РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 декабря 2006 года N 1761-р
[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы
"Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы]
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы.
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (далее - Программа) и подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы, входящей в состав Программы (далее - подпрограмма), - Минпромэнерго России;
государственными заказчиками Программы - Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук, а подпрограммы Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку и Рособразование.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 49549 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе предельный (прогнозный) объем финансирования подпрограммы 23200 млн. рублей.
4. Минпромэнерго России обеспечить разработку проекта Программы и Минэкономразвития России представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Национальная технологическая база"
на 2007-2011 годы
Основной проблемой, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (далее - Программа), является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.
Указанная проблема прямо соотносится с решением следующих приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации:
преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, низкого уровня значительной части научно-технических разработок, недостаточной инновационной активности российских компаний;
развитие высокотехнологичного сектора российской экономики в целях обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности отечественных товаров;
создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции.
Повышение инновационной активности связано с обеспечением устойчивых темпов роста промышленного производства, с позитивными структурными сдвигами, направленными на увеличение доли перерабатывающих отраслей в общем объеме продукции и доли высокотехнологичной наукоемкой продукции в перерабатывающих отраслях, а также с закреплением конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, как отмечено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, угрожает России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России. В связи с этим государственная поддержка развития промышленности должна быть ориентирована на обеспечение инновационного характера ее развития и воспроизводство главного материального фактора обновления производства - его технологической базы, реализующей современные достижения научно-технического прогресса и обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции.
Переход к инновационному пути развития страны с учетом избранных приоритетов определен в качестве главной цели государственной научно-технологической политики в утвержденных Президентом Российской Федерации Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Мероприятия Программы ориентированы на технологическое обеспечение реализации следующих крупных комплексных проектов, необходимых для социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности и потребностей бизнеса:
освоение водородной энергетики;
переход к промышленному производству и управлению материальными потоками на основе электронного документооборота и радиочастотной идентификации (интегрированная логистика);
создание перспективной отечественной транспортной техники с использованием международной кооперации;
обеспечение здоровья нации и защиты человека от биотерроризма и поражения токсичными факторами;
разработка нового поколения морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;
создание перспективных электронных технических систем различного назначения на основе применения отечественной электронной компонентной базы.
Предполагается, что реализация указанных комплексных проектов будет осуществляться бизнес-сообществом с участием государства на основе принципов частно-государственного партнерства.
При этом задачи Программы заключаются в разработке и практическом внедрении критических технологий, необходимых для реализации этих проектов, а также для создания и производства другой конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня.
Проведенный анализ показал, что для решения этих задач необходимо создание и промышленное освоение технологий по следующим базовым технологическим направлениям:
технологии новых материалов;
общемашиностроительные технологии;
базовые технологии энергетики;
технологии перспективных двигательных установок;
химические технологии и катализ;
технологии морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний.
Кроме того, предусматривается выполнение подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы, входящей в состав Программы (далее - подпрограмма).
Необходимость представления последнего направления в виде подпрограммы диктуется высокой значимостью этого направления для технологической инфраструктуры страны, значительным объемом бюджетного финансирования, комплексностью решаемых проблем, приводящей к необходимости реализации взаимоувязанных мероприятий Программы, для чего требуется их координация и управление в рамках отдельной подпрограммы.
Протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 1 апреля 2006 г., утвержденным Президентом Российской Федерации, предусматривается разработка подпрограммы в составе Программы.
Инновационный процесс включает в себя:
фундаментальные исследования и прикладные поисковые работы ("пробирочные" технологии);
разработку промышленных технологий;
разработку и производство инновационного продукта.
Программа реализует второй этап инновационной цепочки разработку технологий, предназначенных для непосредственного использования в промышленности.
Последующие этапы инновационного процесса являются сферой деятельности бизнес-сообщества. При этом государственная поддержка конкретных разработок осуществляется через ведомственные (отраслевые) программы, использующие результаты федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы как необходимый технологический базис.
Конечным продуктом Программы являются разработанные промышленные технологии, предназначенные для их дальнейшего применения в коммерческих проектах, связанных с производством конкретного инновационного продукта.
Мероприятия Программы формируются с таким расчетом, чтобы исключить возможное дублирование с другими программами технологической направленности.
Одним из важнейших механизмов реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и Основ политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации, является федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы.
В рамках указанной программы завершены и получили непосредственное промышленное внедрение около 80 технологических проектов в области перспективных материалов, электроники, лазерной техники, вычислительной техники, энергетики, биоинженерии и др. Многие из разработок не имеют аналогов в мире.
В качестве примеров таких работ можно отметить следующие:
разработаны новые полимерные композиционные материалы с регулируемыми многофункциональными свойствами, использование которых позволило создать специальную амортизационную конструкцию под главные двигатели строящегося головного корабля типа "Корвет", что на 30 процентов снизило массу этой конструкции;
впервые в мире созданы антифрикционные материалы, имеющие прочность и стабильность параметров на уровне металлов и способные работать без смазки;
разработана технология синтеза полупроводниковых трехмерных фотонных кристаллов, на основе которых создаются низкопороговые лазеры видимого и инфракрасного диапазонов и сверхбыстрые оптические переключатели потоков информации. По своим техническим характеристикам фотонные кристаллы не имеют мировых аналогов;
завершена разработка 30 наименований оборудования эфирного цифрового телевизионного вещания для модернизации сети государственного телевизионного вещания;
созданы оптико-электронные усилители сверхслабых отраженных сигналов для лазерных локаторов большой дальности;
разработана технология и создана опытно-промышленная установка по производству специального порошка по изготовлению смешанного топлива для ядерных реакторов различного назначения;
впервые в стране начато производство генно-инженерного инсулина для лечения сахарного диабета;
разработаны технологии изготовления тепловых аккумуляторов и энергоблоков на солнечной энергии для двигательных установок по межорбитальной транспортировке космических аппаратов;
разработаны новые технологии в области прикладных проблем гидромеханики.
Однако в настоящее время необходимо продолжать развитие этой программы по следующим причинам:
развитие технологий в мире является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом;
вследствие недостаточного финансирования не удалось полностью решить важную задачу обеспечения технологической независимости и информационной безопасности Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы, используемой в стратегически значимых системах;
появились новые направления технологического развития, не предусмотренные федеральной целевой программой "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы;
обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также (в связи с предстоящим присоединением России к ВТО) и на внутреннем рынках требует интенсификации инновационных процессов, ускорения разработки и передачи в производство новых передовых технологий, способных составить технологическую основу для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Мероприятия Программы предусматривают проведение работ по развитию значительного (около 60 процентов) числа критических технологий, включенных в утвержденный Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. перечень критических технологий Российской Федерации.
Отказ от реализации мероприятий Программы будет означать разрыв инновационной цепи в одном из ее основных звеньев, связанном с разработкой и освоением в производстве новых промышленных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции.
Отечественная высокотехнологичная промышленность, лишенная притока новых технологий, не сможет конкурировать с иностранными фирмами не только на внешнем, но и на внутреннем рынке (особенно после вступления России в ВТО).
Технологическое отставание отечественной промышленности от передовых стран неизбежно увеличится и уже в обозримой перспективе по ряду важнейших технологических направлений может стать необратимым, что сделает вполне реальной угрозу потери Россией способности разрабатывать и производить современную наукоемкую высокотехнологичную продукцию и обеспечивать национальную безопасность на необходимом уровне.
В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются 3 варианта реализации Программы.
Первый вариант предусматривает ускоренную разработку и освоение в производстве всех критических технологий в основном за счет бюджетных средств, а также привлечение внебюджетных средств на конечных этапах внедрения.
Основой этого варианта является перечень критических технологий Российской Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации. Каждое технологическое направление, указанное в этом перечне, предусматривает выполнение комплексных технологических проектов, общее количество которых может быть более 500.
По экспертной оценке, необходимый объем бюджетных средств для реализации этого варианта составляет 150-200 млрд. рублей.
Преимущество данного подхода заключается в возможности разработки максимального количества критических технологий уже в ближайшей перспективе при использовании необходимой бюджетной поддержки.
Основной риск реализации этого варианта связан с малой вероятностью привлечения необходимых объемов бюджетного финансирования из-за ограниченности бюджетных средств.
Второй вариант предусматривает отказ от государственной поддержки технологического развития и создания собственных промышленных технологий (приобретение необходимых технологий по импорту).
Для реализации этого варианта необходимый объем бюджетных средств может составить 40-50 млрд. рублей. В то же время возможность решения проблемы существенно снизится вследствие: