Заслушав информацию члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Э.Л.Ермаковой, руководствуясь пунктом 12_1 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Принять к сведению информацию о некоторых итогах работы избирательных комиссий в 2006 году по реализации полномочий, связанных с проверкой сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений (прилагается).
Отметить, что работа избирательных комиссий по реализации полномочий, связанных с проверкой сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
2. Контрольному управлению (А.Н.Чуркин) в срок до 1 марта 2007 года подготовить с учетом имеющейся практики осуществления избирательными комиссиями контроля за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями предложения по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирующие это направление деятельности избирательных комиссий.
3. Контрольному управлению (А.Н.Чуркин), ФЦИ при ЦИК России (В.В.Ященко) в связи с вводом в эксплуатацию подсистемы автоматизации контроля за финансовой деятельностью политических партий ГАС "Выборы" обеспечить использование средств автоматизации при осуществлении избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации своих полномочий.
4. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.Застрожная
ИНФОРМАЦИЯ
о некоторых итогах работы избирательных комиссий в 2006 году по реализации полномочий, связанных с проверкой
сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных
зарегистрированных структурных подразделений
Прошел год с момента начала исполнения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, возложенных на них Федеральным законом "О политических партиях" (далее - Федеральный закон) полномочий по контролю за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями, в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований граждан и юридических лиц.
За этот период подготовлен пакет нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирующих деятельность избирательных комиссий и политических партий по выполнению норм Федерального закона, а также ряд совместных документов организационного характера, регулирующих взаимодействие избирательных комиссий с регистрирующими органами - Федеральной регистрационной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной миграционной службой.
Накопленный определенный практический опыт в реализации требований Федерального закона позволяет сделать основной вывод о готовности избирательных комиссий к решению поставленных перед ними задач. Налажено конструктивное взаимодействие непосредственно с политическими партиями (по данным Федеральной регистрационной службы на дату представления финансовой отчетности зарегистрировано 35 политических партий, приложение N 1), их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями. Этому в немалой степени способствовали состоявшиеся в декабре 2005 года, июне и октябре 2006 года совещания в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с участием представителей политических партий. Аналогичные рабочие встречи проводились и проводятся избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации с представителями региональных отделений политических партий.
Практика показала, что принятые нормативные акты Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, регулирующие проведение проверок финансовой отчетности политических партий, представляемой в избирательные комиссии, требуют дальнейшего совершенствования. Так, с целью обеспечения проведения анализа результатов проверки финансовой отчетности политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений требуется установление единой формы заключения по результатам таких проверок.
Налаженное взаимодействие и совместная работа с регистрирующими органами позволили устранить ряд имевших место проблемных вопросов, касающихся сроков и полноты проверки сведений, указанных физическими и юридическими лицами при осуществлении пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям. Положительным образом повлияли на работу дополнительное разъяснение Федеральной налоговой службы, направленное региональным налоговым органам, о порядке проведения проверки таких сведений и назначение во всех территориальных налоговых органах сотрудников, ответственных за взаимодействие с избирательными комиссиями.
Избирательными комиссиями накоплен определенный опыт исполнения требований Федерального закона по обеспечению принципов гласности и прозрачности при освещении финансовой деятельности политических партий. И здесь, прежде всего, используются возможности сети Интернет, периодических печатных изданий, а также проведение различного рода публичных мероприятий и встреч с журналистами. Такой опыт открытости в деятельности избирательных комиссий заслуживает пристального внимания и дальнейшего распространения.
С целью оказания практической помощи по организации выполнения новых полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации представителями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществлены выезды в девять регионов (Республика Тыва, Республика Адыгея, Пермский край, Астраханская, Вологодская, Ленинградская, Московская, Омская области, Еврейская автономная область).
Для повышения оперативности проведения проверок сведений, указанных физическими и юридическими лицами, при осуществлении пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям активно используются данные Регистра избирателей ГАС "Выборы" и данные Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), доступ к которым предоставлен Федеральной налоговой службой. В целом на настоящее время по сведениям, представленным в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, организована проверка более 1700 жертвователей, из них более 200 - юридических лиц и около 1500 - физических. По итогам проверки регистрирующими органами выявлено 8 юридических и 22 физических лица, которыми нарушены требования Федерального закона в части осуществления пожертвований.
Наряду с разработкой нормативных документов реализуется механизм автоматизации процесса проверки представляемой политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями политических партий финансовой отчетности. В самое ближайшее время будет принята в эксплуатацию подсистема автоматизации контроля финансирования политических партий ГАС "Выборы", которая станет действенным инструментом в выполнении контрольных функций, возложенных на избирательные комиссии.
С целью подготовки кадров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в апреле этого года проведено дистанционное обучение по использованию указанной подсистемы свыше 130 сотрудников аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Как во всяком новом деле, не обошлось без определенных "погрешностей" в ходе выполнения требований Федерального закона. Политические партии, их региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения допускали различного рода нарушения (несоблюдение сроков представления отчетности, арифметические и технические ошибки и др.).
Статистика по регионам показывает, что наибольшее количество нарушений (около 460) связано с нарушением срока представления отчетности региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделеними. Среди нарушителей региональные отделения таких политических партий, как "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Евразийский Союз", "Социалистическая единая партия России", ''Союз людей за образование и науку", "СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ", "Свобода и Народовластие", "Национально-консервативная партия России", "Российская Конституционно-демократическая партия", "Народная партия России", и ряд других.
В целом региональные отделения политических партий реагируют на соответствующие обращения избирательных комиссий по соблюдению требований Федерального закона. Однако есть и единичные отрицательные примеры. Так, Ленинградским областным региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" не было возвращено в первом квартале сего года пожертвование ООО "СеверСтрой", зарегистрированного менее чем за год до дня его внесения. Несмотря на неоднократные напоминания со стороны Избирательной комиссии Ленинградской области о перечислении этих средств в доход Российской Федерации в связи с ликвидацией жертвователя - юридического лица, региональное отделение распорядилось пожертвованием по своему усмотрению - перечислило денежные средства другому юридическому лицу в счет погашения кредиторской задолженности, что противоречит нормам Федерального закона. О таком нарушении областная избирательная комиссия проинформировала территориальный орган Росрегистрации.
Избирательные комиссии своевременно информировали уполномоченные регистрирующие органы и их территориальные подразделения о выявленных фактах нарушений политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями требований Федерального закона.
Так, на основании информации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Федеральной регистрационной службой были вынесены письменные предупреждения по итогам первого квартала в адрес двух политических партий: "Союз людей за образование и науку" и "Партия развития регионов "Природа и Общество", второго квартала - в адрес четырех политических партий: "Союз людей за образование и науку", "Развитие предпринимательства", "Народно-республиканская партия России", "Российская Конституционно-демократическая партия".
По инициативе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации территориальными органами Федеральной регистрационной службы выносились письменные предупреждения, судами приостанавливалась деятельность ряда региональных отделений политических партий ("Союз людей за образование и науку", "Российская объединенная промышленная партия", "Российская Конституционно-демократическая партии", "Развитие предпринимательства", "Российская партия Пенсионеров" и др.).
Наряду с отмеченными мерами ответственности в отдельных субъектах Российской Федерации территориальными органами Федеральной регистрационной службы практиковалось привлечение региональных отделений политических партий к административной ответственности по статье 19.7 "Непредставление сведений (информации)" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такая правоприменительная практика имела место в отношении региональных отделений политических партий "Демократическая партия России" и "ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ" в Брянской области, политических партий "Российская партия Пенсионеров", "Свобода и Народовластие", "ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ", "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Партия Национального Возрождения "Народная Воля" в Псковской области.
В результате принятых мер в целом во втором квартале общее количество нарушений по сравнению с первым кварталом уменьшилось более чем в полтора раза.
He случайно, что большинство политических партий, допустивших финансовые нарушения, попали в перечень партий, деятельность которых была признана по результатам проверки, проведенной Федеральной регистрационной службой в текущем году, не соответствующей требованиям Федерального законодательства.
Финансовое состояние политических партий с учетом их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений за первое полугодие текущего года характеризуется следующими данными (сведения за третий квартал находятся в проверке).
Согласно представленной ими финансовой отчетности всего получено немногим более 1218 млн.рублей (приложение N 2). Из них около 1148 млн.руб., или 94 процента, поступило в виде денежных средств и более 70 млн.руб., или 6 процентов, в виде иного имущества.
Лидером, имеющим наиболее существенные поступления, является Всероссийская политическая партия "Единая Россия" - всего около 722 млн.рублей.
Заметно меньшие, но все же значительные средства получены пятью политическими партиями:
"РОДИНА" | 82,8 млн.рублей |
"КПРФ" | 81,1 млн.рублей |
"ПАТРИОТЫ РОССИИ" | 76,0 млн.рублей |
"ЛДПР" | 64,6 млн.рублей |
"Российская партия ЖИЗНИ" | 58,1 млн.рублей |
На сумму от 10 до 24 млн.рублей аккумулировали средства шесть политических партий: "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ", "Российская партия Пенсионеров", "Аграрная партия России", "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО", "Социалистическая единая партия России", "Народная партия Российской Федерации".
У десяти политических партий средства для осуществления уставной деятельности, с учетом региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, составили от 1 до 9 млн.рублей.
Шести политическим партиям за первые два квартала 2006 года средства не поступали - "Российская политическая партия Мира и Единства", "Развитие предпринимательства", "СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ", "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Национально-консервативная партия России", "Российская Конституционно-демократическая партия".
Из общей суммы поступивших денежных средств 66 процентов денежных средств (более 751 млн.руб.) - пожертвования, 4 процента (более 46 млн.руб.) - вступительные и членские взносы, 23 процента (269,8 млн.руб.) средства федерального бюджета, перечисленные 12 политическим партиям (приложения N 2-5).
На осуществление уставной деятельности политические партии в первом полугодии 2006 года израсходовали 88 процентов всех поступивших денежных средств, что составляет более 1015 млн.рублей (приложение N 6).
На проведение съездов, партийных конференций, общих собраний 21 политической партией, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями израсходовано более 34 млн.рублей, или 3,4 процента от суммы всех расходов, из них наиболее крупные расходы понесли политические партии:
"ЛДПР" | 7,9 млн.рублей |
"Единая Россия" | 6,8 млн.рублей |
"Аграрная партия России" | 3,4 млн.рублей |
"Российская демократическая партия "ЯБЛОКО" | 2,2 млн.рублей |
Почти 63 процента всех расходов (640 млн.руб.) составляют расходы на содержание самих политических партий, из них 29 процентов (184 млн.руб.) приходится на содержание руководящих органов политических партий и 71 процент (456 млн.руб.) на содержание региональных отделений и иных зарегистрированных подразделений.
В соответствии с представленной отчетностью не расходовались средства на содержание региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений у следующих политических партий: "Свобода и Народовластие", "Российская политическая партия Мира и Единства", "Развитие предпринимательства", "СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ", "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Российская Конституционно-демократическая партия".
На финансирование своего основного уставного вида деятельности - участие в выборах и референдумах - политические партии израсходовали 78 млн.рублей, или около 8 процентов от всех расходов.
Необходимо отметить, что средства, направляемые политическими партиями в избирательные фонды, рассматриваются избирательным законодательством как их собственные средства, которые в дальнейшем не подлежат проверке как добровольные пожертвования, так как их правомерность установлена в ходе проверки текущей финансовой отчетности политических партий. Таким образом, роль избирательных комиссий в осуществлении контроля за источниками средств, получаемых политическими партиями и их региональными отделениями, существенно возрастает.
Для осуществления своих целей и задач политическая партия в своем уставе устанавливает порядок привлечения денежных средств, в том числе путем внесения вступительных и сбора членских взносов. Уставами большинства политических партий предусмотрены указанные поступления, при этом порядок и размеры их внесения устанавливаются, как правило, руководящим органом политической партии. Представленная в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации финансовая отчетность показывает, что в кассу таких политических партий, как "Социалистическая единая партия России", "Российская партия мира", "Социал-демократическая партия России", "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО", "Партия социальной справедливости", "Народно-патриотическая партия России", "Российская экологическая партия "Зеленые", "СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ", "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Российская Конституционно-демократическая партия", "Национально-консервативная партия России", указанные взносы в течение двух кварталов текущего года не поступали, хотя уставами этих партий они предусмотрены, а порядок их сбора регулируется внутрипартийными документами.
Значительная сумма средств (более 365 млн.руб.), поступивших политическим партиям в виде пожертвований, была внесена юридическими лицами - некоммерческими организациями (приложение N 7), которые в рамках действующего законодательства могут быть использованы в качестве посредника для "перекачивания" средств от источников, не имеющих права напрямую осуществлять финансовую поддержку политических партий. В настоящее время Государственной Думой планируется рассмотрение во втором чтении внесенного группой депутатов проработанного с участием Центральной избирательной комиссии Российской Федерации пакета законопроектов о внесении в федеральное законодательство о выборах и референдумах, а также в федеральные законы "О некоммерческих организациях" и "О политических партиях" изменений, связанных с установлением в отношении некоммерческих организаций правила, ограничивающего такой вид их деятельности, как осуществление пожертвований. Предлагается распространить ограничения на некоммерческие организации, получившие в течение года, предшествующего дню внесения пожертвований, денежные средства или иное имущество от юридических или физических лиц, которым запрещено осуществлять пожертвования политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума. При этом применяться эти ограничения будут только в случаях, если полученные некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не возвращены перечислившим (передавшим) их юридическим и физическим лицам до дня внесения пожертвования.