ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2007 года N 484
О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации
(с изменениями на 5 сентября 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 31 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 30 января 2021 года N 86
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 23.03.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 89 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 12.04.2010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1172 (Российская газета, N 71, 05.04.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 63 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 06.02.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 889 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2014 года N 820 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.08.2014) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2014 года N 820);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 года N 937 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.08.2018, N 0001201808160007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2018 года N 1057 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.09.2018, N 0001201809070026).
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.
2. Дополнить подпункт "д" пункта 38 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5525; 2006, N 37, ст.3876; 2007, N 14, ст.1687), словами "с учетом Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 года N 484".
3. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации в 6-месячный срок разработать совместно с Федеральной антимонопольной службой и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в целях обеспечения контроля вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики, на которые не распространяется действие Правил, утвержденных настоящим постановлением, но которые используются для обеспечения энергоснабжения неограниченного круга лиц.
4. Настоящее постановление вступает в силу с даты его официального опубликования, за исключением пунктов 28-35 Правил, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с даты вступления в силу статьи 44 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
Российской Федерации
от 26 июля 2007 года N 484
(В редакции, введенной в действие
с 16 августа 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 2018 года N 937. -
См. предыдущую редакцию)
Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации
(с изменениями на 5 сентября 2018 года)
1. Настоящие Правила определяют условия и порядок временной остановки работы объектов электроэнергетики, осуществляемой в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов, изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, долгосрочное сохранение работоспособного состояния объектов электроэнергетики во время простоя либо техническое обслуживание входящих в их состав устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления (далее - вывод в ремонт), а также условия и порядок окончательной остановки работы таких объектов, осуществляемой в том числе в целях их ликвидации (далее - вывод из эксплуатации).
В соответствии с настоящими Правилами согласованию подлежит:
вывод в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств электрических станций, установленная мощность которых составляет 5 МВт или более, оборудования и устройств объектов электросетевого хозяйства, включенных в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике" (далее - Правила оперативно-диспетчерского управления), в перечень объектов диспетчеризации;
изменение объема управляющих воздействий противоаварийной или режимной автоматики, готовность оборудования к участию в регулировании частоты электрического тока, изменение величины располагаемой мощности, регулировочного диапазона по активной мощности генерирующего оборудования и иных параметров технологического режима работы оборудования в операционной зоне диспетчерского центра (далее - изменение технологических параметров), отнесенных в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления к объектам диспетчеризации этого диспетчерского центра, вследствие вывода в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, не являющихся объектами диспетчеризации.
2. Вывод в ремонт и из эксплуатации объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, не указанных в пункте 1 настоящих Правил, осуществляется собственниками или иными законными владельцами таких объектов самостоятельно, если иное не предусмотрено договорами с другими организациями, имеющими технологическое присоединение к данным объектам электросетевого хозяйства или объектам по производству электрической энергии.
Собственник такого объекта по производству электрической энергии или уполномоченное им лицо обязаны уведомить системного оператора (субъекта оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе) о выводе из эксплуатации соответствующего объекта в 10-дневный срок со дня вывода его из эксплуатации с приложением копии акта о выводе из эксплуатации или иного подтверждающего документа.
Вывод в ремонт или из эксплуатации относящихся к объектам диспетчеризации линий электропередачи, обеспечивающих межгосударственные перетоки электрической энергии, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами по согласованию с организацией, выполняющей функции субъекта оперативно-диспетчерского управления соответствующей зарубежной электроэнергетической системы, с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, согласовывают вывод из эксплуатации указанных объектов с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если соглашением между ними не предусмотрено иное.
Вывод в ремонт или из эксплуатации объектов электроэнергетики на атомных станциях осуществляется в соответствии с законодательными, правовыми и иными актами Российской Федерации в области использования атомной энергии и настоящими Правилами.
3. Вывод в ремонт линий электропередачи, оборудования и устройств, отнесенных к объектам диспетчеризации, и изменение технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации, вследствие вывода в ремонт линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, не являющихся объектами диспетчеризации (далее соответственно - объекты диспетчеризации, вывод в ремонт объектов диспетчеризации), осуществляется по согласованию с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления) - системным оператором или субъектом оперативно-диспетчерского управления технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы.
Вывод в ремонт объектов диспетчеризации осуществляется на основании результатов рассмотрения диспетчерских заявок на вывод объектов диспетчеризации в ремонт (далее - диспетчерская заявка), подаваемых в диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления, уполномоченный в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления на осуществление оперативно-диспетчерского управления в отношении соответствующего объекта диспетчеризации (далее - уполномоченный диспетчерский центр).
Диспетчерские заявки подаются следующими лицами (далее - заявители):
заявки на вывод в ремонт линии электропередачи, оборудования или устройства, отнесенного к объектам диспетчеризации, - собственником или иным законным владельцем этого объекта диспетчеризации;
заявки об изменении технологического параметра, отнесенного к объектам диспетчеризации, - субъектом электроэнергетики, определяемым в соответствии с правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок, утвержденными субъектом оперативно-диспетчерского управления, с учетом установленного распределения объектов диспетчеризации по способу управления (ведения).
Диспетчерская заявка рассматривается и согласовывается в соответствии с настоящими Правилами, Правилами оперативно-диспетчерского управления и утверждаемыми на их основе субъектом оперативно-диспетчерского управления правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок.
4. Вывод из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств, относящихся к объектам диспетчеризации, и изменение технологических параметров, относящихся к объектам диспетчеризации, вследствие вывода из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, не являющихся объектами диспетчеризации (далее - вывод из эксплуатации объектов диспетчеризации) осуществляется на основании результатов рассмотрения заявлений на вывод объектов диспетчеризации из эксплуатации, подаваемых в уполномоченный диспетчерский центр.
Заявление о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации подается собственником объекта диспетчеризации (собственником линии электропередачи, оборудования или устройства объекта электроэнергетики, не являющихся объектами диспетчеризации, вывод из эксплуатации которых приводит к изменению технологических параметров, относящихся к объектам диспетчеризации).
5. Плановый ремонт объектов диспетчеризации (плановое изменение технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации) производится в соответствии со сводными годовым и месячными графиками ремонта объектов диспетчеризации (далее соответственно - сводный годовой график ремонта, сводный месячный график ремонта, сводные годовые и месячные графики ремонта), утвержденными субъектом оперативно-диспетчерского управления.
Субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет формирование и утверждение следующих сводных годовых и месячных графиков ремонта:
график ремонта энергетического оборудования электростанций;
график ремонта линий электропередачи и электросетевого оборудования;
график технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики;
график технического обслуживания средств диспетчерского и технологического управления.
Относящиеся к объектам диспетчеризации средства диспетчерского и технологического управления включаются в сводные годовые и месячные графики ремонта в части оборудования и устройств, обеспечивающих функционирование локальной автоматики предотвращения нарушения устойчивости, централизованной системы противоаварийной автоматики и режимной автоматики.
6. Сводные годовые и месячные графики ремонта разрабатываются и утверждаются субъектом оперативно-диспетчерского управления на основании результатов рассмотрения предложений о выводе в ремонт объектов диспетчеризации, поданных в уполномоченные диспетчерские центры заявителями, определяемыми в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.
Предложения о выводе в ремонт линий электропередачи, оборудования и устройств, отнесенных к объектам диспетчеризации, должны содержать информацию о диспетчерском наименовании выводимого в ремонт объекта диспетчеризации, виде ремонта (технического обслуживания), объемах основных планируемых работ, сроках проведения ремонтов с дискретностью один час и сведения о результатах оценки технического состояния основного технологического оборудования, выводимого в ремонт.
В случае если в рамках проведения ремонта планируется осуществить демонтаж оборудования, устройств с заменой их на другие оборудование, устройства, указанные предложения также должны содержать информацию об этом с указанием перечня планируемых к демонтажу и установке оборудования, устройств и сведений об их технических параметрах (при наличии).
Предложения об изменении технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации, должны содержать информацию о наименовании изменяемого технологического параметра и величине его предполагаемого изменения, наименовании линии электропередачи, оборудования и устройств, не относящихся к объектам диспетчеризации, вывод в ремонт которых приводит к изменению технологического параметра, а также о сроках изменения технологического параметра с дискретностью один час.
При подготовке и подаче предложений о выводе в ремонт определение перечня линий электропередачи, оборудования и устройств, в отношении которых подаются предложения, видов, объемов и периодичности работ по ремонту и техническому обслуживанию должно осуществляться заявителями в соответствии с требованиями к периодичности проведения, срокам, видам и объемам работ по ремонту и техническому обслуживанию, установленными правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики и правилами технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
При этом при подготовке и подаче предложений о выводе в ремонт линий электропередачи, оборудования и устройств заявителю следует учитывать, что проведение ремонта и реконструкции линий электропередачи, оборудования и устройств, находящихся в критическом и неудовлетворительном состоянии, является приоритетным по отношению к линиям электропередачи, оборудованию и устройствам в ином техническом состоянии. Вид технического состояния линий электропередачи, оборудования и устройств определяется в соответствии с методикой комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1401 "О комплексном определении показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства, и об осуществлении мониторинга таких показателей".
Независимо от применяемого вида организации ремонта при подготовке предложений о выводе в ремонт для включения в график ремонта энергетического оборудования электростанций заявителями должны соблюдаться требования пункта 9 настоящих Правил.
При подготовке и подаче предложений о выводе в ремонт для включения в график ремонта линий электропередачи и электросетевого оборудования должно быть обеспечено возможное совмещение ремонта линий электропередачи и ремонта электросетевого оборудования, отключаемого для проведения ремонтных работ.
Сроки проведения ремонта линий электропередачи и соответствующего (функционально связанного с ними) электросетевого оборудования на объектах электроэнергетики, принадлежащих разным лицам, должны быть предварительно согласованы всеми владельцами таких линий электропередачи и объектов электроэнергетики. Указанное предварительное согласование сроков проведения ремонта осуществляется до подачи в диспетчерский центр предложений о выводе в ремонт для включения в сводные годовые и месячные графики ремонта.
При подготовке и подаче предложений о выводе в ремонт для включения в графики технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики, графики технического обслуживания средств диспетчерского и технологического управления заявителями должны соблюдаться требования пункта 12 настоящих Правил.
Сроки проведения технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления, функционально связанных с соответствующими устройствами на смежных или иных технологически связанных объектах электроэнергетики, принадлежащих другим лицам, должны быть предварительно согласованы владельцами устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления со всеми владельцами технологически связанных объектов электроэнергетики. Такое предварительное согласование осуществляется до подачи в диспетчерский центр предложений о выводе в ремонт для включения в сводные годовые и месячные графики технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления.
7. Предложения о выводе в ремонт для включения в сводные годовые и месячные графики ремонта направляются заявителями в уполномоченный диспетчерский центр посредством специализированного программно-аппаратного комплекса, эксплуатация и техническая поддержка которого осуществляется субъектом оперативно-диспетчерского управления, а при отсутствии у заявителя технической возможности его использования - в письменном виде с соблюдением требований к форме предложений, установленных субъектом оперативно-диспетчерского управления.
8. Сводный годовой график ремонта формируется и утверждается субъектом оперативно-диспетчерского управления на основании результатов рассмотрения предложений о выводе в ремонт объектов диспетчеризации, поданных с соблюдением требований пунктов 6 и 7 настоящих Правил, не позднее 30 июля года, предшествующего планируемому году.
Предложения, поданные после 30 июля, но не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому году, рассматриваются субъектом оперативно-диспетчерского управления после рассмотрения предложений, поданных в установленный срок.
Предложения, поданные после 1 сентября, к рассмотрению не принимаются.
9. При формировании сводного годового графика ремонта энергетического оборудования электростанций с учетом режимно-балансовых условий периода проведения ремонта должны быть обеспечены:
а) планирование ремонта с учетом особенностей различных периодов года (период экстремально высоких температур наружного воздуха, осенне-зимний период, период паводка);
б) минимизация суммарного годового ремонтного снижения мощности, обусловленного ремонтом вспомогательного, общестанционного оборудования и сооружений, в том числе минимизация времени нахождения оборудования в вынужденном простое, путем совмещения проведения указанного ремонта по времени с ремонтом соответствующего основного оборудования;
в) совмещение ремонта котельного оборудования, работающего на главный паропровод очереди электростанции, с ремонтом единиц генерирующего оборудования той же очереди для тепловых электростанций с поперечными связями по пару;
г) совмещение краткосрочного ремонта и технического обслуживания основного энергетического и вспомогательного оборудования с выходными и праздничными днями.
10. Формирование сводного годового графика ремонта энергетического оборудования электростанций осуществляется с учетом следующей приоритетности выполнения ремонта (в порядке убывания):
вывод в ремонт оборудования атомных электростанций, обусловленный требованиями к обеспечению безопасной эксплуатации атомных электростанций, а также необходимостью проведения перегрузки топлива в соответствии с параметрами топливного цикла;