начальные действия имеют решающее значение для успешного проведения поисково-спасательной операции (Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию на море, том II, глава 3, ст.3.1.1, ИМО/ИКАО, Лондон/Монреаль, 1988).

4.6. Руководитель Росморречфлота при принятии решения о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации рассматривает вопрос об отнесении сложившейся фактической или потенциальной аварийной ситуации к стадии неопределенности, стадии тревоги или стадии бедствия.

Стадия неопределенности вводится в случае возникновения ситуации, при которой существует неопределенность относительно безопасности человека, судна или иного средства.

Стадия тревоги вводится в случае возникновения ситуации, при которой существует опасение за безопасность человека, судна или иного средства.

Стадия бедствия вводится в случае возникновения ситуации, при которой существует обоснованная уверенность, что человек, судно или иное средство подвергаются серьезной и непосредственной опасности и нуждаются в немедленной помощи.

4.7. Основаниями для введения аварийных стадий являются:

для стадии неопределенности - поступление сообщения, что человек без вести пропал, судно или другое средство не прибыло вовремя, или когда человек, судно или другое средство не передали очередной сводки о своем местоположении или диспетчерского сообщения, касающегося безопасности мореплавания;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»