Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 51616-2000

Группа Т34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

ШУМ ВНУТРЕННИЙ

Допустимые уровни и методы испытаний

Motor vehicles. Internal noise.
Permissible levels and methods of tests

     

ОКС 03.220.20
ОКП 45 1000

Дата введения 2001-01-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56 "Дорожный транспорт"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 14 июня 2000 г. N 156-ст

3 Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 5128-80 "Акустика. Измерение шума в салоне автомобиля" в части методов измерений

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.04.2009 N 122-ст с 01.09.2009

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 6, 2009 год

                

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - автотранспортные средства) категорий М, М, М, N, N, N, по ГОСТ Р 52051, кроме транспортных средств, конструкция крыши и/или остекления которых не предусматривает полной изоляции кабины (салона) от окружающей среды, полуприцепы, предназначенные для перевозки пассажиров, троллейбусы и устанавливает допустимые уровни шума, которые воздействуют на водителя в кабине и пассажиров в пассажирском помещении автотранспортных средств, и методы испытаний.

Стандарт не распространяется на автотранспортные средства, находящиеся в эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

               

ГОСТ 17187-81* Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

___________________     

* С 1 декабря 2009 г. на территории Российской Федерации вводится в действие ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования    

    

ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН N 85) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий М и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

(Измененная редакция, Изм. N 1).

     3 Определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система, влияющая на образование внутреннего шума: Комплекс элементов автотранспортного средства, изменяющих уровень звука в кабине (пассажирском помещении) и вибрацию, передаваемую элементами кабины (пассажирского помещения).

3.2 элемент системы, влияющей на изменение уровня внутреннего шума: Любой отдельный элемент автотранспортного средства: элемент упругой подвески кузова, двигателя, коробки передач (силового агрегата), раздаточной коробки, карданного вала, системы выпуска отработавших газов; глушители шума впуска воздуха и выпуска отработавших газов; перегородки в пассажирском помещении; вибродемпфирующие, звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы и т.п.

3.3 полная масса автотранспортного средства: Масса автотранспортного средства, состоящая из снаряженной массы, массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров (по числу мест), их багажа, водителя и другого обслуживающего персонала.

3.4 снаряженная масса автотранспортного средства: Масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.п.) автотранспортного средства, но без груза или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала и их багажа.

3.5 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя в киловаттах, определенная по ГОСТ Р 41.85.

3.6 удельная мощность на единицу массы: Максимальная мощность двигателя, приведенная к единице полной массы транспортного средства в кВт/т.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

     4 Допустимые уровни внутреннего шума

4.1 Автотранспортные средства одного типа в отношении внутреннего шума не должны иметь существенных различий в следующих характеристиках:

- конструкции кузова, места установки двигателя;

- длины и ширины автотранспортного средства;

- типа двигателя (с искровым зажиганием или с воспламенением от сжатия, двухтактный или четырехтактный, поршневой или роторный), типа и конструкции системы питания и газораспределения, номинальной или максимальной мощности и соответствующей частоты вращения коленчатого вала двигателя, типа электродвигателя и т.д.;

- наличия вспомогательных систем, не являющихся необходимыми для получения движения, но используемых при движении автотранспортного средства (система отопления, кондиционирования и вентиляции кузова или пассажирского помещения, далее - вентиляционная установка);

- конструкции трансмиссии (в части типов: коробки передач, главной передачи, раздаточной коробки, дополнительной коробки), числа передач и передаточных чисел;

- других систем, влияющих на образование внутреннего шума.

4.2 В качестве оценочного показателя внутреннего шума принимается уровень звука в децибелах, скорректированных по шкале (дБ) по ГОСТ 17187.

Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств

Автотранспортное средство

Допустимые уровни звука, дБ


до 01.01.2014

после 01.01.2014

Автомобили и автобусы для перевозки пассажиров

Категория

78

77

Категория (вагонная или полукапотная компоновка кузова)

80

79

Категория , :

на рабочем месте водителя

78

77

в пассажирском помещении автобусов классов В, II и III

80

79

в пассажирском помещении автобусов классов А и I

82

81

Категории , с расположением двигателя спереди или в зоне рабочего места водителя, в том числе вахтовые и другие специальные автобусы, изготовленные на шасси грузовых автомобилей

80

79

Автомобили для перевозки грузов

Категория полной массой до 2 т

80

79

Категория полной массой от 2 до 3,5 т

82

81

Категории ,

82

81

Категории , (седельные тягачи, грузовые автомобили (при наличии спального места)

80

78

Полуприцепы, предназначенные для перевозки пассажиров

80

79

Троллейбусы

на рабочем месте водителя

78

77

в пассажирском помещении

82

81

Транспортные средства с пневматическим приводом управления тормозными системами при истечении воздуха из пневмоаппаратов в кабину (пассажирское помещение) после их срабатывания

70

Примечания

1 Для автотранспортных средств повышенной проходимости категории по ГОСТ Р 52051 допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБ.

2 Для полноприводных автотранспортных средств повышенной проходимости категорий , , , , по ГОСТ Р 52051 допускается с 01.01.2014 превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБ.

3 Для автотранспортных средств категории полной массой до 2 т с удельной мощностью на единицу массы более 75 на режиме разгона допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 4 дБ. Для автотранспортных средств категории с удельной мощностью на единицу массы более 125 допустимые уровни звука устанавливаются только для испытательного режима движения на постоянной скорости.

В случае если значения уровней звука, измеренные на режиме разгона, превышают допустимые значения, приведенные в таблице, они должны быть указаны в эксплуатационной документации, прикладываемой к автомобилю (например в "Руководстве по эксплуатации").

4 Автотранспортные средства, приведенные в примечании 3, не могут использоваться для общественного пользования (например такси), что также указывается в сопроводительной документации на автомобиль, представляемой покупателю (например в "Руководстве по эксплуатации").

5 Для автотранспортных средств специального назначения (автомобиль-дом, бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг, транспортное средство медицинской помощи и др.) категорий МС и NC, уровень звука не должен превышать допустимых уровней, установленных для базового транспортного средства.

6 Для автотранспортных средств специального назначения (бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг и др.) категорий NC, изготовляемых на базе категории N, уровень звука не должен превышать 80 дБ, а с 01.01.2014 - 79 дБ.

7 При проведении инспекционных испытаний сертифицированного типа автотранспортного средства допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБ.

          

(Измененная редакция, Изм. N 1).

     

     5 Методы испытаний

    5.1 Общие требования

5.1.1 Методы испытаний, изложенные в настоящем стандарте, используют при проведении испытаний автотранспортных средств (в том числе периодических, сертификационных, инспекционных и др).

5.1.2 Автотранспортное средство, представленное на испытание, должно соответствовать требованиям технической и эксплуатационной документации, что определяется при его идентификации.

5.1.3 Для проведения испытаний должно быть представлено техническое описание автотранспортного средства конкретного типа в трех экземплярах в соответствии с приложением А.

5.1.4 Порядок проведения инспекционных испытаний сертифицированных автотранспортных средств изложен в приложении Б.

     5.2 Средства измерений и регистрации

5.2.1 Для измерения внутреннего шума автотранспортного средства должны применяться следующие приборы:

- шумомер 1-го класса точности по ГОСТ 17187. При измерениях рекомендуется использовать микрофон с всенаправленной характеристикой;

- приборы для измерения скорости автотранспортного средства и частоты вращения коленчатого вала двигателя с относительной погрешностью измерения ±3%;

- прибор для измерения скорости ветра с диапазоном измерения от 1 до 10 м/с и погрешностью измерения ±0,5 м/с;

- прибор для измерения температуры окружающего воздуха с погрешностью измерения ±1 °С;

- прибор для измерения атмосферного давления с погрешностью измерения ±2,6 гПа.

5.2.2 Акустическую калибровку шумомера проводят до и после проведения каждой серии измерений с применением стандартного источника звука с погрешностью ±0,3 дБ. Если результаты калибровки до и после испытаний отличаются более чем на 0,5 дБ, то испытание считают недействительным.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.3 Допускается использовать другие средства измерений и регистрации, если их электроакустические характеристики соответствуют ГОСТ 17187.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs