О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

4. Безопасность конструкции и техническое состояние транспортных средств


Российская Федерация является участницей Женевского Соглашения, подписанного в рамках Комитета по внутреннему транспорту (КВТ) ЕЭК ООН на правительственном уровне наряду с 33 европейскими государствами, Японией и Австралией. Разрабатываемые в КВТ Правила ЕЭК ООН, являющиеся приложениями к указанному Соглашению, представляют собой международные нормативные документы, которые устанавливают требования к безопасности конструкции автотранспортных средств и их прицепов, тракторов, строительно-дорожных машин, а также методы их испытаний.

В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по участию в Женевском Соглашении Госстандартом России с 1 июля 2000 года в качестве государственных стандартов введены все Правила ЕЭК ООН, заявленные Россией к применению.

Введение в действие Правил ЕЭК ООН в качестве государственных стандартов обеспечивает как совершенствование конструктивной безопасности, так и в целом повышение безопасности дорожного движения и уменьшение экологического воздействия транспорта на окружающую среду, способствует приведению показателей отечественной техники к европейским нормам, содействует повышению ее конкурентоспособности на международном рынке, признанию за рубежом российских результатов введенной системы сертификации.

Продолжается процесс гармонизации отечественной системы стандартизации с международными и региональными системами, расширения масштабов прямого применения международных и региональных стандартов, правил и директив в качестве государственных стандартов Российской Федерации.

За последние пять лет было разработано 34 государственных стандарта с современными показателями, направленными на повышение конструктивной безопасности автомототранспортных средств, внесены изменения в 14 действующих стандартов. Приняты и введены в действие новые государственные стандарты Российской Федерации, устанавливающие требования к автобусам, предназначенным для перевозки инвалидов и детей, электронному оснащению автотранспортных средств, безопасности автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды, эффективности систем отопления, вентиляции и кондиционирования салона автомобиля, содержанию вредных веществ в воздухе салона и кабины.

С 1 января 2000 года введен в действие ГОСТ Р 51266-99 "Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний", гармонизированный с соответствующими Директивами Европейского Союза. Принят и введен в действие ГОСТ Р 51616-2000 "Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний", соответствующий требованиям международных стандартов.

С учетом актуальности проблемы снижения загрязняющего воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду с 1 июля 2000 года введены в действие в качестве государственных стандартов Российской Федерации Правила ЕЭК, устанавливающие требования к загрязняющим выбросам и дымности отработавших газов автомототранспортных средств.

Таким образом, в России, так же как и в других европейских странах, для новых автомобилей с дизельными двигателями действуют нормы Евро-2, а для легковых автомобилей дифференцированное введение норм Евро-2 предусматривается с 1 июля 2002 года. Введение в России европейских норм обеспечивает уменьшение выбросов загрязняющих веществ от одного автомобиля в 2,0-2,8 раза при работе на дизельном топливе и примерно в 10 раз при использовании неэтилированного бензина и нейтрализатора отработавших газов.

Что касается автомобилей, находящихся в эксплуатации, то требования к их загрязняющим выбросам с 1 января 2000 года соответствуют европейским.

С 1 июля 2000 года введен в действие ГОСТ Р 17.2.02.06-99 "Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей".

Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" установлено, что автотранспортные средства, изготавливаемые в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа, подлежат обязательной сертификации. Допуск транспортных средств к участию в дорожном движении осуществляется путем их регистрации при наличии "Одобрения типа транспортного средства" (ОТТС), выдаваемого в соответствии с правилами Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.

В настоящее время разработка и постановка на производство транспортных средств модернизированной или новой конструкции является целиком делом изготовителя. Государство перестало выделять целевые средства для обновления продукции, и действовавший ранее порядок государственных приемочных испытаний утратил силу.

В современных условиях единственным средством контроля со стороны государства за производством безопасной для потребителя и окружающей среды продукции является ее сертификация.

Присоединение Российской Федерации к Женевскому Соглашению 1958 года способствовало введению в 1992 году отечественной Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов, основанной на международных принципах и нормах, полностью соответствующей по процедуре указанному соглашению.

Например, в процессе сертификационных испытаний были выявлены несоответствия требованиям безопасности и экологичности конструкции у 48 моделей автобусов (в т.ч. 31 зарубежного производства), выпускаемых 19 заводами-изготовителями (в т.ч. 10 зарубежными), в том числе по тормозным свойствам, нарушениям условий безопасности конструкции автобусов, выделению загрязняющих веществ с отработавшими газами двигателей, внешнему и внутреннему шуму, управляемости и устойчивости, обзорности, содержанию вредных веществ в салоне.

По результатам первичных сертификационных испытаний было отказано в выдаче "Одобрений типа транспортного средства" для автобусов "Дэу" (Корея), "Мерседес Бенц Турк" и "Отомарсан" (Турция), "Икарус" (Венгрия) из-за несоответствия конструкции требованиям безопасности.

Также проводилась работа с американскими производителями - корпорациями "Форд" и "Дженерал моторз" (США) с целью обеспечения поставок в Россию легковых автомобилей, отвечающих европейским требованиям к внешним световым приборам, тормозным свойствам, внешнему шуму, загрязняющим выбросам и т.д.

Поэтапное ужесточение с 1992 по 2000 год требований при сертификации ориентировало отечественных изготовителей на совершенствование конструкции транспортных средств с целью приведения ее в соответствие с европейскими нормами Правил ЕЭК ООН, так как только после положительных результатов испытаний оформлялось "Одобрение типа транспортного средства".

Госстандарт России представлен Правительством как Административный орган от Российской Федерации в Женевском Соглашении и наделен правом выдавать сертификаты по Правилам ЕЭК ООН, признаваемые всеми странами - участницами Женевского Соглашения, а также российские "Одобрения типа транспортного средства".

За период с 1995 года было оформлено около 4500 ОТТС, из них 500 выдано в 2000 году. При этом свыше половины документов выдано отечественным изготовителям. Из общего числа выданных ОТТС в настоящее время действует 1000 таких документов (остальные утратили силу).

"Одобрение типа транспортного средства" на срок действия 3 года выдается только при условии соблюдения целого ряда дополнительных требований безопасности, в частности установки ремней безопасности на все сиденья автомобилей (это требование Правил ЕЭК ООН N 16 не распространяется на городские автобусы), а также при использовании двигателей, отвечающих нормам Евро-2.

В 2000 году ОАО "КамАЗ" (Республика Татарстан, г.Набережные Челны) и ОАО "Автодизель" (г.Ярославль) организовано производство двигателей, полностью соответствующих нормам Евро-2.

В настоящее время отечественными автомобильными заводами выпускается ряд моделей грузовых автомобилей с двигателями по нормам Евро-2 и с антиблокировочными устройствами тормозных систем (АМО ЗИЛ, ОАО "КамАЗ", АО "УралАЗ", ОАО "ГАЗ").

Автозаводы, выпускающие легковые автомобили, имеют модификации с нейтрализаторами отработавших газов (АО "АвтоВАЗ", АО "УАЗ", АО "Москвич", ДОАО "ИЖМАШ-Авто").

Созданная в Российской Федерации нормативная база по стандартизации с учетом применения Правил ЕЭК ООН и введение механизма сертификации автомототранспортных средств способствовали разработке и постановке на производство новых моделей автомобилей ВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, УАЗ и ряда других, отвечающих современным международным требованиям к безопасности конструкции.

Вместе с тем актуальной является проблема эффективного инспекционного контроля со стороны органов по сертификации за соответствием серийной продукции сертификационным требованиям и недостаточность контроля за стабильностью сертификационных свойств в процессе эксплуатации транспортных средств.

Характерной особенностью структуры автомотопарка Российской Федерации является большой удельный вес транспортных средств, не отвечающих в полном объеме международным требованиям по техническому уровню и безопасности конструкции, имеющих длительные сроки эксплуатации, в том числе за пределами установленного моторесурса, и низкую техническую надежность.

Так, почти две трети (65,7%) от общего количества легкового транспорта составляют модели, выпускаемые с конца 70-х - начала 80-х годов, в которых не учтены современные конструктивные решения, направленные на снижение тяжести последствий ДТП: антиблокировочные системы, электронные системы управления, системы встроенной диагностики, подушки безопасности и другие средства защиты водителя и пассажиров.