ПРИКАЗ
от 3 апреля 2007 года N 199
Об утверждении и введении в действие Положения об организации и осуществлении контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и особенностях организации и проведения аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике
В целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике" и от 6 мая 2006 года N 273 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 854"
приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2007 года прилагаемое Положение об организации и осуществлении контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и особенностях организации и проведения аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике (РД-12-04-2007).
Руководитель
К.Б.Пуликовский
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и осуществлении контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и особенностях организации и проведения аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике
Введено в действие с 1 мая 2007 года
РД-12-04-2007
1. Положение об организации и осуществлении контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и особенностях организации проведения аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике (далее - Положение) разработано на основании федеральных законов от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и постановлений Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике", от 6 мая 2006 года N 273 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 854" и приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 20 июля 2006 года N 164 "Об аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике".
2. Положение определяет:
- организацию и порядок осуществления государственного контроля за соблюдением субъектами оперативно-диспетчерского управления требований и условий (далее - контроль) федеральных законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем (далее - управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики);
- особенности организации и проведения аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике (далее - аттестация персонала), а также требования к оформлению, выдаче, учету и хранению документов, подтверждающих результаты ее проведения.
Положение также разграничивает полномочия между центральным аппаратом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) и ее территориальными органами по организации и осуществлению контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
3. Требования Положения являются обязательными для работников центрального аппарата Службы и территориальных органов Службы, на которых возлагаются организация и осуществление контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в пределах Единой энергетической системы и технологически изолированных территориальных систем (энергосистем).
4. В настоящем Положении под государственным контролем следует понимать организуемую и осуществляемую Службой в интересах общества и государства деятельность по проверке выполнения субъектами оперативно-диспетчерского управления и должностными лицами установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и руководящими документами Службы требований по обеспечению безопасного управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики, а также по применению законодательно предусмотренных санкций в случаях нарушения указанных требований (далее - законодательно предусмотренные санкции).
Государственный контроль состоит из совокупности следующих реализуемых в установленном порядке форм:
- получение и анализ информации от организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление (далее - организации), имеющих в оперативном управлении (ведении) поднадзорные Службе объекты электроэнергетики, об обеспечении условий и состояния безопасного управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики;
- организация и проведение проверок деятельности организаций по выполнению законодательных, иных нормативных правовых актов и требований регламентов, правил, стандартов;
- применение законодательно предусмотренных санкций.
5. Контрольная деятельность Службы должна быть направлена на соблюдение государственных интересов, предупреждение, профилактику причин и условий возникновения технологических нарушений и травматизма, связанных с деятельностью субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также проверку выполнения соответствующими организациями требований по обеспечению безопасности при управлении технологическими режимами работы объектов электроэнергетики.
6. Государственный контроль осуществляется во всех субъектах оперативно-диспетчерского управления, а также в учебных организациях (центрах), связанных с подготовкой и аттестацией персонала.
7. В настоящем Положении используются термины, установленные в Федеральном законе от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилах оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, приказе Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 20 июля 2006 года N 164 "Об аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике", руководящих документах Службы.
8. В основу организации осуществляемого Службой государственного контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике положены следующие принципы:
- независимость Службы при выполнении ею своих функций от других государственных органов, а также от организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производства электрической и тепловой энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжения потребителей, предоставления услуг по передаче электрической энергии, сбыта электрической энергии, организации купли-продажи электрической энергии;
- разграничение ответственности сторон, осуществляющих деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению и контроль за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (ответственность за обеспечение безопасности при управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики несут организации, осуществляющие оперативное управление (ведение) объектами электроэнергетики в границах закрепленной оперативной зоны), а ответственность за полное и качественное осуществление контроля - специально уполномоченный орган в области государственного энергетического надзора в лице Службы). Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление, несут ответственность за качество выполняемых работ и предоставляемых услуг;
- открытость информации о контроле за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;
- взаимодействие с контролирующими и другими органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование в области оперативно-диспетчерского управления;
- дифференцированный подход к выбору объемов и форм контроля за системой оперативно-диспетчерского управления, в зависимости от достигнутого уровня безопасности объектов, состояния автоматизированных систем, средств диспетчерского и технологического управления и их элементов.
Осуществление контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление.
9. Организация контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также методическое руководство деятельностью территориальных органов Службы по осуществлению соответствующего контроля возлагаются на Управление государственного энергетического надзора, в состав которого входит отдел по надзору за электрическими сетями и электроустановками потребителей, уполномоченный осуществлять контроль за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
10. Полномочия Управления государственного энергетического надзора устанавливаются соответствующим Положением.
Задачи и обязанности отдела по надзору за электрическими сетями и электроустановками потребителей определяются Положением об этом отделе, а права, обязанности и ответственность его работников - соответствующими должностными регламентами.
11. Для организации и осуществления контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в зависимости от количества и расположения поднадзорных объектов, номенклатуры в Управлении государственного энергетического надзора, территориальных органах Службы могут быть образованы специализированные инспекции (отделы), группы инспекторов либо назначены ответственные должностные лица, осуществляющие данный контроль.
12. Распределение полномочий между Управлением государственного энергетического надзора и территориальными органами Службы по осуществлению контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике определяется приказом Службы.
13. Решение об образовании инспекции (группы, отдела), осуществляющей контроль за системой оперативно-диспетчерского управления в составе Управления государственного энергетического надзора или конкретного территориального органа, принимается начальником Управления государственного энергетического надзора, руководителем территориального органа Службы (далее - территориальный орган) и утверждается руководителем Службы.
Функции и задачи по осуществлению контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике определяются Положением об инспекции (отделе), которое утверждает начальник Управления государственного энергетического надзора, руководитель территориального органа.
Местонахождение инспекции (отдела), уполномоченной осуществлять контроль за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяет руководитель территориального органа.
Начальник инспекции (отдела) подчиняется начальнику Управления государственного надзора, руководителю территориального органа, в состав которого входит инспекция (отдел). Руководители специализированной группы, государственные инспекторы, ответственные должностные лица, осуществляющие контроль за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, подчиняются начальнику того подразделения, в штате которого они состоят.
Методическое руководство работой специализированных инспекций (отделов), групп государственных инспекторов, ответственных должностных лиц в составе территориального органа, осуществляющих контроль за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, возлагается на Управление государственного энергетического надзора.
Специализирующиеся на осуществлении контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике государственные инспектора, ответственные должностные лица выполняют свои обязанности в соответствии с должностными регламентами, утвержденными начальником Управления, руководителями соответствующих территориальных органов.
При разработке должностных регламентов необходимо иметь в виду, что на указанных работников возлагается ряд дополнительных специальных обязанностей в соответствии с требованиями настоящего Положения.
14. Мероприятия по контролю за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике отражаются в планах работы Управления государственного энергетического надзора, территориальных органов, разработанных согласно требованиям Положения о планировании в Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору (РД-03-11-2004).
15. В годовые планы работы Управления государственного энергетического надзора, территориальных органов в части, касающейся осуществления контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и аттестации персонала, целесообразно включать в раздел "Осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности Службы":
- мероприятия, предусмотренные планом работы Службы по вопросам обеспечения безопасности при управлении технологическими режимами работы объектов электроэнергетики;
- меры по проверке выполнения приказов и постановлений Службы по вопросам контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в т.ч. касающиеся деятельности конкретного территориального органа;
- решение вопросов надзорной деятельности в области контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с участием руководителей или аппарата управления территориального органа, а также работы, по которым предусмотрено обобщение материалов;
- проведение аттестации персонала;
- проведение в организациях целевых (тематических) и комплексных проверок обеспечения безопасности при управлении технологическими режимами работы объектов электроэнергетики комиссиями, возглавляемыми руководителями территориальных органов.
Кроме того, планирование деятельности Управления государственного энергетического надзора, территориального органа по вопросу осуществления контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике необходимо осуществлять с учетом результатов ежегодного анализа технологических нарушений и обеспечения безопасной организации управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики.
16. Основой для осуществления указанных анализов являются: акты, предписания, отчеты о контрольной и надзорной работе государственных инспекторов, ответственных должностных лиц; результаты оперативных, целевых и комплексных проверок; сведения о ходе выполнения мероприятий по обеспечению безопасного управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики (в том числе о подготовке к осенне-зимнему периоду); акты расследований технологических нарушений в работе энергосистем (имеющих признаки аварий, чрезвычайных ситуаций); соответствующие анализы, ежегодно выполняемые Службой.
17. Анализ состояния безопасного управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики проводится с целью выявления и устранения недостатков в организации и осуществлении контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также устранения причин, способствующих возникновению аварийности и травматизма. На основании результатов анализов в территориальном органе и Управлении государственного энергетического надзора определяются задачи, подлежащие решению, а также включению их в план работы.
18. В квартальных планах работы Управления государственного энергетического надзора, территориальных органов конкретизируются мероприятия по осуществлению контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и уточняются сроки их выполнения, намеченные годовым планом работ, а также вносятся изменения или дополнения с учетом указаний и заданий Службы, анализа аварийности, травматизма за предыдущий период.
19. Государственные инспектора, ответственные должностные лица, специализирующиеся на контроле за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, на основании утвержденных планов работ должны составлять для себя квартальные или месячные планы работы с указанием даты проведения проверок организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление. При составлении планов необходимо учитывать установленные территориальным органом нормативы обследований подконтрольных организаций, а также предусматривать резерв рабочего времени (по усмотрению утверждающего план) для проведения экстренных внеочередных проверок.
20. Аттестации подлежат работники диспетчерских центров организаций:
- прошедшие обучение (переобучение) для работы в диспетчерском центре на должности диспетчера (работника, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций диспетчера);
- ранее допущенные диспетчерским центром к выполнению функций диспетчера и фактически выполняющие эти функции;
- работники диспетчерских центров из числа административно-технического персонала, в обязанности которых входят функции по непосредственному руководству и организации деятельности диспетчеров (главные диспетчеры и их заместители, начальники оперативно-диспетчерских служб и их заместители).
21. По представлению начальника Управления государственного энергетического надзора решение об организации центральной и территориальных аттестационных комиссий (далее - аттестационные комиссии), а также о составе центральной аттестационной комиссии принимается руководителем Службы и оформляется его письменным приказом, на основании которого в уполномоченных территориальных органах (в соответствии с п.12 настоящего Положения) создаются постоянно действующие аттестационные комиссии.