ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2006 года N 192/1201-4


О некоторых итогах работы избирательных комиссий в 2006 году по реализации полномочий, связанных
с проверкой сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений
и иных зарегистрированных структурных подразделений


Заслушав информацию члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Э.Л.Ермаковой, руководствуясь пунктом 12_1 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Принять к сведению информацию о некоторых итогах работы избирательных комиссий в 2006 году по реализации полномочий, связанных с проверкой сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений (прилагается).

Отметить, что работа избирательных комиссий по реализации полномочий, связанных с проверкой сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

2. Контрольному управлению (А.Н.Чуркин) в срок до 1 марта 2007 года подготовить с учетом имеющейся практики осуществления избирательными комиссиями контроля за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями предложения по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирующие это направление деятельности избирательных комиссий.

3. Контрольному управлению (А.Н.Чуркин), ФЦИ при ЦИК России (В.В.Ященко) в связи с вводом в эксплуатацию подсистемы автоматизации контроля за финансовой деятельностью политических партий ГАС "Выборы" обеспечить использование средств автоматизации при осуществлении избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации своих полномочий.

4. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.Застрожная

     

     

Приложение
к постановлению
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 20 декабря 2006 года N 192/1201-4

     

ИНФОРМАЦИЯ
о некоторых итогах работы избирательных комиссий в 2006 году по реализации полномочий, связанных с проверкой
сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных
зарегистрированных структурных подразделений



Прошел год с момента начала исполнения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, возложенных на них Федеральным законом "О политических партиях" (далее - Федеральный закон) полномочий по контролю за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями, в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований граждан и юридических лиц.

За этот период подготовлен пакет нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирующих деятельность избирательных комиссий и политических партий по выполнению норм Федерального закона, а также ряд совместных документов организационного характера, регулирующих взаимодействие избирательных комиссий с регистрирующими органами - Федеральной регистрационной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной миграционной службой.

Накопленный определенный практический опыт в реализации требований Федерального закона позволяет сделать основной вывод о готовности избирательных комиссий к решению поставленных перед ними задач. Налажено конструктивное взаимодействие непосредственно с политическими партиями (по данным Федеральной регистрационной службы на дату представления финансовой отчетности зарегистрировано 35 политических партий, приложение N 1), их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями. Этому в немалой степени способствовали состоявшиеся в декабре 2005 года, июне и октябре 2006 года совещания в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с участием представителей политических партий. Аналогичные рабочие встречи проводились и проводятся избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации с представителями региональных отделений политических партий.

Практика показала, что принятые нормативные акты Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, регулирующие проведение проверок финансовой отчетности политических партий, представляемой в избирательные комиссии, требуют дальнейшего совершенствования. Так, с целью обеспечения проведения анализа результатов проверки финансовой отчетности политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений требуется установление единой формы заключения по результатам таких проверок.

Налаженное взаимодействие и совместная работа с регистрирующими органами позволили устранить ряд имевших место проблемных вопросов, касающихся сроков и полноты проверки сведений, указанных физическими и юридическими лицами при осуществлении пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям. Положительным образом повлияли на работу дополнительное разъяснение Федеральной налоговой службы, направленное региональным налоговым органам, о порядке проведения проверки таких сведений и назначение во всех территориальных налоговых органах сотрудников, ответственных за взаимодействие с избирательными комиссиями.

Избирательными комиссиями накоплен определенный опыт исполнения требований Федерального закона по обеспечению принципов гласности и прозрачности при освещении финансовой деятельности политических партий. И здесь, прежде всего, используются возможности сети Интернет, периодических печатных изданий, а также проведение различного рода публичных мероприятий и встреч с журналистами. Такой опыт открытости в деятельности избирательных комиссий заслуживает пристального внимания и дальнейшего распространения.

С целью оказания практической помощи по организации выполнения новых полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации представителями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществлены выезды в девять регионов (Республика Тыва, Республика Адыгея, Пермский край, Астраханская, Вологодская, Ленинградская, Московская, Омская области, Еврейская автономная область).

Для повышения оперативности проведения проверок сведений, указанных физическими и юридическими лицами, при осуществлении пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям активно используются данные Регистра избирателей ГАС "Выборы" и данные Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), доступ к которым предоставлен Федеральной налоговой службой. В целом на настоящее время по сведениям, представленным в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, организована проверка более 1700 жертвователей, из них более 200 - юридических лиц и около 1500 - физических. По итогам проверки регистрирующими органами выявлено 8 юридических и 22 физических лица, которыми нарушены требования Федерального закона в части осуществления пожертвований.

Наряду с разработкой нормативных документов реализуется механизм автоматизации процесса проверки представляемой политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями политических партий финансовой отчетности. В самое ближайшее время будет принята в эксплуатацию подсистема автоматизации контроля финансирования политических партий ГАС "Выборы", которая станет действенным инструментом в выполнении контрольных функций, возложенных на избирательные комиссии.

С целью подготовки кадров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в апреле этого года проведено дистанционное обучение по использованию указанной подсистемы свыше 130 сотрудников аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Как во всяком новом деле, не обошлось без определенных "погрешностей" в ходе выполнения требований Федерального закона. Политические партии, их региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения допускали различного рода нарушения (несоблюдение сроков представления отчетности, арифметические и технические ошибки и др.).

Статистика по регионам показывает, что наибольшее количество нарушений (около 460) связано с нарушением срока представления отчетности региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделеними. Среди нарушителей региональные отделения таких политических партий, как "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Евразийский Союз", "Социалистическая единая партия России", ''Союз людей за образование и науку", "СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ", "Свобода и Народовластие", "Национально-консервативная партия России", "Российская Конституционно-демократическая партия", "Народная партия России", и ряд других.

В целом региональные отделения политических партий реагируют на соответствующие обращения избирательных комиссий по соблюдению требований Федерального закона. Однако есть и единичные отрицательные примеры. Так, Ленинградским областным региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" не было возвращено в первом квартале сего года пожертвование ООО "СеверСтрой", зарегистрированного менее чем за год до дня его внесения. Несмотря на неоднократные напоминания со стороны Избирательной комиссии Ленинградской области о перечислении этих средств в доход Российской Федерации в связи с ликвидацией жертвователя - юридического лица, региональное отделение распорядилось пожертвованием по своему усмотрению - перечислило денежные средства другому юридическому лицу в счет погашения кредиторской задолженности, что противоречит нормам Федерального закона. О таком нарушении областная избирательная комиссия проинформировала территориальный орган Росрегистрации.

Избирательные комиссии своевременно информировали уполномоченные регистрирующие органы и их территориальные подразделения о выявленных фактах нарушений политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями требований Федерального закона.

Так, на основании информации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Федеральной регистрационной службой были вынесены письменные предупреждения по итогам первого квартала в адрес двух политических партий: "Союз людей за образование и науку" и "Партия развития регионов "Природа и Общество", второго квартала - в адрес четырех политических партий: "Союз людей за образование и науку", "Развитие предпринимательства", "Народно-республиканская партия России", "Российская Конституционно-демократическая партия".

По инициативе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации территориальными органами Федеральной регистрационной службы выносились письменные предупреждения, судами приостанавливалась деятельность ряда региональных отделений политических партий ("Союз людей за образование и науку", "Российская объединенная промышленная партия", "Российская Конституционно-демократическая партии", "Развитие предпринимательства", "Российская партия Пенсионеров" и др.).

Наряду с отмеченными мерами ответственности в отдельных субъектах Российской Федерации территориальными органами Федеральной регистрационной службы практиковалось привлечение региональных отделений политических партий к административной ответственности по статье 19.7 "Непредставление сведений (информации)" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такая правоприменительная практика имела место в отношении региональных отделений политических партий "Демократическая партия России" и "ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ" в Брянской области, политических партий "Российская партия Пенсионеров", "Свобода и Народовластие", "ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ", "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Партия Национального Возрождения "Народная Воля" в Псковской области.

В результате принятых мер в целом во втором квартале общее количество нарушений по сравнению с первым кварталом уменьшилось более чем в полтора раза.

He случайно, что большинство политических партий, допустивших финансовые нарушения, попали в перечень партий, деятельность которых была признана по результатам проверки, проведенной Федеральной регистрационной службой в текущем году, не соответствующей требованиям Федерального законодательства.

Финансовое состояние политических партий с учетом их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений за первое полугодие текущего года характеризуется следующими данными (сведения за третий квартал находятся в проверке).

Согласно представленной ими финансовой отчетности всего получено немногим более 1218 млн.рублей (приложение N 2). Из них около 1148 млн.руб., или 94 процента, поступило в виде денежных средств и более 70 млн.руб., или 6 процентов, в виде иного имущества.

Лидером, имеющим наиболее существенные поступления, является Всероссийская политическая партия "Единая Россия" - всего около 722 млн.рублей.

Заметно меньшие, но все же значительные средства получены пятью политическими партиями:

     "РОДИНА"

82,8 млн.рублей

     "КПРФ"

81,1 млн.рублей

     "ПАТРИОТЫ РОССИИ"

76,0 млн.рублей

     "ЛДПР"

64,6 млн.рублей

     "Российская партия ЖИЗНИ"

58,1 млн.рублей


На сумму от 10 до 24 млн.рублей аккумулировали средства шесть политических партий: "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ", "Российская партия Пенсионеров", "Аграрная партия России", "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО", "Социалистическая единая партия России", "Народная партия Российской Федерации".

У десяти политических партий средства для осуществления уставной деятельности, с учетом региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, составили от 1 до 9 млн.рублей.

Шести политическим партиям за первые два квартала 2006 года средства не поступали - "Российская политическая партия Мира и Единства", "Развитие предпринимательства", "СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ", "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Национально-консервативная партия России", "Российская Конституционно-демократическая партия".

Из общей суммы поступивших денежных средств 66 процентов денежных средств (более 751 млн.руб.) - пожертвования, 4 процента (более 46 млн.руб.) - вступительные и членские взносы, 23 процента (269,8 млн.руб.) средства федерального бюджета, перечисленные 12 политическим партиям (приложения N 2-5).

На осуществление уставной деятельности политические партии в первом полугодии 2006 года израсходовали 88 процентов всех поступивших денежных средств, что составляет более 1015 млн.рублей (приложение N 6).

На проведение съездов, партийных конференций, общих собраний 21 политической партией, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями израсходовано более 34 млн.рублей, или 3,4 процента от суммы всех расходов, из них наиболее крупные расходы понесли политические партии:

     "ЛДПР"

7,9 млн.рублей

     "Единая Россия"

6,8 млн.рублей

     "Аграрная партия России"

3,4 млн.рублей

     "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО"

2,2 млн.рублей


Почти 63 процента всех расходов (640 млн.руб.) составляют расходы на содержание самих политических партий, из них 29 процентов (184 млн.руб.) приходится на содержание руководящих органов политических партий и 71 процент (456 млн.руб.) на содержание региональных отделений и иных зарегистрированных подразделений.

В соответствии с представленной отчетностью не расходовались средства на содержание региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений у следующих политических партий: "Свобода и Народовластие", "Российская политическая партия Мира и Единства", "Развитие предпринимательства", "СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ", "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Российская Конституционно-демократическая партия".

На финансирование своего основного уставного вида деятельности - участие в выборах и референдумах - политические партии израсходовали 78 млн.рублей, или около 8 процентов от всех расходов.

Необходимо отметить, что средства, направляемые политическими партиями в избирательные фонды, рассматриваются избирательным законодательством как их собственные средства, которые в дальнейшем не подлежат проверке как добровольные пожертвования, так как их правомерность установлена в ходе проверки текущей финансовой отчетности политических партий. Таким образом, роль избирательных комиссий в осуществлении контроля за источниками средств, получаемых политическими партиями и их региональными отделениями, существенно возрастает.

Для осуществления своих целей и задач политическая партия в своем уставе устанавливает порядок привлечения денежных средств, в том числе путем внесения вступительных и сбора членских взносов. Уставами большинства политических партий предусмотрены указанные поступления, при этом порядок и размеры их внесения устанавливаются, как правило, руководящим органом политической партии. Представленная в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации финансовая отчетность показывает, что в кассу таких политических партий, как "Социалистическая единая партия России", "Российская партия мира", "Социал-демократическая партия России", "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО", "Партия социальной справедливости", "Народно-патриотическая партия России", "Российская экологическая партия "Зеленые", "СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ", "Партия развития регионов "Природа и Общество", "Российская Конституционно-демократическая партия", "Национально-консервативная партия России", указанные взносы в течение двух кварталов текущего года не поступали, хотя уставами этих партий они предусмотрены, а порядок их сбора регулируется внутрипартийными документами.

Значительная сумма средств (более 365 млн.руб.), поступивших политическим партиям в виде пожертвований, была внесена юридическими лицами - некоммерческими организациями (приложение N 7), которые в рамках действующего законодательства могут быть использованы в качестве посредника для "перекачивания" средств от источников, не имеющих права напрямую осуществлять финансовую поддержку политических партий. В настоящее время Государственной Думой планируется рассмотрение во втором чтении внесенного группой депутатов проработанного с участием Центральной избирательной комиссии Российской Федерации пакета законопроектов о внесении в федеральное законодательство о выборах и референдумах, а также в федеральные законы "О некоммерческих организациях" и "О политических партиях" изменений, связанных с установлением в отношении некоммерческих организаций правила, ограничивающего такой вид их деятельности, как осуществление пожертвований. Предлагается распространить ограничения на некоммерческие организации, получившие в течение года, предшествующего дню внесения пожертвований, денежные средства или иное имущество от юридических или физических лиц, которым запрещено осуществлять пожертвования политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума. При этом применяться эти ограничения будут только в случаях, если полученные некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не возвращены перечислившим (передавшим) их юридическим и физическим лицам до дня внесения пожертвования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»